«Развитие познавательных процессов на занятиях
по ФЭМП и в самостоятельной деятельности»
Работа по моему направлению дает возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, развивать умение слушать и говорить, читать и писать, прививать навыки культуры речевого общения, развивать интерес к языку, совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающему.
Занятия с детьми в этом направлении необходимы в связи с потребностью общества в том, чтобы, по-возможности, каждый ребенок хорошо учился, не уставал, не болел, был весел и жизнерадостен. Это возможно, если, помочь ребенку, подготовить его к обучению в школе.
Углубленная работа по ФЭМП призвана:
• вооружить детей знаниями, умениями, навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов, воспитать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и настойчивости в преодолении трудностей;
• дать дошкольникам элементарную числовую грамотность, начальные геометрические представления;
• целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, проводить классификацию объектов по заданному принципу;
• развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию;
• развивать речь: уметь описать свойства предмета, объяснить сходство и
различие предметов, обосновать свой ответ, уметь четко излагать свои мысли;
• развивать творческие способности;
• развивать наглядно - образную, словесно-логическую и эмоциональную память;
• развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;
• развивать способность к обобщению и абстракции, развивать пространственные представления (о форме, размере, взаимном расположении предметов);
• оформить умение измерять и чертить отрезки, пользоваться линейкой;
• изучить натуральные числа от 1 до 10 на системе практических занятий с использованием наглядности;
• раскрыть смысл арифметических действий (сложения и вычитания) на основе элементарных практических действий,
• научить ориентироваться в тетради, аккуратно и систематически вести записи;
• научить слушать и выполнять работу самостоятельно.
Главными путями реализации моего направления являются познавательные и развивающие игры, упражнения, которые я использую как на занятиях, так и в свободной деятельности, а также самостоятельная детская деятельность, математические конкурсы, развлечения, путешествия. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, составить, сгруппировать и т.п. Выполнение подобных заданий и упражнений позволяет развивать восприятие, внимание, память, самостоятельность, вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию мышления, а главное – освоению способов познания.
Решение задач математического развития успешно осуществляется при соблюдении следующих условий:
- внимание педагога к проявляющемуся у детей стремлению познавать новое;
- активное включение педагога в детскую деятельность;
- организация процесса познания в интересной и доступной форме;
- преимущественное использование познавательных задач занимательного характера;
- наличие развивающих познавательных игр, пособий, как для занятий, так и в свободном пользовании, поощрение самостоятельного использования их.
Работу по своему направлению начинаю со второй младшей группы. Ведь даже младшие дошкольники успешно сравнивают предметы, овладевают простейшей ориентировкой во времени, в пространстве, выделяют связи и отношения. В этом возрасте осуществляются следующие задачи:
- привлечение внимания детей к качественной, количественной оценке групп предметов, развитие воображения;
- овладение дочисловой оценкой количественных групп;
- развитие самостоятельности и инициативности.
Дети четырёх лет познают свойства объектов: цвет, форму, размер, расположенность в пространстве и др., группируют и классифицируют предметы по нескольким свойствам. Они овладевают умением сравнивать и обобщать группы предметов по двум-трём признакам, находить сходство и отличие. Они выявляют зависимости между предметами по количеству, расположению и другим признакам. Освоение этого довольно сложного, но способствующего развитию мышления содержания осуществляется при решении логических задач.
В ходе освоения детьми математического материала решаются задачи по развитию у детей:
* самостоятельности, инициативности, желания и умения играть в содержательные познавательные игры;
* умения анализировать, сравнивать, обобщать предметы по их свойствам, количеству, расположению, назначению;
* умения сосчитывать предметы и пользоваться счётом для оценки количества объектов;
* творческого воображения, умения активно действовать в условиях простой проблемной ситуации.
Я стараюсь в разных видах деятельности организовать процесс познания детьми математических отношений, связей и зависимостей геометрических фигур, величин, чисел, что развивает познавательные способности детей, обогащает их опыт, объём и характер представлений.
Формы организации детской деятельности, направленной на познание:
Повседневная детская деятельность. В ходе практических действий, сопровождаемых разговором с взрослым, дети приобретают первичные счётные умения, учатся различать и называть геометрические фигуры, форму предметов, ориентироваться в пространстве и времени. Они запоминают загадки математического содержания, занимательные задачи и используют их в своих играх.
Самостоятельная познавательно-игровая деятельность детей в математическом центре в групповой комнате. Математический центр содержит развивающие познавательные игры, интересные и доступные детям. Это игры: «Сложи узор», «Кубики для всех», «Волшебный круг», «
Танграм
» и др. Они направлены на развитие познавательных способностей детей. Организуются как совместные игры (педагога с детьми), так и индивидуальные, самостоятельные. Проявив самостоятельность, заинтересованность, ребёнок включается в игру, увлекается ею, получает результат, что стимулирует дальнейшее заинтересованное отношение к познанию
Специально планируемые игры-занятия. Занятия носят развивающий характер. По построению и организации большинство занятий – это увлекательные путешествия и
приключения
которые включают в себя познавательные задачи, загадки, игровые упражнения, проблемные ситуации.
Коррекционно-воспитательная работа, которую я организую на основе данных педагогической оценки математического развития детей и диагностики уровня развития познавательных процессов.
В старшем дошкольном возрасте (5 – 7 лет) особое внимание уделяется развитию у детей умений самостоятельно анализировать разные объекты, сравнивать их, обобщать, совершенствуются количественные представления, осваиваются элементы логики математики.
Использование познавательных игр и упражнений способствует развитию:
- интереса к разнообразной интеллектуальной деятельности;
- умения сравнивать, обобщать, классифицировать;
- произвольности внимания;
- способности к установлению математических связей, отношений между частями целого, чисел и др.;
- стремления к творческому процессу познания.
Эффективность реализации математических задач во многом зависит от содержания предметно-игровой среды:
настолько-печатные игры;
игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат (игры шашечного хода);
головолом
к
и;
*логические задачи;
*кубики, лабиринты:
*игры на составление целого из частей:
*игры на передвижение.
Создание педагогических условий
Предметно-игровая среда призвана содействовать решению как специфических задач целенаправленного развития математических представлений детей, так и решению задач их всестороннего развития, формирования личности и подготовки к учебной деятельности.
Для того, чтобы были реализованы задачи развития детей средствами занимательного материала, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.
Для эффективного решения образовательных задач очень важно оснастить группу необходимыми игровыми пособиями. В игровой комнате отводится специально оборудованное место (стеллаж, стол, стулья, свободный доступ), где концентрируются все игры, пособия — «Центр занимательной математики».
«Центр занимательной математики – это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, секретер, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам, Этим самым детям предоставляется возможность выбирать интересующую их игру,
пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.
«Центр» - это не только возможность обеспечения детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними, но и атмосфера в коллективе. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.
В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребёнка, при которых он проявлял бы самостоятельность выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребёнка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.
Задачи «Центра занимательной математики»
1, Целенаправленное формирование у детей 4 - 7 лет интереса к элементарной математической деятельности. Развитие качеств и свойств личности ребёнка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.
2. Воспитание у детей потребности занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы должен стать средством организации полезного досуга, способствовать развитию творчества.
Занимательный математический материал
- Развлечения;
- Математические (логические) игры, задачи упражнения;
- Дидактические игры;
- упражнения;
- Загадки, задачи-шутки, ребусы;
- кроссворды, головоломки;
- математические квадраты;
- математические фокусы;
- "Танграм",
- "Пифагор", "Колумбово яйцо";
- Кубики для всех";
- Шашки.
АЛГОРИТМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Арифметический материал:
1). Числа от 1 до 10; название, последовательность, обозначение, счет,
сравнение чисел и предметов.
2) Число 0.
3) Состав чисел.
4)Арифметические действия: сложение и вычитание.
5) Решение простейших задач на основе счета предметов,
2. Геометрический материал:
1) Распознавание геометрических фигур: квадрат, прямоугольник,
треугольник, круг.
2) Распознавание геометрических тел: шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед.
3) Сравнение предметов по форме, цвету; сравнение фигур и тел, их отличия и сходства. Совокупность предметов или фигур, обладающие общим
признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
4) Составление фигур из частей и разбиение фигур на части.
5) Конструирование фигур из палочек.
6) Фигуры на клетчатой бумаге.
7) Точка. Линия. Отрезок. Научить пользоваться линейкой, чертить отрезки.
8) Дать пространственные и временные представления.
9) Ориентирование на клетке (диктанты).
3. Содержательно-логические задачи и задания, основанные на
математическом содержании первых двух разделов и направленные на развитие познавательных процессов у дошкольников:
Внимания: математические игры: «Веселый счет», «Измени форму или
размер или цвет», «Прибавить, вычесть»; зрительные диктанты с изображением различных предметов (5), с изображением чисел, геометрических фигур и т.д. Графические диктанты.
Воображения: задания на составление из заданных частей фигур,
обладающих указанными свойствами; задания на взаимное расположение фигур на плоскости; на изменение формы, размера, цвета заданной фигуры; на выделение геометрических фигур из множества заданных по описанию их свойств; задания на определение «на глаз» размера фигуры, сравнение «на глаз» размеров заданных фигур (выбери ту из предложенных фигур, которая
полностью войдет в заданный круг и т.п.)
Памяти: зрительные диктанты по специально разработанным таблицам, слуховые диктанты; дидактические игры математического содержания: «Запомни математические термины», включающие в себя 5 -7 слов, воспроизведи «Цепочку слов»;
«Опиши по памяти»
На короткое время покажите детям куклу, или другой предмет, или
картинку, а затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие у куклы
волосы, какое платье какие глаза, были ли банты, туфельки, носочки, в какой
позе она была? И т.д.
«Найди картинку»
На короткое время (считая до пяти) покажите детям картинку, а затем из
набора похожих картинок предложите выбрать ту, которую им показали и др.
игры и задания, направленные на запоминание и прочное овладение
математической терминологией, на расширение объема запоминания зрительного,
слухового, логического.
Мышления: задания на сравнение предметов с указанием их сходства и
различия по заданным признакам; простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков и выделить существенные признаки; решение логических задач.
Математические игры:
«Взять палочки последним», «Магические квадраты, рамки, треугольники», арифметические ребусы и головоломки.
Список литературы
1. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». «Просвещение» 1989г. – 127стр.
2. Волина В.В. «Загадки, ребусы, игры» «Дрофа» 2003г. – 32стр.
3. Волина В.В. «Весёлые цифры» «Дрофа» 2002г. 32стр.
4. Горячева О.В. Игровые технологии как средство развития математических способностей детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://detskijsad44.ru/katalog-statej/144
5. Конева В.И. Развитие познавательной активности старших дошкольников на занятиях по формированию элементарных математических представлений. // Ребенок в детском саду. – 2012. – №4. – 32-33.
6. Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. – М.: Инфра, 2001.
7. Михайлова З.А., Носова Е.А и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб: «Детство-Пресс», 2008. – 384 с., илл.
8. Михайлова З. А., Непомнящая Р. Л., Полякова М. Н. Теория и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – М. : Центр педагогического образования, 2012
9. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М.: Просвещение, 2006.
10. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
11. Попова Г.П., Усачёва В.И.; «Занимательная математика» Волгоград: Учитель. 2006г. – 141 стр.
12. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания М.: Педагогика , 1986. – 224 с./ Под ред. Л.А. Венгера./Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.
13. Тихомирова Л.Ф Развитие логического мышления детей. – СПб.: Питер, 2004.
14. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М.: Инфра-М, 2005.
15. Шевелёв К.В. «Дошкольная математика в играх» «Мозаика – Синтез» 2004г.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат