Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Нетрадиционные виды уроков литературного чтения в начальных классах. Работа №50258

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Нетрадиционные виды уроков литературного чтения в начальных классах
Работа:

Сапрыкина Ксения Васильевна

Учитель начальных классов

МБОУ «Икрянинская СОШ»

kseniya-saprykin@mail.ru

Нетрадиционные виды уроков литературного чтения в начальных классах

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Не для всех школьников уроки чтения являются любимыми. Ведь любимые для многих – трудная математика, русский язык с его упражнениями, для других – физкультура, рисование. Лишь несколько учеников в классе поставят на первое место уроки чтения. Причина: дети любят труд настоящий, работу. Они еще не вполне осознают потребность в плодотворном труде, но выполненная работа приносит школьнику удовлетворение, крепит чувство собственного достоинства, самоуважение. Всегда и все заняты работой на любимом уроке. Этого не скажешь про уроки чтения. Присмотримся: один читает вслух – остальные без чувства ответственности слушают уже знакомый текст. Нет этого чувства и при чтении про себя: задание легкое или, если потруднее, без конкретных указаний к правильной организации умственного труда для его выполнения. С пересказом выступят в лучшем случае 2-3 ученика. В беседе учитель, признаемся, опирается чаще на самых развитых учащихся. Да и другие моменты урока недостаточно организуют труд ученика. Очень часто на уроках чтения бывает скучно. Даже чтение интересного рассказа не всегда основано на серьезной, напряженной работе мысли и чувства, следовательно, не приносит удовлетворения. У школьника нет осознания своего роста. Вывод, главное направление – это обучение деятельным отношениям с произведением. Каждый момент общения с текстом на уроке должен стать этапом работы ума и чувства читателя и, в конечном счете, обучать вдумчивому чтению.

Ввести детей в мир художественной литературы, пробудить у них интерес к книгам и чтению, заложить основы читательской культуры помогает многообразие форм проведения уроков литературного чтения: игры, КВН, викторины, путешествия, обобщения знаний, театрализованные композиции. Их содержание направлено на совершенствование выразительности речи, обогащение словарного запаса учащихся, развитие читательского интереса и активизацию мыслительной деятельности младших школьников. 

Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если не включать в их содержание различные аудио средства. Например, на уроке «Литературная гостиная» могут дети прослушать записи образцового чтения небольших по объёму произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах  маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других.  Повышают творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся, расширяют и закрепляют полученные знания такие занятия как уроки-викторины, игры, зашифрованные с помощью загадок, кроссворды, таящие в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти (на уроках кроссворды целесообразны не для проверки эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала).

Опыт и практика показывают, что нетрадиционные уроки литературного чтения в начальных классах формируют устойчивый интерес к чтению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, помогают преодолевать трудности в обучении. Кроме этого, такие уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на учащихся, благодаря чему у них формируются более прочные и глубокие знания. Практиковать такие уроки следует всем учителям. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения. По своей сути они хороши как «разрядка», как «праздник» для учащихся. По своему назначению они могут быть и уроком открытия новых знаний, и уроком повторения, и уроком комбинированного типа, но лучше использовать их как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся. Так как программой по литературному чтению после изучения каждого раздела предусмотрены обобщающие уроки, то у учителя и учеников есть время и возможность для творчества.

Из опыта педагогов чителей начальных классов хочется выделить такие нетрадиционные формы уроков литературного чтения, как:

• урок-игра,

• урок-путешествие,

• урок-викторина,

• урок-сказка,

• урок-праздник,

• театрализованный урок,

• урок-проект.

Рассмотрим подробнее особенности подготовки и проведения некоторых из этих форм уроков.

Урок-игра

Игра занимает значительное место в учебном процессе на начальном этапе обучения. Наиболее часто на уроках в младших классах используются такие виды игр, как игры-ситуации, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игры-соревнования, коммуникативные игры и другие. Урок-игра может быть полностью построен в виде какой-либо игры или может содержать в своей структуре отдельный этап урока в виде игры. Учитель составляет сценарий урока, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчёта очков (в играх-соревнованиях).

Урок-сказка

Ребёнку очень близок и понятен мир сказок и волшебства. Может быть, поэтому на уроках, построенных в виде сказки и приключений, он раскрывается полнее.

Уроки-сказки обычно используют при обобщении и систематизации знаний учащихся. Как и в любой сказке, на уроке присутствуют положительные герои и отрицательные. В качестве завязки используется проблемный вопрос, необычная ситуация, загадка или задание, появление героя сказки в необычном костюме. На этапе кульминации, т. е. развития сюжета, где идёт борьба добра и зла, вводятся необычные новые сведения о героях сказки, споры, преодоление трудностей и т. д. Во время этого этапа урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока. Заканчивается урок-сказка развязкой, победой добра над злом, знания над незнанием. Урок завершается всеобщей радостью, удовлетворением. Очень важным в проведении урока-сказки является наличие:

• атмосферы праздника;

• увлекательного сказочного сюжета;

• ярких демонстрационных пособий, несложных в изготовлении элементов костюмов;

• музыкального сопровождения;

• сюрпризного момента;

• элементов соревнования и поиска по типу «помоги герою преодолеть препятствия»; продуманных развивающих заданий творческого характера.

Очень важно на таких уроках помнить, что дети — союзники и помощники учителя, поэтому они должны активно участвовать в таком уроке.

Урок-проект

Урок, построенный по методу проекта, всё чаще используют в своей практике учителя начальных классов на уроках литературного чтения. Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперёд») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертёж чего-либо, предваряющий его создание». Главное в использовании метода проекта — это наличие проблемы, требующей поиска для её решения. Проект —это самостоятельная, творчески завершённая работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения и в то же время решают определённую проблему. На уроках литературного чтения могут иметь место различные виды проектов: исследовательские, творческие, ролевые, информационные и практико-ориентированные. Уроки-проекты формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении, они связаны с практической деятельностью учащихся и направлены на получение результата, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической деятельности.

Результатом урока-проекта должен быть какой-то реальный «продукт». На уроках чтения это могут быть собственные сочинения детей сказок, стихов, рассказов, небылиц и других произведений, создание учащимися книжек-самоделок, журналов, справочников, словарей, а также театрализованное представление, ролевая или деловая игра, журнальный репортаж, интервью с литературными героями и т. д.

При подготовке и проведении уроков-проектов важную роль играет профессионализм учителя, знание им особенностей проектной методики, осознание широких возможностей развития учащихся в процессе проектной деятельности, обучение учащихся и овладение ими данной технологией.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×