Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад комбинированного вида №83 Приморского района Санкт-Петербурга
Статья
Тема: «Сказкотерапия – как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель
Силакова Марина Геннадьевна
Санкт – Петербург
2022
Сказкотерапия – как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Сказка – это волшебный мир,
в который мы часто окунаемся
Мы испытываем чувство грусти,
радости… Сказка – это чудо!
Сказка – наш спутник в течении жизни, начиная с раннего детства и до глубокой старости. Для ребенка этот жанр литературы не просто вымысел, фантазия, это особая реальность. Ребенок наполовину живет в воображаемом мире, и не просто живет, а активно действует в нем. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой – основным видом деятельности дошкольников.
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Телевидение и гаджеты заменяют детям книги и живое общение со сверстниками и близкими людьми.
Как же сформировать у детей ценностное отношение к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие личности? Именно поэтому необходимо использовать в своей работе сказкотерапию, как средство для развития речи детей дошкольного возраста.
Сказкотерапия – это метод психологической работы с детьми, который помогает скорректировать поведение, избавляет от страхов и способствует здоровому психо - эмоциональному развитию. Уникальность этого метода в том, что его могут использовать как сертифицированные детские психологи, так и обычные родители, хотя и в более простой форме.
Среди методов сказкотерапии для детей дошкольного возраста чаще всего используют рассказывание сказок, их совместное придумывание и разыгрывание. Можно использовать как известные народные или авторские истории, так и специально придуманные под ту или иную проблему сказки.
Почему сказкотерапия полезна для детей?
мягкая коррекция поведения;
устранение страхов, фобий, неврозов;
проживание отрицательных эмоций;
воспитание общечеловеческих качеств и моральных норм;
ненавязчивое обучение и развитие;
накопление ситуационного опыта.
Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, мелодико – интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.
Сказкотерапия –процесс объективизации проблемных ситуаций. Самое важное – создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.
Для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Свою работу через погружение в сказку лучше начинать с создания предметно – развивающей среды. Это разнообразные уголки развития детей. Атрибуты для проведения образовательной деятельности и организации досуга, фонотека музыкальных произведений, сборники сказок с аудио- сопровождением. Можно оформить уголок сказки с возможностью самостоятельных театрализованных игр и драматизаций. Работу со сказкой можно связать со всеми видами деятельности, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, учитывая интересы мальчиков и девочек, создавать условия для активной, самостоятельной, творческой игровой деятельности. Например, рисование любимых героев или отдельных сюжетов из сказок, лепка, аппликация помогают удовлетворить потребность детей в действенном образном выражении своих впечатлений. Можно давать задания домой, тем самым привлекая родителей активно участвовать в эмоциональном становлении детей.
Сказкотерапия позволяет использовать различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, такие как, рисование сказок на песке или манной крупе, создание сказочных сюжетов из бросового материала.
Чтобы более широко раскрыть индивидуальные способности и углубить знания детей, можно использовать ИКТ. Они, благодаря своей наглядности, красочности позволяют более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий, систематизации знаний.
Сказкотерапия оказывает многоплановое воздействие на личность ребенка. На занятиях по сказкотерапии дети учатся составлять словесные образы, в процессе чего у детей увеличивается словарный запас, внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. С помощью сказок происходит становление ребенка как личности.
Однако сегодня, во многом сложилась такая ситуация, что сказка стала сдавать свои позиции обучения, так как на смену книге пришли компьютерные игры, зарубежные мультики, в которых зачастую отсутствует нравственное и воспитательное содержание.
Сказкотерапия позволяет более глубоко сформировать у детей личностные и социальные качества, лучше развить нравственные ценности, социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость. Впитавшие сказку дети, положительно относятся к миру, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, умеют договариваться. В работе с психокоррекционными сказками особое внимание уделялось страхам детей. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. При помощи этого вида сказок решаются проблемы боязни темноты, хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов. Чтобы сказкотерапия произвела должный эффект, необходима тесная работа с родителями. Для этого желательно проводить открытые занятия для родителей, проводились индивидуальные консультации, короткие беседы, оформлять информационные стенды
Сказкотерапия позволяет сделать детей более спокойными, усидчивыми, повысить их познавательный интерес. С помощью сказок дети учатся думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, вставать на место другого, и видеть мир с разных сторон. Дети становятся более раскованными, они свободнее вступают в контакт со взрослыми и сверстниками. Их речь становится понятней и грамотней, дети могут свободно выражать свои мысли и эмоции.
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат