Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Словарный урок. Работа №50316

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Словарный урок
Работа:

УМК: «Школа России»

Тема урока: «Операция по спасению словарей»

Класс: 2

Тип урока: закрепление (урок-путешествие)

Цель урока: развитие умения пользоваться разными словарями, различать виды словарей

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся пользоваться разными словарями, находить однозначные и многозначные слова, правильно ставить ударение в словах, выделять в группе слов однокоренные слова, подбирать к словам синонимы и антонимы, правильно писать словарные слова.

Метапредметные:

Познавательные: учащиеся научатся понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; определять тему урока; уметь сравнивать, сопоставлять, обобщать; уметь ориентироваться в словарях.

Коммуникативные: учащиеся научатся отвечать на вопросы, учиться точно выражать свои мысли в диалоге, слушать другого ученика и учителя; уметь работать в группе и оценивать товарища.

Регулятивные: учащиеся научатся формировать умение соотносить свои знания, определять проблему; развивать умение контролировать и оценивать свою деятельность.

Личностные: учащиеся научатся проявлять целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, интерес к предмету; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в группе и оценивать товарища; работать над осознанием ответственности за общее дело; следовать в поведении моральным и этическим требованиям.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир

Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый

Формы организации педагогической деятельности: работа в группах, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 2 класс, компьютер, проектор, презентация, выставка словарей из школьной библиотеки, карточки для индивидуальной работы.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Звенит звонок веселый,

Настал открытий срок.

К познаниям готовы?

Тогда начнем урок!

II. Определение темы урока.

Учитель: Отгадайте, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

Если непонятно слово, 

Если, как писать, не знаю, 

Нету выхода иного – 

Эту книгу открываю. 

Здесь все четко, все правдиво... 

Что за книга? Вот уж диво! 

Нет, не диво, даже встарь 

Был составлен тот...

Дети: … словарь.

III. Актуализация знаний учащихся о словарях.

Учитель: Все верно, ребята. Это словарь. А вы знаете, что в нашей стране 22 ноября отмечается День словарей и энциклопедий. Сегодня на уроке мы будем не только говорить о словарях, но и учиться работать с ними. Ребята, а какие словари вы знаете?

Дети: Толковый словарь, словарь синонимов, словарь антонимов, словарь однокоренных слов, орфографический словарь, орфоэпический словарь.

Учитель: А нужны ли словари людям? Какова их роль?

Дети: Словари играют важную роль в жизни человека. Они нужны для того, чтобы узнать лексическое значение слова, чтобы правильно поставить ударение в слове, чтобы правильно писать слова.

Минутка чистописания:

Учитель: Какая орфограмма в слове словарь? Подберите проверочное слово. Сс Слова́рь (слово)

Учитель: Посмотрите, какая книга у меня есть? Что написано? ("Толковый словарь русского языка")

– Сам словарь дает такое толкование этого слова. Словарь – это сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснением или переводом значения слов с одного языка на другой. Словарь - это книга, в которой собрано много слов с их пояснениями, толкованиями. Существует множество словарей. Хотя каждый из них рассказывает нам о словах что-то одно: например, как они пишутся, как образовались, на какой слог в слове падает ударение, какие родственные слова имеют.

IV. Работа над темой урока.

Учитель: Ребята, сегодня на адрес нашей школы пришла телеграмма, для 2Б класса. Давайте прочитаем.

«Ребята, мы тоже учимся во втором классе, только на планете Марс. У нас случилась беда. Злые пришельцы с соседней планеты Юпитер заколдовали и спрятали все словари. А как же без них! Вы земляне находитесь ближе к солнцу и сердца ваши теплее и добрее. Вы не откажете нам в помощи. Но это не так просто. Сначала необходимо открыть шесть дверей и за последней дверью добыть волшебную шкатулку. В ней будет кодовое слово. Оно то и расколдует наши словари.

Учитель: Дети, мы поможем марсианам?

Дети: Конечно!

Учитель: Тогда - вперёд! За первой дверью спрятан словарь, который объясняет лексические значения слов. Что это за словарь?

Дети: Толковый словарь.

Учитель: (Учитель показывает толковый словарь) Верно. Толковый словарь расскажет нам о лексическом значении слова. А что еще можно узнать из Толкового словаря?

Дети: Можно узнать, сколько значений имеет слово.

Учитель: Откройте толковый словарь учебника, с. 138-140. Найдите однозначные и многозначные слова, прочитайте их лексические значения. Найдите слова, которые имеют три и больше лексических значений (Золотой, ключ) (Ответы детей.)

Учитель: Чтобы продвинуться дальше и открыть вторую дверь, нужно выполнить следующее задание.

Прочитайте предложение. Подумайте, почему в одном из слов стоит ударение?

Валя очень любила и́рисы.

Дети: Чтобы не ошибиться при произношении. Потому что есть два похожих слова: и́рис и ири́с. И́рис - многолетнее травянистое растение. ири́с -–это сорт конфет в виде вязких кубиков.

Учитель: Какой словарь учит нас правильному произношению слов?

Дети: Орфоэпический словарь.

Учитель: Правильно. (Учитель показывает орфоэпический словарь)

А вы, ребята, умеете правильно произносить слова? Давайте проверим.

Спишите слова и поставьте в них ударение.

Красивее, торты, свёкла, гербы, туфля, звонит, понял, столяр, банты, щавель, шарфы.

(Самостоятельная работа. Проверка осуществляется по орфоэпическому словарю учебника, с. 134)

Учитель: За третьей дверью пришельцы спрятали самый любезный и гостеприимный словарь. Ведь в нём мирно живут слова-родственники. О каком словаре идёт речь?

Дети: Это словарь однокоренных слов.

Учитель: Правильно. Вспомните, какие слова называются однокоренными?

Дети: Однокоренными словами или родственными называются слова, которые близки по смыслу и имеют общую часть - корень.

Учитель: Словарь родственных слов предлагает вам в каждой группе найти однокоренные слова и объяснить свой выбор.

Листок, листик, лиса, листва, лист.

Гора, горячий, горный, гористая, горница, горка.

Домишко, домовой, домик, домино, дом, домашний.

Сор, сорняк, сорока, соринка, сорочка, сорить.

(Работа выполняется письменно с комментированием.)

Физкультминутка

Учитель: Отлично, ребята, вы справились и с этим заданием. И теперь перед нами четвёртая дверь. Какой словарь спрятан за нею? Этот словарь учит правильному написанию слов. Догадались?

Дети: Орфографический словарь.

Учитель: Правильно. (Учитель демонстрирует орфографический словарь) Орфографический словарь хочет проверить, хорошо ли вы знаете словарные слова. В словах потерялись гласные буквы, помогите их найти.

Игра «Пропавшие буквы».

Схр, дрг, брз, рснк, втрк, бстр, рдн, грд, жлтй, хрш.

(Дети читают на карточках слова вслух, а затем самостоятельно их записывают. Проверка осуществляется по орфографическому словарю учебника, с. 136-137.)

Учитель: Для вас нет ничего невозможного, вы и с этим справились! Молодцы! Грамотный человек должен правильно писать слова.

Нас ждет пятая дверь. За ней словарь противоположностей. Догадались, что это за словарь?

Дети: Словарь антонимов.

Учитель: Верно. (Учитель демонстрирует словарь)

Игра «Противоположности»

Детям раздаются карточки. В них они записывают антонимы к данным словам.

частый - … новый - …

темный - … день - …

широкий - … смеяться - …

война - … восток - …

острый - … крупный - …

Учитель: Перед нами последняя дверь.

Игра «Третий лишний»

Перед вами группы слов. В каждой есть лишнее слово. Найдите его. Объясните свой выбор. Запишите оставшиеся слова.

(Слова написаны на доске)

Всадник, человек, наездник.

Красный, фиолетовый, алый.

Спасает, выручает, охраняет.

(Самостоятельная работа. Проверка.)

Учитель: В каком словаре встречаются выписанные вами слова?

Дети: В словаре синонимов.

Учитель: Совершенно верно. Чтобы открыть последнюю дверь, вам предстоит выполнить непростое задание. Нужно отредактировать текст: заменить повторяющиеся слова их синонимами.

Заяц - робкий зверёк. Он боится даже слабого шума. Из своего жилища робкий зайчонок выходит поздним вечером или ночью. Самыми главными врагами робкого зайца являются лисы и волки. Но зато робкий зайчишка быстро бегает и имеет отличный слух.

(В случае затруднения можно обратиться к словарю синонимов или использовать слова для справок: пугливый, трусливый, боязливый)

Несколько учеников читают отредактированные тексты.

Учитель: Молодцы, ребята, вы выполнили все задания, вернули словари (открывается выставка словарей из школьной библиотеки) и раздобыли волшебную шкатулку. Теперь осталось узнать кодовое слово, чтобы расколдовать словари. Давайте откроем шкатулку. Вы видите буквы.

Какое слово можно сложить из этих букв?

Дети: Даль.

Учитель: Верно. Это и есть кодовое слово. Оно нам поможет, но сначала давайте узнаем, что об этом слове нам расскажет каждый словарь. Давайте разделимся на группы и поработаем со словарями. Что нужно знать, чтобы быстро найти слово в любом словаре?

Дети: Алфавит. Слова в словарях записаны в алфавитном порядке.

(Дети делятся на группы. Каждая группа получает словари, распределяет задания в группе)

(Проверка задания.)

Учитель: Не случайно именно это слово помогло нам расколдовать словари. Это не просто слово, это фамилия очень знаменитого человека. (Фото и информация на слайде)

Владимир Иванович Даль (1801-1872). Он был моряком, врачом, писателем, много путешествовал, всегда находился рядом с людьми, прислушивался к ним. Всем известны сказки Даля: «Старик-годовик», «Привередница», «Девочка Снегурочка», «Война грибов с ягодами». Но самой знаменитой его работой стал Толковый словарь, содержащий примерно 200 тысяч слов. Вышел он в 1863 году. Всю свою жизнь Даль собирал слова. На составление словаря ушло 53 года.

Мы отмечаем День словарей 22 ноября, потому что это день рождения Владимира Ивановича Даля, создателя Толкового словаря.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

(Заранее подготовленные ученики читают стихотворения о словарях)

В жизни важны словари,

Знания дают они:

Как писать и как читать,

Как ошибок избежать!

Словарь поможет подобрать

Синонимы, антонимы,

Смысл разных слов истолковать,

Найти средь них омонимы.

Со словарём дружи всегда –

Умнее друга нет!

Поможет русский знать на пять,

Найти на всё ответ!

Учитель: Как хорошо, ребята, что мы смогли помочь марсианам. Теперь они, как и мы, могут обращаться к словарям за помощью. Ребята, как вы считаете, пригодятся ли вам в жизни словари? В каких ситуациях вы ими воспользуетесь?

(Ответы детей.)

А сейчас, пожалуйста, оцените урок и своё участие в нём с помощью смайлика.

(Дети рисуют смайлики в тетради.)

Домашнее задание: составить словарик своего настроения или самых важных слов.

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

1) Волина В.В. «Весёлая грамматика», Москва, издательство «Знание», 1995 - 336 с.

2) Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. Т. 2 – М.: Русский язык, 2000. – 779 с.

3) Каленчук М.Л., Касаткин Л.Л., Касаткина Р.Ф. Большой орфоэпический словарь русского языка. Литературное произношение и ударение начала XXI века: норма и её варианты. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АСТ - ПРЕСС ШКОЛА, 2018. - 1024 с. - (Фундаментальные словари).

4) Михайлова О.А. Словарь синонимов и антонимов русского языка с приложениями. - Москва: Издательство АСТ, 2016. - 639 с.

5) Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. Институт русского языка имени В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М: Азбуковник, 1999.- 944 стр.

6) Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. 31 изд. Москва. «Просвещение», 1976 г.

(Стихи, используемые в разработке, являются авторскими).

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×