ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У ПЕДАГОГОВ
Введение. В статье проведен анализ такого явления как психическое (эмоциональное) выгорание среди педагогов как следствие профессиональной деформации. По итогу анализа выделены индивидуальные и организационные факторы, которые влияют на выгорание личности. На основе количественного и качественного анализа полученных можно сделать определенный вывод, что индивидуальные факторы (пол, возраст и стаж работы в качестве педагога) оказывают значительную роль на развитие синдрома эмоционального выгорания педагогов и являются основой их профессиональной деформации.
Основная часть. Профессиональное выгорание — это синдром, которые формируется на фоне хронического стресса и приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Эмоциональное выгорание — это характерное явление для тех профессиональных ниш, где существует эмоциональный человеческий контакт на постоянной основе. Педагоги сильно подвержены, но они, к сожалению, педагоги не воспринимают данный фактор, влияющий на формирование эмоционального выгорания. Не отдавая себе отчет о происходящем сгорании, они подвержены различным рискам: необратимым трансформациям своего характера, ухудшению или потере здоровья, трудностями в личных отношениях, неожиданному желанию уйти из профессии, лишившись накопленного опыта, статуса и интереса. Далее можно выделить три составляющих синдрома, которые позволяют сделать вывод, что у педагога эмоциональное выгорание [1].
Три составляющие синдрома эмоционального выгорания у педагогов:
Деперсонализация
– защитная реакция
человеческого организма на эмоциональную перегрузку. Данный признак характеризуется в отстраненности
в общении с коллегами на раб
оте с возможными вспышками проявления агрессии
.
Ч
увств
о собственной некомпетентности – признак, возникающий
при завышенных требованиях к сотруднику, и
которое может сопровождаться
сильным чувством вины
даже
за
мелкие
недочеты.
Эмоциональное истощение –
ощущение опустошенности,
превалирует
глубокое
равнодушие к уче
бному процессу и работе в принципе.
Выгорание не формируется сразу и имеет накопительный эффект, по этой причине сразу его не выявить. Сначала появляется усталость больше обычного, затем на выполнение обычных обязанностей уходит больше энергии, что в итоге приводит к полному разочарованию в работе.
Когда мы определились понятиями профессиональное и эмоциональное выгорание стоит осветить такой момент, кто больше всего подвержен данному синдрому. При ответе на этот вопрос можно выделить следующие закономерности [3].
Во-первых, особенно быстро «выгорают» сотрудники – интроверты, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативной профессии. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт без «сбрасывания» отрицательных переживаний во внешнюю среду.
Во-вторых, синдрому выгорания главным образом подвержены люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой. Чаще всего это – женщины, по причине необходимости ежедневно доказывать свои профпригодность в условиях жесткой конкуренции с мужчинами.
В-третьих, эмоциональному выгоранию больше подвержены работники, чья профессиональная деятельность которых проходит в условиях где отсутствует какая-либо определенность и страха быть уволенным, преимущественно этому подвержены педагоги предпенсионного возраста.
В-четвертых, под влиянием непрекращающегося стресса, синдром выгорания скорее всего проявится в тех условиях, когда человек попадает в новую, непривычную обстановку, например, смена работы, испытательный срок, предстоящая аттестация.
В-пятых, синдрому выгорания больше подвержены жители крупных городов, живущие в условиях общения не по своей воле и взаимодействия с большим числом незнакомых людей в общественных местах.
Из всего вышеперечисленного на эмоциональное выгорание оказывают множество факторов, но возникает следующий вопрос: Как помочь себе при выгорании? Ниже будут перечислены советы как предотвратить эмоциональное выгорание педагогу:
Установите границы.
У вас не хватит сил и времени работать за всех и решать проблемы всех своих учеников. Вам необходимо проявлять заботу и к себе тоже. Работа должна оставаться в школе и позвольте себе расслабиться в свободное от работы время. Это поможет перезагрузиться.
Помните, зачем Вы работаете в школе.
Обозначьте для себя причины, которые привели Вас в педагогику. Когда работа имеет смысл, выполнять её гораздо легче.
Всех денег не заработаешь.
Конечно, каждый человек желает получать большую заработную плату, но всех денег не заработать. Берегите себя и своё здоровье, т.к. здоровье не безграничное. По возможности не
перегружате
себя репетиторством и другими подработками. Отдыхайте
[2]
.
Заключение. Делая вывод из всего вышеперечисленного, стоит отметить, что на формирование эмоционального выгорания среди педагогов обусловлено большим числом факторов, которые его вызывать. Выгорание – один из признаков профессиональной деформации личности. Высокий уровень синдрома профессионального выгорания отрицательно влияет на психосоматическое здоровье педагогов, на взаимоотношениях с учениками, а также на качество реализации педагогической деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Зеер
, Э.Ф. Социальное лицемерие как профессионально обусловленная деформация личности учителя / Э.Ф.
Зеер
, Н.А. Корнеева. – Екатеринбург, 2006. – 57 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат