Уроки САМОПОЗНАНИЯ в начальной школе.
Самопознание – это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Знание о себе формируется постепенно по мере познания внешнего мира и самого себя.
Самопознание включено в процесс познания человеком окружающего мира и является важным условием установления отношений с этим миром.
Поиск новых путей организации школьного обучения связан с необходимостью формирования творческой личности, способность к пониманию себя как субъекта деятельности, и понимание других людей. Понимание, как гуманитарный способ познания жизни, способствует порождению, нахождению и интерпретации личностных смыслов субъектов взаимодействия и общения. Кроме того, познание бытия невозможно без глубокого понимания себя и собственных личностных смыслов. Сегодня появилось понимание того, что приобретённые учеником знания не позволяют ему в полной мере соотносить себя с окружающим миром, другими людьми, сопоставлять себя с другим человеком, в котором есть нечто, имеющее значение для ребёнка, которое должно быть принято им, осознано и принято. Самопознание - это процесс получения знания о самом себе путём выделения себя среди других, идентификации и обособления себя от других людей на основе сравнения себя с ними и с самим собой в прошлом, настоящем и отдалённом будущем. Идея самопознания отображает в ведущие тенденции изменяющегося мира, а её реализация обеспечит готовность учащихся к образованию через всю жизнь. Самопознание становится отправной точкой для консолидации и единения людей независимо от их взглядов, жизненных позиций, ориентиров, жизненной философии. Традиционно самопознание как процесс развития самопознания личности считается приоритетом подросткового периода онтогенеза. Однако сегодня стал очевидным, что без ориентации младших школьников на понимание себя и другого человека в этом мире не удастся прийти к взаимопониманию, исключающему безразличия к человеку и побуждающему ребёнка принять человека как своего друга. Педагогическая практика показывает, что современный младший школьник в отличие от младшего школьника недавнего прошлого уже способен, в силу открытия перед ним новых каналов познания Я среди Они в этом многоликом мире, к новым формам взаимодействия и общения с другими людьми, основана на сотрудничестве и понимании.
В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей потому, что во-первых, через неё осуществляется основные отношения ребёнка с обществом, во-вторых, в ней происходит формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов.
Есть экспериментальная программа, реализующая гуманистические идеи, подходы исследователей развивающего образования. Самопознание младших школьников предполагает развитие трёх основных составляющих образа Я на основе организации учебного сотрудничества в процессе совместной продуктивной, творческой деятельности. В центре процесса самопознания находится сам ребёнок, который сначала постигает свою принадлежность к живым существам, рассматривать себя как частичку окружающего мира, актуализируя имеющиеся у него опыт и знания, осознаёт своё отличие от растений и животных и своё сходство с ними. Идёт понимание и осознание своего физического Я- схемы тела, внешности, половой принадлежности. Познание социального Я ребёнком происходит на основе познания ближайшего окружения – семьи, сверстников, друзей, соседей, что помогает ребёнку понять свои отношения, своё место среди окружающих его людей.
И, наконец, последний круг обращает ребёнка к пониманию внутреннего мира - к духовному Я. Ребёнок знакомится со своими чувствами, переживаниями, особенностями поведения, составляющими его индивидуальность.
Уроки самопознания в начальной школе включают четырнадцать тем, содержание которых последовательно раскрывается через занятия. Каждая тема содержит от 1 до 3 занятий в зависимости от её сложности и структуры учебного материала. На уроках самопознания дети узнают о своем внутреннем мире через непосредственное взаимодействие и сотрудничество со своими одноклассниками и учителем.
В начальных классах проходим такие темы, как «Человек в окружающем мире», «Что о себе я знаю», «Я и моё имя», «Я и моя семья», «Я и мои друзья», «Я и мои чувства», «Я и мой темперамент», «Я и мой характер», «Я и моё мышление», « Я и моя речь», « Я и моя память», « Я и мои способности», «Я и моё внимание», «Что я узнал о себе».
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат