Мастер-класс по теме «Развитие положительной мотивации в обучении как основа современного урока»
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своём мастер-классе, посвящённом таким важным этапам современного урока, как мотивация к учебной деятельности, актуализация знаний и постановка учебной задачи.
(Слайд) С переходом на новые образовательные стандарты мы должны перейти от «школы памяти» к «школе саморазвития». Ведущим фактором развития является деятельность.
(Слайд) Что же такое деятельность? Деятельность (активность) — процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.
Ребёнок будет усваивать какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда он будет знать, для чего это ему надо, т. е появится мотивация. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять.
Значит, на каждом уроке нам необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать.
(Слайд) Цель моего мастер-класса - представить приёмы, которые повышают мотивацию учения.
(Слайд) Сегодня я попытаюсь продемонстрировать вам ситуативные задания с использованием информационных технологий для мотивации обучающихся к уроку по изучению творчества Маяковского. Вы – ученики 11 класса.
2
(Слайд) Учитель. Владимир Владимирович Маяковский — один из лидеров поэтического авангарда ХХ в. Он перевернул прежние представления о поэзии, взглянув на мир по-новому, так, как до него не смотрел никто.
(Слайд) Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
Необычное восприятие жизни, необычные, яркие стихотворные образы… Он ворвался в русскую поэзию подобно молнии, покусившись на устоявшиеся вкусы и традиции. Его поэзия часто шокировала. У поэта было много как пылких поклонников, так и противников, которые не понимали и не принимали его творчество. Каким он виделся своим современникам?
(Слайд) Задание 1. Послушайте отрывок из воспоминаний Корнея Ивановича Чуковского и ответьте на вопрос: «Каким запомнил В.В. Маяковского писатель?». Этот отрывок в печатном виде перед каждым из вас. Отметьте маркером опорные слова и выражения, чтобы ответить на вопрос (индивидуальная работа).
После прослушивания – обсуждение в парах, группах.
3
Заслушиваем ответы.
(Воспоминания К.И. Чуковского об издании первой книги В.В. Маяковского. Аудиофрагмент со слов: «Приехав из Петербурга в Москву...» — до слов: «…в нём уже чувствовался человек большой судьбы»).
(Слайд) Задание 2. Рассмотрите фотографию, где В.В. Маяковский изображён в кругу футуристов. Какое впечатление производят на вас поэт и его единомышленники? (В.В. Маяковский в кругу футуристов. Фотография)
(Слайд) Задание 3.
- Давайте посмотрим фрагмент документального фильма «В. В. Маяковский» перед тем, как вы поработаете в группах.
- (После просмотра) На столах у каждой группы лежат листы с литературоведческими статьями. Опираясь на просмотренный кинофрагмент и прочитанные материалы, выполните задание.
Задание для группы 1. Прочитайте отрывок из литературоведческой статьи и ответьте на вопрос: «С чем было связано поэтическое бунтарство Маяковского?»
Задание для группы 2. Прочитайте отрывок из воспоминаний Б. Пастернака и Н. Асеева, знавших Маяковского лично, выделите ключевые слова, характеризующие поэта и его лирического героя.
Учитель. Опираясь на информацию, представленную группами, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока: «Маяковский и футуризм. Лирический герой ранней лирики В.В. Маяковского». В течение урока я предлагаю вам подумать над вопросом: «Есть ли что-либо общее между лирическим героем поэзии В.В. Маяковского и вами, подростками XXI в.?»
Задание для группы 1. Прочитайте отрывок из литературоведческой статьи и ответьте на вопрос: «С чем было связано поэтическое бунтарство Маяковского?»
«Творчество В. Маяковского принадлежало к русскому футуризму рубежа XIX–XX веков. В России в декабре 1912 года был опубликован первый манифест кубофутуристов «Пощечина общественному вкусу», подписанный Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Маяковским и В. Хлебниковым. В нем они призывали «сбросить с парохода современности» не только Пушкина, но и Толстого, Достоевского. Они объявляли «непреодолимую ненависть к существующему до них языку», требовали «увеличение словаря в его объеме произвольными и непроизвольными словами», создавая тем самым «слово-новшество». Создавая «искусство будущего», открыто отказываясь от классики, футуристы создавали новую культуру «индустрии и большого города». Они отрицали современное искусство слова, все известные имена и школы были названы вчерашним днем.
Для многих молодых поэтов футуризм стал не только новаторской поэзией, но и образом жизни. Издеваясь над старыми формами жизни, многие из них, в запале молодости, переходили рамки приличий. У футуристов считалось геройством эпатировать публику, устраивать скандалы на выступлениях. Для усиления эффекта они одевались вызывающе: желтые кофты и розовые пиджаки, цилиндры и смокинги, разрисованные лица и морковки в петлицах. Маяковский был признанным вожаком футуристов, с его высоким ростом и громким басом. Он намеренно раздражал публику, стремился поразить ее воображение, употребляя грубые и вульгарные слова, чего никогда не было в русской поэзии. Футуризм привлекал начинающего поэта невиданной свободой выражения мыслей, игровым началом, театральностью, что было характерным для русского искусства начала XX века.»
Задание для группы 2. Прочитайте отрывок из воспоминаний Б. Пастернака и Н. Асеева, знавших Маяковского лично, выделите ключевые слова, характеризующие поэта и его лирического героя.
«Лирический герой Маяковского похож на подростка. Тот же нигилизм, жажда впечатлений, бескомпромиссность, самовлюблённость и одновременно неуверенность в себе, желание найти свою дорогу, по которой до них ещё никто не шёл. Маргинальность* самого Маяковского скорее психологическая, чем социальная. Неустроенный, он ненавидит быт, всегда для него мещанский, душевную слабость и ранимость прикрывает резкостью жестов и нагловатостью. Он нигилист*, и он жадный искатель впечатлений, он безмерно любит себя и столь же преувеличенно в себе не уверен. Он живёт на переходе, в центре столкновения нового и вечного, и тем близок подросткам любых эпох.»
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат