«Педагогика поддержки ребёнка:
взаимодействие школы, семьи и социума»
(Из опыта работы классного руководителя)
Автор: Бондина Екатерина Николаевна, учитель начальных классов высшей категории МБОУ «Бухоловская СОШ»
«Если ты думаешь на год вперёд – посади семя.
Если ты думаешь на десятилетия вперёд – посади дерево.
Если ты думаешь на век вперёд – воспитай человека»
Восточная мудрость
Детство – чудесная пора жизни. И нам очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Ведь они не такие как мы, взрослые. Они тоньше, чище, искреннее. Душа ребенка тянется к любви. При этом ребенок не может самостоятельно разобраться, где зло, где добро. Значит, им надо помочь. И я стараюсь сделать так, чтобы школа, наш классный коллектив стали тем местом, где ребенок получает не только образование, но и импульс душевного тепла и участия, где происходит духовно-нравственное формирование личности ребёнка.
Сегодня вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, решение которой зависит только при условии взаимодействия школы, семьи и социума. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
Именно классному руководителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель должен быть для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду.
Как же воспитать ученика, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности? Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». Очень важно осуществление сотрудничества школы и семьи, так как от этого зависит успешность достижений ребёнка.
Опыт моей работы свидетельствует о том, что у современных детей стало теряться понятие нравственности, духовности, на второй план отходит воспитание собственного «я». Дети легко поддаются вредным привычкам, отношения друг с другом строятся очень тяжело. Они часто грубят взрослым, обзываются, между собой общаются жаргонами. Учащиеся практически не читают дополнительной литературы, если их к этому не подталкивать, а значит не пополняются их знания о духовности, красоте. Дети мало посещают дополнительные кружки, спортивные секции. Все чаще у детей проявляется девиантное поведение. Всё это говорит о том, что необходима определённая система воспитательной работы, которая поможет детям подняться нравственно и воспитать себя, как личность.
Таким образом, тема моей воспитательной работы «Духовно-нравственное воспитание младших школьников как основа воспитанности подрастающего поколения» выбрана не случайно.
Цель, которую я поставила перед собой: формирование общечеловеческой, национальной и духовной культуры учащихся начальных классов; обеспечение комплекса мероприятий для привлечения максимального внимания к решению проблем духовно-нравственного воспитания в пространстве образовательного учреждения, семьи и социума.
Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, я учу их понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
А для того, чтобы каждый ребенок познал самого себя, особенности среды, тех условий, что его окружают, и сделал правильный выбор, определил цель и смысл своей жизни, необходимо создать своим ученикам условия для самореализации, побуждающие их к нравственному поведению, нравственным поступкам.
Основными задачами моей работы как классного руководителя являются:
- развитие и становление личности каждого ребенка и коллектива в целом;
- организация системной работы с семьей;
- формирование здорового образа жизни;
- формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров детей;
- организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
Свою воспитательную работу с классным коллективом я систематизировала по направлениям, которые взаимосвязаны между собой и раскрывают основное содержание духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Основные направления моей работы:
«Ученик – патриот и гражданин»
«Ученик и его нравственность»
«Ученик и его отношение к труду»
«Ученик и его здоровье»
«Ученик и его отношение к природе»
«Ученик и Мир
прекрасного
»
«Ученик и его
безопасность
»
«Ученик и семья»
Внутри каждого направления деятельности планирую достаточное разнообразие дел, сочетание общих, групповых и индивидуальных форм работы. Привлекаю детей к планированию КТД. В начале года совместно с детьми обсуждаем, какие коллективные мероприятия им хотелось бы организовать в классе. Таким образом, все формы работы соответствуют интересам, запросам и потребностям личности обучающихся. В ходе воспитательной работы раскрываются творческие таланты детей, их интеллектуальные и физические способности.
Основой моей воспитательной системы, определяющей нравственное развитие, является педагогика поддержки ребёнка. Процесс своей воспитательной работы я построила так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из его индивидуальности. С этой целью я использую в своей деятельности личностно-ориентированный подход. Важную роль в этом играет организация совместной деятельности школы с семьей, общественными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта на основе взаимопомощи и сотрудничества. Все это составляет систему воздействий, которая направляет развитие детей и определяет особенности их формирования.
А.С. Макаренко писал, что в процессе воспитания «перед нами всегда стоит двойной объект – личность и общество. Выключить личность, изолировать её, вынуть её из отношения совершенно невозможно».
Важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная деятельность. Стараюсь создать все условия для радостной и творческой жизни своих ребят.
В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане мною проводится немало различных мероприятий: классные часы «Всемирный день толерантности», «Урок вежливости», «Доброта спасет мир», беседа «Когда говорят «извините», устный журнал «Славит человека труд», час общения «Будем добрыми и человечными», викторина «Здоровье – богатство на все времена» и т.д. С детьми читаем художественную литературу, обсуждаем положительные и отрицательные поступки героев, проводим разнообразные соревнования, семейные праздники, вечера, огоньки, “круглые столы”, встречи с ветеранами. Посещение музеев, театров, сельской библиотеки. С особым интересом учащиеся участвуют в творческих конкурсах: областной конкурс открыток «Помним!», районный конкурс детского рисунка «Спасибо деду за Победу!», «Александр Невский», конкурс «Читаем стихи о войне», конкурс семейных творческих работ «Мир моих увлечений» и др. Ежегодно мои ученики участвуют в Межрегиональной экологической конференции школьников «Планета Земля – наш общий дом», окружной конференции «Первые шаги в науку».
Особого внимания заслуживает интерактивный подход воспитания. Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие. «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю» — говорится в китайской поговорке. Методика участия и взаимодействия полностью вовлекает в процесс развития личности. Интерактивные формы имеют ряд преимуществ: высокая мотивация, творчество и фантазия, коммуникабельность, активная жизненная позиция, командный дух, ценность индивидуальности, свобода самовыражения, акцент на деятельности, взаимоуважение, демократичность, успешность ребенка.
Уже в начальной школе я привлекаю детей к организации мероприятий. Традицией стало проведение в классе «Путешествия в Осеннее царство», «Новогоднего карнавала», праздника «На свете нет дороже мамы», конкурсной программы «Подрастём, ребята, и пойдём в солдаты». Родители принимают активное участие во всех наших мероприятиях. Такое участие воспитывает важные качества личности: целеустремленность, ответственность, умение доводить начатую работу до конца, дисциплинированность, исполнительность. Участие в организации общего дела — мощное средство сплочения коллектива. Я обнаружила интересную закономерность: первые два года я увлекаю детей идеями, а следующие два – они увлекают меня.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребёнка становится организация совместной деятельности детей и родителей. Совместно с родителями также были проведены классный час «О героях былых времен», акция «Никто не создан для войны», экологические акции «Покормите птиц зимой», «Весенний скворечник», экологический десант «Чистый двор». Организация коллективных творческих дел, является наиболее эффективной формой для развития сотрудничества, взаимодействия, взаимопомощи, в процессе которой наиболее полно раскрывается личность и педагога, и воспитанника. При совместной работе, создании творческих проектов мы вместе фантазируем, вместе радуемся результату, совместные выезды на экскурсию превращаются в волшебные путешествия, их гибкость ума оборачивает подготовку к конкурсу или мероприятию в поразительный процесс, потому что ребята чувствуют мою поддержку и любовь.
Большим воспитательным потенциалом располагает диалоговое взаимодействие. Оно обеспечивает равенство позиций воспитателя и воспитанника, уважительное отношение друг к другу, принятие партнера таким, каков он есть, искренний обмен мнениями, открытость, искренность, отсутствие предвзятости. Диалогический метод использую в коллективных дискуссиях, на часах общения, когда один за другим, следуя принятой логике, разворачивается анализ проблемы, где каждое мнение важно, где каждый ребенок ценен как индивидуальность.
Воспитательный процесс я строю таким образом, чтобы в нем предусматривались ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Каждый день, перед тем, как уйти домой, мы собираемся с детьми. В доброжелательной обстановке обсуждаем и анализируем положительные и отрицательные поступки учащихся, проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, ребята предлагают свои способы решения ситуаций, советуют. Такая работа, как средство педагогической поддержки младшим школьникам с отклоняющимся поведением, помогает формировать и укреплять нравственные формы поведения, развивает способность к сопереживанию, создаёт условия для рефлексии своих внутренних состояний.
Значительную роль в воспитательном процессе играет организация самоуправления в классе. Проведены беседа-диалог «Классный коллектив. Что это?», классный час «Твои права и обязанности». На классном собрании «Что такое поручение?» был выбран капитан класса. Каждый член классного отряда выполняет свою роль в рамках определённых обязанностей. Обязанности распределяются с учётом мнения самих учащихся. Обеспечивалась взаимозаменяемость членов команды. Такая форма работы с классным коллективом помогает осуществить воспитание у ребят чувства личной ответственности за коллективные дела класса, позволяет каждому ребёнку проявить свои способности, способствует развитию личности, помогает определить своё место в коллективе.
Педагогический смысл моей работы по духовно-нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помочь ученику обрести уверенность, подкрепить то положительное, что есть в личности, помочь продвинуться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Определяющую роль в процессе становления личности занимает семья.
Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных проблем в работе классного руководителя. Семьи очень разные, у каждой свои взгляды на проблемы воспитания, свои трудности. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы с привлечением психолога, учителей-предметников, медицинских работников.
Для решения данной проблемы, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь класса и школы я организую работу с родителями по следующим направлениям:
Изучение условий семейного воспитания, анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса воспитания в семье.
Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
Психолого-педагогическое просвещение, всеобуч родителей.
Взаимодействие с родительским комитетом.
Совместно организованные с родителями праздники, участие в акциях, конкурсах, выставках
.
Индивидуальное консультирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
В классе проводится работа по созданию благоприятной среды для взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса: детей, родителей, учителей. Это работа по изучению личности учащихся и их семей, взаимоотношений в классе, проблем в общении, по развитию познавательных интересов учащихся, формированию у них умений и навыков самоорганизации и самовоспитания.
Родительский комитет класса оказывает мне огромную помощь в укреплении связей между семьей и школой в целях установления единства воспитательного влияния на детей. Большинство родителей являются активными участниками и помощниками всех классных дел. С целью оказания помощи родителям проводились консультации по социальным вопросам, вопросам педагогической коррекции складывающихся отношений между детьми и взрослыми в отдельных семьях, индивидуальные беседы об особенностях обучения, особенностях возраста и методах подхода в воспитании ребёнка, сохранению и укреплению здоровья.
Для повышения уровня учебно-воспитательной работы очень важно для меня, как классного руководителя, создание дружного работоспособного коллектива. Если мы - классный руководитель + ученик + семья объединим свои усилия, интересы, будем работать сообща, на основе сотрудничества, взаимоуважения и понимания, мы сможем решить многие проблемы в воспитании наших детей.
Успешное формирование личности ребёнка обеспечивается постоянным совершенствованием учебно-воспитательного процесса в классе, укреплением единства обучения и воспитания, сотрудничеством школы, семьи и социума в воспитании учащихся. Готовя младших школьников к жизни и труду, я стремлюсь развить у них ценные трудовые умения и навыки, прекрасные нравственные качества, такие как: благородство, любовь к Родине, скромность, правдивость, честность, принципиальность, положительное отношение к труду и т.д.
Возникает проблема – то, что духовно-нравственное воспитание – процесс динамический, непрерывный, не прекращающийся на протяжении всей жизни человека. Соответственно, о конечном его результате судить практически невозможно, так же как и зафиксировать таковой.
И вместе с тем диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности необходима для отслеживания эффективности принятых методов духовно-нравственного воспитания и, в случае необходимости, последующей их корректировки.
Цель: выявление качества и уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Основными методами исследования являются наблюдение, анкетирование, беседа, индивидуальный опрос.
Анализ психологических и нравственных качеств ребенка, отслеживаемых по данным методикам, позволяет определить процесс развития личности, динамический аспект ее становления. Содержательная сторона, направленность действий и поступков характеризуют человека, его нравственную воспитанность. По уровню воспитанности учащихся и общей диагностической картине в коллективе, я корректирую воспитательную работу как в отношении всего класса, так и индивидуальные подходы к воспитанию каждого отдельного ребенка в классе.
Нравственный мир ребенка сложен, изменчив, находится в постоянном развитии. Современные дети, как и дети всех времён, очень различны по характеру, индивидуальным особенностям, способностям и склонностям. Это необходимо учитывать в воспитательной работе с ними. Во время полученная педагогическая поддержка освобождает ребёнка от множества нерешённых проблем, позволяет ему быть самим собой, а значит полноценно жить, общаться и учиться.
Таким образом, задача классного руководителя состоит в том, чтобы постоянно следить за нравственным ростом ребёнка, улавливать возможные отклонения от нормального нравственного развития и проводить коррекционную работу, оказывать поддержку, направлять деятельность ребенка на духовно-нравственное развитие и формирование его личности.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат