МБДОУ Красноярского края, г. Лесосибирска детский сад № 31 «Алёнушка».
Воспитатель:Мотос Наталья.Данииловна.
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Дошкольное детство — это время быстрого усвоения разговорного языка ребенком, становления, развития и совершенствования всех сторон речи. Это период, когда дети наиболее остро нуждаются в приобретении информации, поэтому необходима специальная организация общения, чтобы помочь им приобрести коммуникативные и речевые умения и навыки. В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей раннего возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка. Изучая данные мониторинга развития детей, наблюдая за тем, как развивается речь детей, как играют малыши, пришли к выводу, что развитие речи у детей до настоящего времени представляет собой актуальную проблему, это обусловлено значимостью связной речи для социализации будущих школьников.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Иименно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.
Игра — ведущая деятельность ребенка, создающая наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего еще не умеет это его жизнь.Игра сопровождает ребёнка с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до самого перехода в юность. Игра отражает ход мыслей и чувств детей, ведёт их по стезе познания реальности. Играя,малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же учится общению.
Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
Но и с ней ситуация неоднозначна. Многие дети совершенно не умеют играть, переносить действия с одного предмета на другой, использовать в игре предметы – заместители.
Побеседовав с родителями, проведя небольшой опрос, наблюдая за общением между взрослым и ребёнком, было решением начать работу над развитием речи детей в игре.
Таким образом, была определена цель и задачи работы.
Цель: формирование речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Для решения цели были поставлены следующие задачи:
• развивать и совершенствовать всех стороны устной речикаждого ребёнка (звукопроизношение, словарь, грамматический строй, связная речь, интонационная выразительность речи);
• воспитание интереса к русскому фольклору, художественному слову;
• развитие мелкой моторики.
Предполагаемые результаты:
В процессе ежедневной работы по развитию речи, дети расширяют словарный запас, учатся общаться с взрослыми и сверстниками. В результате целенаправленной работы дети
-
Осваивают первые формы монологической речи;
-
научились рассказывать об эмоционально значимых событиях используя, высказывания из двух – трех предложений;
-
стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности, желание детей обыгрывать, драматизировать сюжеты простых русских народных сказок, прибауток, игр;
-
приобщаются действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно;
-
слушают и понимают содержание литературных произведений.
Свою работу по данной теме мы начали с изучения методической литературы, передового опыта коллег, что помогло выстроить собственную
концепцию речевого сопровождения детей раннего возраста через игровую
деятельность. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. ФГОС предполагает деятельностный и комплексный подход ввоспитательно-образовательном процессе.
Проводимая работа по развитию речи, мышления, воображения, памяти у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности помогает развивать все стороны устной речи каждого ребёнка, воспитывает интерес к русскому фольклору, художественному слову, развивает мелкую моторику рук. В своей работе с младшими дошкольниками мы осознанно используем народное творчество. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту. В период адаптации это были пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика. Малыши учились правильно умываться, одеваться, узнавать части тела. Это «Водичка-водичка», «Этот пальчик дедушка». «Сорока-сорока», «Из-за леса, из-за гор», «Петушка», «Пальчик-мальчик…». Учились правильно выделять звуки проговаривания чистоговорки, потешки, считалки, разучивали народные игры«Гори, гори ясно», «Каравай», «У медведя во бору», «Колпачок». Поскольку игры проводим и на свежем воздухе, дети могут не только поупражняться в правильном проговаривании слов, но и произносить быстро и медленно, громко и тихо, что учит их управлять силой голоса и темпом речи, чтобы малыши не кричали слишком громко, потому что это вредно для речевого аппарата.
По мере запоминания словесных игрс пальчиками стали вводить игры на формирование словаря: «Какое что бывает», «Большой - маленький»,
«Назови ласково» «Узнай по описанию». Затем стали использовать словесные игры на формирование связной речи. Это такие игры как «Кто ушёл, кого не стало?» (на согласование слов в предложении), «Кто что ест» (составление предложений из 2-3 слов), «Громко-тихо». Большую пользу малышам в развитии речи приносят и подвижные игры с хоровым произнесением слов, такие как «Гуси-гуси», «Надувайся, пузырь», «Каравай»
Для обогащения словаря большую роль отводим загадкам, которые являются обучающим видом игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Перед началом игры знакомим детей с наглядным изображением героев загадки.
Так как дети невнимательны и отвлекаются, словесные игры проводим с игрушками или мячом:
- перебрасывание мяча с названием слова на заданный звук;
- перебрасывание мяча с названием антонима;
- перебрасывание мяча с повторением слова илисловосочетания.
Учимся правильно выстраивать диалоги и составлять предложения, последовательно излагать свои мысли, описывать ту или иную ситуацию (предмет). Утром дети приносят в детский сад любимую игрушку, рассказывают о ней, придумывают маленький рассказ. (Я принес игрушку, зайку. У него длинные ушки, короткий хвост. Я его очень люблю). Этот метод оказался очень полезным, дети с младшего возраста учатся описывать предмет, составлять предложения, а затем и рассказы. Очень нравится малышам игра«Зайка кдеткам подбежал».Воспитатель с игрушкой плюшевого зайчика, показывает детям, как он умеет ловко прыгать, подходит к конкретному ребенку.
«Зайка к Саше подбежал,
Возле деток прыгать стал:
Прыг- скок, прыг- скок,
Догоню тебя, дружок!»
По окончании слов: «Догоню тебя, дружок». Ребенок убегает, от «зайчика». Затем «зайка» догоняет другого ребенка. Таким образом, у малышей активизируется внимание, развивается выдержка и терпение. Игру можно усложнить, предложить детям по очереди управлять зайчиком и при этом дети сами говорят слова. При окончании слов последних, ребенок с зайчиком догоняет другого ребенка. В ходе игры дети учатся быть самостоятельными, учатся играть вместе со сверстниками и четко произносить слова.
Для проведения речевых игр используем игрушки, картинки, стишки, потешки, которые знаем наизусть компании. Это тожеочень важно для ребенка, идущего в школу. Он сможет предложить друзьям интересные игры, объяснить правила, объяснить свою точку зрения.
Для детей младшего возраста характерна потребность в общении. Большинство современных родителей не находят времени, чтобы по душам поговорить с ребёнком, заменяя разговоры, игры гаджетами совместные игры с родителями доставляют ребёнку огромное удовольствие. Знакомим родителей со словесными играми через индивидуальные беседы, консультации, привлекаем родителей к изготовлению пособий. Занимаясь с ребенком дома словесными играми, родители вступают с ним в определенный творческий и эмоциональный контакт, что ценно для налаживания коммуникативных отношений.
Применение игр повышает эффективность речевого развития детей, позволяет сформировать у них разнообразные умения и навыки, которые станут основой дальнейшего успешного обучения. Только при постоянном внимании родителей и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.
Поэтому, мы считаем, что данная работа позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, накопленной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Литература:
-
Г.Е. Акимова, «Лучшие игры для детей от 2 до 7» М.: Сфера, 2008.
-
А.К.Бондаренко. «Словесные игры в детском саду». М: Просвещение, 2009
-
А.К.Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду» М: Просвещение, 2012
-
О.С. Ушакова «Придумай слово» М. Сфера 2019
-
Е. И. Тихеева «Игры и занятия малых детей» М: Просвещение 2016
-
Гербова В. В. «Занятие по развитию речи» М., Мозаика-Синтез, 2009
-
Интернет ресурсы.
-
Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика-Синтез» 2012
-
Васильева М. А. «Коммуникация. Вторая младшая группа» изд.«Мозаика-Синтез» 2010
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат