РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ
Касьянова А. Н.
РФ, г. Белгород, НИУ «БелГУ»
Научный руководитель:
кандидат психологических наук, доцент,
доцент кафедры возрастной и социальной психологии
Доронина Н.Н.
Аннотация: В статье рассматривается развитие внимания гиперактивных детей. Рассмотрены понятие и сущность гиперактивности. Описываются рекомендации для устойчивости внимания гиперактивных детей.
Ключевые слова: внимание, гиперактивность, дети, невнимательность, импульсивность.
В последнее время вследствие широкой распространенности синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики. Большинство исследований проводились над детьми школьного возраста, в период, когда признаки проявляются наиболее отчетливо, а условия развития в раннем и дошкольном возрасте, в основном, находятся вне поля зрения психологической службы [2].
Незнание того, что у ребенка есть функциональные отклонения работы мозговых структур, и неумении создать ему соответствующий режим обучения и жизни в целом в дошкольном возрасте порождает множество проблем в начальной школе.
Таким образом, коррекционно-развивающие, психолого-педагогические программы в работе с гиперактивными детьми дошкольного возраста являются актуальными. Диагностическая и коррекционная работа должна проводиться взаимосвязано различными специалистами - врачом, психологом, педагогом, дефектологом, при активном участии родителей.
Указанной проблемой в том или ином аспекте занимались зарубежные ученые Дж.Стилл и А.Тредголд. Активное изучение синдрома СДВГ в России началось в конце 1970-х годов и связано с работами Л.О.Бадаляна, И.П.Брязгунова, А.В.Грибанова, Н.И.Заваденко, Л.Т.Журбы, Е.В.Касатиковой, В.Р.Кучмы, Е.В.Левитиной, Е.М.Мастюковой, О.Р. Наговициной, В.М.Трошина, А.Г.Платоновой, О.В.Халецкой, В.М.Чимарова и др.
Цель исследования – рассмотреть особенности развития внимания гиперактивных детей.
Выделяют три варианта течения синдрома дефицита внимания/гиперактивности в зависимости от преобладающих клинических симптомов:
- синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;
- синдром дефицита внимания без гиперактивности;
- синдром гиперактивности без дефицита внимания.
Синдром дефицита внимания может быть, как первичным, так и возникать в результате других заболеваний, то есть иметь вторичный или симптоматический характер.
Как отмечают И.П.Брязгунов, Е.В. Касатикова, «у большинства детей с СДВГ постепенно формируются тревожность, неуверенность в себе и низкая самооценка, реакции оппозиции, которые носят вторичный характер и усиливаются из-за неправильного воспитания и отношения к ребенку. С другой стороны, присоединение к СДВГ расстройств поведения сопровождается нарастанием симптомов СДВГ, а также проявлениями агрессивности, тревожности и серьезными проблемами во взаимоотношениях со сверстниками. Поэтому необходимо своевременно оказать коррекционно-развивающую помощь таким детям» [3, с. 98].
В данной статье рассмотрим рекомендации для родителей, воспитателей и учителей.
Отдавая ребенка в детский сад, необходимо заранее выбрать подходящий, где есть группы с возможностью играть, дети активно двигаются, выполняют задания и отвечают по желанию. Поговорите с воспитателем об особенностях малыша.
Если из-за поведения ребенка возникает конфликт в саду, то лучше забрать его оттуда. Нельзя обвинять кроху, что в этом виноват он, скажите, что просто ему не подошла эта группа.
Учеба в школе также имеет свои сложности. Обсудите, что делать учителю, чтобы не травмировать гиперактивного ребенка, помочь ему адаптироваться в классе. При выполнении домашних заданий следует подготовиться заранее, не отвлекаться. Занятия должны быть короткими, но эффективными, чтобы ребенок не потерял внимание [6, c. 45].
Важно делать уроки регулярно, в одно и то же время. Необходимо понаблюдать за ребенком и определить наиболее подходящее время: после еды или после физической нагрузки. При наказании гиперактивного ребенка не стоит выбирать те, которые не дают ему двигаться: ставить в угол, сажать на специальный стул.
Также рекомендуется выполнять с детьми комплексы упражнений.
1. Растяжка «Половинка». Цель: оптимизация тонуса мышц.
Исходное положение – сидя на полу. Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верхних (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела), левостороннее и правостороннее (напряжение правой и затем левой половин тела), напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги.
2. Дыхательное упражнение. Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма. Исходное положение – сидя на полу. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» Bоздух.
3. Глазодвигательное упражнение. Исходное положение – сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движении производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению.
4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. Цель: развитие межполушарного взаимодействия. Исходное положение – сидя на полу.
• «Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
• «Кулак–ребро–ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола.
5. Функциональное упражнение «Послушать тишину». Цель: формирование произвольной регуляция собственной деятельности, развитие аудиального гнозиса. Исходное положение – сидя на полу. Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.
6. Функциональное упражнение с правилами «Костер». Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности. Дети садятся на ковер вокруг «костра» и выполняют соответствующую команду инструктора. По команде (словесной инструкции) «жарко» дети должны отодвинуться от «костра», по команде «руки замерзли» – протянуть руки к «костру», по команде «ой, какой большой костер» – встать и махать руками, по команде «искры полетели» –хлопать в ладоши, по команде «костер принес дружбу и веселье» – взяться за руки и ходить вокруг «костра». За тем игра выполняется с ведущим ребенком.
7. Функциональное упражнение «Море волнуется...». Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, миминация импульсивности. Детям предлагается интенсивно двигаться по комнате, принимая различные позы. Инструктор произносит считалку:
Море волнуется – раз!
Море волнуется – два!
Море волнуется – три!
Морская фигура – замри!
Дети замирают в одной из поз. По команде инструктора «отомри!» упражнение продолжается.
8. Релаксация «Поза покоя». Цель: освоение и закрепление и расслабления мышц рук. Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
Своевременная коррекционно-развивающая работа помогает в развитии внимания гиперактивных детей. Следовательно, это помогает детям при поступлении в школу, адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Данная статья может быть полезна родителям, воспитателям, психологам.
Библиографический список:
1. Барденштейн, Л.М. Патологическое гетеро-агрессивное поведение у подростков / Л.М.Барденштейн, Ю.Б. Можгинский. - М. : 2019. - 240 с.
2. Брязгунов, И.П. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. / И.П. Брязгунов. - М., 2019. - 96 с.
3. Брязгунов И.П., Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. / И.П.Брязгунов, Е.В. Касатикова. – М. :2019. - 128 с.
4. Грибанов А.В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей / А.В. Грибанов и др. - М. : 2018. - 176 с.
5. МонинаГ.Б., Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс, Л.С. Чутко- СПб. : 2017. - 186 с.
6. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: Монография / В.М.Чимаров, Е.В.Левитина, О.Р.Ноговицкая. - Тюмень: Вектор Бук, 2019. - 254 с.
7. Заваденко Н.Н. Клинико-психологическое исследование школьной дезадаптации: ее основные причины и подходы к диагностике / Н.Н. Заваденко – М. : 2018. С. 113
8. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. / Н.Н. Заваденко - М. :2018. - 112 с.
9. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. / Н.Н. Заваденко – М. : 2018. - 256 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат