Формирование духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ
в условиях введения ФГОС.
Яльтикова Н.Н – учитель трудового обучения ГБОУ республики Марий Эл
«Школа № 1 г. Йошкар – Олы».
Работа учителя коррекционной школы заключается не только в образовании детей и коррекции их развития, но и в формировании духовно - нравственного воспитания.
В настоящее время в Российской Федерации с введением ФГОС идёт становление новой системы образования и воспитания. В связи с этим в учебно-воспитательном процессе возникают значительные перемены. Меняется содержание воспитания, подходы и отношения к нему. Особенностями современного воспитательного процесса является постановка личности в центр воспитательной системы.
Стандарты второго поколения определяют результаты воспитания, которые направлены на формирование общечеловеческих ценностей, новый качественный уровень его организации, чёткую структурированность, системность и технологичность его компонентов.
В основе Стандарта положена Концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.
Концепция определяет:
Характер современного национального воспитательного идеала;
Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи;
Систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации.
Стандарт раскрывает содержание приведённого в Законе «Об образовании» понятия «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающегося.
Духовно-нравственное воспитание - это педагогически организованный процесс, в котором обучающимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, организованным, многоплановым процессом.
Ведущим социальным институтом формирования личности является образовательное учреждение. Поскольку дети проводят большую часть времени в школе, то на неё ложится ответственность за формирование основных жизненных ценностей – патриотизм, любовь к Родине, активная гражданская позиция, толерантность, уважение к людям. Детям с интеллектуальными нарушениями свойственны неразвитость мышления, слабость усвоения общих понятий, они поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. У них с опозданием формируется чувство долга, совесть, ответственность и пр. Таким детям необходима специальная воспитательная работа, направленная на развитие и совершенствование нравственных качеств. Перед школой встаёт задача заложить у детей нравственное сознание и поведение, сформировать способность к принятию ответственных решений.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям. Ценности: Любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора, и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.
2. Воспитание нравственных чувств и эстетического сознания. Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира - как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира, ценность таких качеств личности как целеустремлённость и настойчивость, бережливость.
Формирование ценностного отношения к семье, зд
оровью и здоровому образу жизни.
Ценности: ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших
ценность здоровья (физического, нравственного и социально – психологического),
стремление к здоровому образу жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: планета Земля - общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда- как условия достижения мастерства, ценность творчества.
Большое внимание уделяется Духовно-нравственному воспитанию и развитию обучающихся в нашей школе на уроках «Профильного труда» Именно на этих уроках ученицы действуют самостоятельно, своими руками и видят результат своей деятельности. Что позволяет самореализоваться и самоутвердиться обучающимся.
В своей работе я ставлю задачи:
Формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Формирование ценностного отношения к
прекрасному
, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Патриотического воспитания.
Уроки «Профильного труда» швейное дело предоставляют возможность для решения указанных задач.
На уроках швейного дела перед учащимися ставлю определённые задачи и стараюсь добиваться их выполнения. Соблюдать дисциплину, правила техники безопасности; работать с полной отдачей сил, ценить время; добросовестно выполнять задания и работу с хорошим качеством; Требования, которые я систематически предъявляю к учащимся, становятся нормой поведения. Формируются нравственные привычки, культура поведения и труда. На уроках стараюсь создавать свои традиции: каждое занятие начинается с доброжелательной встречи учащихся, позитивного настроя на работу; организации рабочего места (напоминаю, что должно находиться на рабочем столе для занятия); заканчивая урок, обязательно благодарю их за работу, выставляю оценки и отмечаю настроение ребят (рефлексия).
Любой труд должен быть производительным. Для этого на занятиях систематически и терпеливо приучаю школьников координировать свои движения, работать двумя руками; учу организовывать своё рабочее место так, чтобы не совершать лишних движений; учить рациональным приёмам выполнения различных операций.
На уроках швейного дела знакомлю учащихся:
- с историей и особенностями русского костюма при изучении темы «Технология обработки ткани», с историей и особенностями марийского костюма при изучении темы «Головные уборы»
- с национальным Марийским костюмом и его особенностями при изучении темы «Вышивка»,
- с народным творчеством – художественной росписью при изготовлении кухонных предметов из хлопчатобумажных тканей с рисунком - роспись Гжель, Хохлома, Городец и другие (приложение: конспект урока «Обработка срезов прихватки долевой обтачкой» при изучении темы «Изготовление прихватки»),
-с народными традициями на уроках практического повторения в конце четверти при изготовлении:
а) оберегов: славянский оберег кукла Крупеничка и Богач, Марийский оберег «Неразлучники», Сторож - дома и другие.
б) сувениров, подарков «Пошив ключницы Собачка-новогодний талисман», «Изготовление мягкой игрушки - Хрюшки», Изготовление магнитика на холодильник-Бычок (к Новому году); «Пошив грелки на чайник», «Пошив прихваток в лоскутной технике» и другие (к 8 марту, Дню Матери, Дню учителя ).
На уроках швейного дела знакомлю учащихся с произведениями народного искусства, также даю им необходимые технические знания, развиваю трудовые умения и навыки.
Приобщая обучающих к традициям русской культуры, расширяя их представление о стране, крае, обычаях и культуре народов формируются основы духовно-нравственной личности, способной к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Ознакомление обучающихся с историей и традициями народных художественных ремёсел, обучение лоскутной пластике, вышивке - это как раз та сфера деятельности, где художественная грань личности может проявить себя.
Уделяю внимание и патриотическому воспитанию. Мастер-класс ко Дню победы «Украшение Георгиевской ленты» (дети узнают её назначение; делают выводы, какими качествами должен обладать человек, чтобы получить награду на георгиевской ленте.) Работаю над созданием чувства гордости за свою Родину, свой народ, уважение к великим свершениям и достойным страницам прошлого. «Пошив солдатской пилотки» (узнают историю появления солдатской пилотки, кто её носил; готовую пилотку дети оденут на школьный праздник, а некоторые с родителями примут участие в марше «Бессмертный полк»)
В процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов из жизни Родины возникают нравственные чувства. Занимаясь декоративно-прикладным творчеством – дети учатся создавать красоту своими руками (Цветочные букеты, декоративные панно, интерьерные игрушки). Эти уроки повышают интерес к предмету, активизируют познавательную и мыслительную деятельность, творческие способности, а также формируют эстетический вкус. Обращение к фольклорным традициям раскрывает истоки нашего мировоззрения, является интересным и полезным досугом, позволяющим раскрыть способности личности, привить художественный и эстетический вкус.
В своей работе для решения поставленных задач использую различные методы и технологии
Наглядные (использование экспонатов: национальных костюмов, домашней утвари, изделий
- декоративно прикладного искусства, и пр.)
Словесные (беседы, помогающие пополнить словарный запас детей с новыми понятиями, развитие внимания, логическое мышление)
Практические (приёмы и упражнения, самостоятельная работа)
Игровые (настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры)
Информаци
онно коммуникативные технологии (
использование видеофильмов, презентаций, интернет р
есурсов).
Метод проектов (педагогические проекты, творческие проекты – индивидуальные и групповые) и другие.
Мероприятия с использование информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, развивают духовную направленность личности.
Разрабатывая и реализуя проекты, обучающиеся развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной работы и работы в группах. Выполняя проекты, осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, приобретают опыт решения творческих задач. Во время работы над проектом у учащегося формируется собственное мнение к различным направлениям народного искусства, к людям и вещам.
Проектная работа с детьми с интеллектуальными нарушениями имеет свои особенности и подходы к организации. Групповые проекты используются в среднем звене, а индивидуальные в старшем. Деление детей на группы осуществляется с ориентацией на их психофизические возможности (с учетом уровней обучаемости). Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль.
Реализованные проекты:
-ученические индивидуальные проекты : «Новогодний талисман», «Подарок для мамы», «Лоскутная прихватка», «Декор для кухни», «Украшение дома». Ученица изучает информацию по теме проекта; самостоятельно выбирает вариант изделия, выкройку, материалы, технологии используя различные источники; выполняет раскрой и пошив с незначительной помощью учителя.
-ученические групповые проекты: «Панно в технике аппликация», «Лоскутное детское одеяло», «Цветочная корзина» При групповой работе девочки коллективно ищут лучший вариант изделия, необходимую информацию, советуясь друг другом, составляют последовательность изготовления, анализируют трудовой процесс. При этом они начинают понимать, что трудиться это значит обдумывать процесс, проявлять умение. В групповых практическая работа делится по возможностям учащихся. Педагог контролирует, направляет и помогает.
-педагогические проекты: «Марий эл - край узоров»
Данный проект был разработан к столетию республики Марий-Эл Цель проекта: Приобщение учащихся к культурному наследию Марийского народа через ознакомление с орнаментом и значением марийских узоров, в процессе изготовления изделий. Задачи проекта. Воспитывать чувства любви и уважения к традициям своего народа, к культурным ценностям, к родному краю. Развить умение воспринимать и различать образы, символы в национальном орнаменте. А также научить учащихся приёмам выполнения марийской вышивки. В проекте участвуют девочки 6-9 классов. Проект рассчитан на год. Продукт проекта изделия с марийскими символами и орнаментом. Проект удачно реализован в намеченные сроки. Изготовлены изделия: сувениры-обереги с марийской символикой, ключница, футляр для очков, косметички с марийским орнаментом. Лучшие работы приняли участие в выставке. Участники выставки получили грамоты. Часть изделий была передана в дом престарелых – акция «добрые руки».
Меня как учителя интересуют проблемы современного урока. Стараюсь что - бы урок был эффективным как для учителя, так и для учащегося. Применяю в работе современные образовательные технологии. Постоянно пробую различные методы и формы проведения занятий по предмету «Профильный труд» швейное дело (некоторые из них мной были описаны )решая как образовательные, развивающие, коррекционные задачи, так и духовно-нравственного воспитания.
Школа становится важнейшим структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, сосредоточением не только интеллектуальной, но так - же гражданской, духовной, культурной жизни школьника. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Используемая литература:
1.А.Я.Данилюк А.М.Кондаков В.А.Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
2.Петракова Г.М.Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ//Молодой учёный.-2017.-№49. - с398-399.- URL https://moluch.ru/archive/183/47095/.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат