Игнатьева Н.Н.
педагог дополнительного образования
ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества»
Калугина Н.В.
концертмейстер
ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества»
Развитие детского творчества
Творчество является одним из важных механизмов детского воспитания и самовоспитания. Наиболее благоприятным периодом для развития универсальных человеческих способностей, в том числе и творческих выступает дошкольное детство, момент, когда ребенка начинают интересовать вещи, выходящие за рамки той или иной ситуации.
Творческие способности заложены и существуют в каждом ребенке. Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы. Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности. Задатки представляют собой лишь возможности и предпосылки развития способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности человека. Если говорить об индивидуальных особенностях, то можно сказать, что они являются отправной точкой успеха деятельности, поскольку успешность, быстрота, легкость обучения зависит именно от них.
Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей. Среда не создает, а проявляет талант, поэтому требования социальной среды, ближайшего окружения, традиции и установки в обучении могут лишь стимулировать или, наоборот, подавлять творческие способности детей, не обладающих высоким креативным потенциалом.
Третья группа - это зависимость развития креативности от характера и структуры деятельности. Раскрывая данную группу можно опереться на следующие психологические процессы. Одним из таких является восприятие. В самом восприятии материал подготавливается для будущей работы мышления, и само восприятие обладает всеми первичными признаками креативности. Детей, прежде всего, необходимо обучать восприятию и видению мира. Другой психологический процесс, тесно связанный и во многом переплетающийся с процессом творчества, отличающий творческую индивидуальность - процесс воображения. Особенно интенсивно выражен этот процесс в детстве, однако постепенно он утрачивает свою яркость и силу. Для развития воображения необходимо включение воображения детей в решение какой - то проблемы, задачи.
Значительная роль отводится регуляторным процессам - эмоциям и чувствам, а также сфере саморегуляции и самоконтроля. Мотивы и потребности в творчестве формируются под влиянием доминирующих эмоций человека. А к числу эмоций, которые наиболее часто доминируют у творческих личностей, относят агрессию и радость, стремление к доминированию и превосходству, риску нарушению привычного порядка, оптимизм, готовность приходить на помощь. Вышеназванные эмоции способствуют формированию потребности в творчестве. Страх, боязнь фрустрации, сковывает воображение, инициативу, ограничивает стремление к самостоятельным поискам и способам решения. Создание атмосферы, благоприятной для проявления новых идей и мнений, развитие чувства психологической защищенности - одно из основных условий развития творческих способностей детей. Дети, имеющие низкую самооценку, часто не могут реализовать свои способности и даже становятся неуспевающими учениками. Саморегуляция включает в себя направленность на решение какой-либо сложной, последовательной идеи. Поэтому взрослым, работающим с детьми, необходимо воспитывать в них целенаправленность в любой творческой, интеллектуальной деятельности при помощи соответственного мотивирования и подкрепления. Многие специалисты полагают, что привитое ребенку стремление планировать, определять деятельность, доводить дело до конца впоследствии могут стать его внутренней потребностью.
Основным, в результате творческой деятельности ребенка, будет выступать формирование способностей, а не конкретный результат. То есть, перед педагогом стоит задача в изменении обучения таким образом, чтобы развитие способностей превратилось из косвенного в прямой результат обучения. Развитие творческих способностей невозможно без создания на занятиях с детьми творческой ситуации, а именно, поиск нового метода, приема, средства деятельности. Творческая ситуация стимулирует развитие творческих способностей личности. Именно здесь основное средство воспитания - личность педагога.
Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. К ним относят способность замечать и формулировать альтернативы; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска; критичность мышления; готовность памяти; способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс. Творческая индивидуальность педагога во многом определяет ориентацию его творчества в педагогической деятельности. Уровень творчества показывает меру реализации педагогом своих возможностей и является важнейшей характеристикой его личности, обуславливающий педагогический стиль.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для развития творчества детям необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослого овладеть не могут. Заинтересованность взрослых к инициативе и творчеству детей - важный стимул развития детского творчества.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат