«Научи замечать необыкновенное»
Авторы: Козуб Татьяна Анатольевна и Погосова Инна Федоровна, воспитатели МБДОУ ЦРР детский сад №4 муниципального образования город Новороссийск
Предметный мир, социальная жизнь и природа – вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев… Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не даётся от рождения в готовом виде, а воспитывается.
Природа повседневно воздействует на ребёнка. Но он многого не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностным. И всё же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущее от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. И не от рождения мы знаем, что крапива «кусается», а репейник «пристаёт»…
В этом сложном познании мира природы велика роль взрослого, он должен сам «видеть» и «слышать» природу и учить этому ребёнка. Рассказывайте о том, как богата и прекрасно наша планета, и о том, что у неё есть свои законы (смена дня и ночи, сезонные изменения, изменения погоды), что солнце бывает разным (зимой – далёкое, холодное, а летом – жаркое), а луна не всегда круглой. Ребёнок усвоит эти знания через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта, но с вашей помощью.
Задача родителей – помочь ребёнку обрести сугубо «человеческое видение» мира, которое формируется благодаря возможности усваивать опыт, преподносимый взрослыми, опыт материальной и духовной культуры в образе их жизни и отношения к окружающему миру.
Ребёнок, как доказали учёные, уже в самом раннем детстве копируешь эмоции и поступки близких. И в отношении к природному окружению ребёнок повторяет поступки взрослых. Если родители трепетно относятся к природе, восхищаются шелковистой травкой, прозрачным и сверкающим ручейком нежным цветком и тому подобное, дитя, можно сказать, с «молоком матери» впитывает эти эмоции и чувства. И наоборот, если ребёнок становится не только свидетелем, но и соучастником бесчинства взрослых в лесу, на поляне, на реке, в поле он вырастет бездумным жестоким. Если мама собирает полевые цветы, а потом оставляет их вянуть на солнце, ребёнок получает «урок» безнравственного отношения к живой природе, и ему уже в старшем возрасте не придёт в голову, что лишённое воды и питания растение, как всё живое, страдает. Если отец груб и жесток с животными, можно с уверенностью сказать, что сын повторит все его поведенческие реакции в тех же ситуациях.
Повторим: только человек способен видеть, создавать и беречь красоту, способен испытывать радость от общения с братьями нашими меньшими, наслаждаться видом родных пейзажей, восходом солнца, красотой моря, гор и тому подобное. Эти истины ребёнок усваивает в раннем детстве не только через слово, но главным образом, через поступки взрослых. Они «открывают» ему духовные, чисто человеческие ценности своим восприятие мира. Приведём пример.
Ребёнок видит красивый цветок и бросается к нему, желая сорвать, но мама отводит его ручку: «Подождите, посмотрите, какой красивый цветок! Не будем его срывать. Если сорвать, колокольчик завянет и умрёт. Он нас не встретит завтра на этой тропинке, не будет звенеть, не будет кивать своей головой: «Здравствуй, Сашенька!» И нам будет грустно».
Однако, направляя детское восприятие, уточняя свойства предметов живой и неживой природы в повседневной жизни, не следует сводить общение с ребёнком к излишнему дидактизму, обучению.
Главное, научить замечать необыкновенное, сопровождать чувственное познание словом, развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме, цвету, строению, запаху и так далее.
При умелом руководстве ребёнок начинает видеть те стороны явлений, которые раньше его не трогали. Так, он замечает многообразие оттенков зелёного цвета, разного в зависимости от освещённости кроны дерева лучами солнца, от времени года, возраста растения. Взрослый обращает внимание ребёнка на молодые побеги, которые окрашены ярче: можно узнать, насколько подросла ёлочка. Обращает внимание на луг – жёлтый, белый или голубой от распустившихся на нём цветов. Развивая сенсорную культуру, родителям следует правильно соотносить чувственный опыт со словами. Речь взрослого должна быть немногословной, но точной, яркой и доступной пониманию ребёнка. Важно, чтобы ощущения ребёнка связывались со словами. Это взаимодействие сигнальных систем способствует образованию обобщений, понятий. Это важно. Психологи отмечают: любая содержательная деятельность детей включает как более простые познавательные процессы – сенсорные, так и более сложные – мыслительные. Успешное овладение той или иной деятельностью в значительной мере зависит от совершенствования развития этих процессов.
Помня о том, что повседневные наблюдения в природе не должны носить излишне обучающий характер, родители могут использовать каждый удобный случай, чтобы обратить внимание ребёнка на природное явление, побудить задуматься над ним. Очень важно, чтобы речь взрослого не только точно отражала свойства природного объекта, но и соответствовала эстетическому чувству, возникающему при его восприятии. Родители должны помнить: знакомя ребёнка с природой, нельзя ограничиваться только внешним восприятием предмета (посчитать количество листочков, определить форму цветка, отметить его цвет), забывая о развитии эстетического восприятия.
Помощником образного, яркого, эстетического отражения явлений природы в слове является художественная литература. Дети любят рассказы В. Сутеева, Е. Чарушина, В. Бианки и других авторов, пишущих для детей.
Каждое время года имеет свои неповторимые особенности. Развивая тонкое восприятие окружающей действительности, взрослый должен выделить круг явлений и предметов природы, которые интересны в данный сезонный период: летом обратить внимание детей на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов; осенью – сравнить листья по форме, подметить оттенки жёлтого цвета; зимой – рассмотреть строение ветвей деревьев, заметить различные свойства снега и прочее. В любое время года находите материал в природе для сенсорного, умственного и эстетического развития ребёнка. Передайте ему способность тонко чувствовать природу.
Родная природа – могущественный источник, из которого человек черпает знания и впечатления. Мы рождены природой и никогда не потеряем связи с ней. Но нужно обладать терпением, иметь зоркий глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка, игру красок во время заката, буйное цветение сирени или заслушаться звонким пением птиц.
Так мама формирует у малыша доброе, ласковое, нежное чувство – любви к живому. Или, стоя у берёзки, мама и ребёнок хлопают в ладоши. Мама читает стихи:
У красы – берёзки
Платье серебрится,
У красы – берёзки
Зелены косицы.
Затем мама показывает рожки как бы подаёт берёзку:
Со двора к берёзке
Выбежали козы,
Стали гнуть берёзку,
А берёзка – в слёзы!
Мама и ребёнок берутся за руки и идут хороводом вокруг деревца.
Защищать берёзку
Выбежим гурьбой,
Чтоб росла берёзка,
Выросла большой!
Потом кланяются берёзке, гладят рукой её белый ствол.
Такие сценки и словом, и игровым действием воспитывают любовь к природному окружению.
Какими ещё приёмами может пользоваться взрослой, побуждая в ребёнке этическое и эстетические чувства к природе?
Давать возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и тому подобное.
Вызвать доброе чувство к рассматриваемому природному объекту. Разговаривать с объектом живой природы (с берёзкой, травкой, ёлочкой), наделяя его человеческим качеством и «ответным чувством» к доброму поступку ребёнка. Например, сказать: «Видишь, как берёза гладит тебя своими веточками. Она шепчет: «Спасибо, Сашенька, что ты меня ласково погладил!».
Вводить в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказывать о добром отношении человека к природе, восхищаться её красотой. Отождествляя природный объект с человеком, ласково обращаться к нему. Например, берёзонька – красавица, травушка – муравушка, зайчик – побегайчик и тому подобное.
Водители элементы игры, побуждая ребёнка к игровому воздействию с природными объектами (например, покажи, как качаются берёзки, какой ёлочка была маленькой и какой она стала, когда выросла и так далее).
В присутствии ребёнка не допускать неблаговидного поведения по отношению к природе со стороны других людей, осуждать их действия словами: «Это некрасиво», «Так нельзя делать» и тому подобное.
Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Ребёнок радуется травке, восхищается необыкновенной окраской крыльев бабочки, настораживается при раскатах грома, прыгает и хлопает в ладоши, увидев радугу. Первые прогулки в лес, на луг… кто из родителей не наблюдал это бесконечной радости, счастья. Взрослый открывает ребёнку многие свойства вещей и явлений, уточняет представления.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат