Дата публикации:
09.11.2022
Автор:
Типикина Марина Евгеньевна
Название работы:
Педагогические наблюдения в детском саду
Работа:
Добрый день, уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию мой опыт проведения наблюдений. Я работаю с детьми 2 младшей группы. Дети данной возрастной группы требуют много внимания от воспитателя. И я думала как найти время и возможность вести наблюдения за детьми, записывать, анализировать? И вообще для чего вести наблюдения? Ведь я вижу как развиваются дети и знаю сильные и слабые стороны педагогического взаимодействия с детьми.
После того, как я познакомилась с монографией Л.В.Михайловой — Свирской Наблюдения в детском саду, я поняла, что наблюдения не только нужны и важны в моей работе, но это еще и интересно, и увлекательно.
Для себя я разработала такой алгоритм записи наблюдений, который не занимает много времени и места. Все,что мне нужно для записи всегда под рукой на столе или в кармане халата. Это стикеры, блокнот. Я использую и то , и другое.
Сначала я записываю свое наблюдение на стикер. Это фразы, поступки, деятельность ребенка.
На стикерах удобно записывать индивидуальное наблюдение, а в блокнот наблюдение за самостоятельной деятельностью группы детей. Далее я переношу записи со стикеров в индивидуальные тетради. На это у меня уходит не более 30 мин в неделю, а может и меньше. Анализирую наблюдения. Это помогает планировать дальнейшее взаимодействие с детьми в той или иной деятельности.
Наблюдая за Владиком я записывала его действия, поступки, эмоциональное состояние. Так как ребенок малоразговорчив. Первая запись была — манипулирует с предметом. В данном случае это машина. Второе наблюдение — я предложила развернуть сюжет — построить гараж. Гараж мы построили вместе. Инициативу в дальнейшей игре мальчик не проявил. Следующее наблюдение- Владик проявил интерес к набору инструментов и снова манипулировал предметами. Я ставлю перед собой задачу : исходя из интересов ребенка развернуть сюжет игры.
Наблюдение за Дашей. Девочка редко посещает детский сад. Первая запись наблюдения- Склонна держаться в стороне от детей, диалог не ведет, не вовлекается в образовательную деятельность. Следующие наблюдения показали, что девочка взаимодействует с одним ребенком и испытывает положительные эмоции от такого вида общения. Далее я увидела, что Даша мотивирована на самостоятельную деятельность — манипуляцию с предметами. Это зарождение игровой деятельности. Здесь прослеживается небольшая динамика и возможность планирования дальнейшего взаимодействия с ребенком.
Я думаю, что всем знакомо как дети любят катать машины по столу или подоконнику. Анализируя наблюдение я сделала вывод, что в группе недостаточная интерактивная среда. С помощью подручных материалов сделала разметку дороги, пешеходного перехода. Это занимает достаточно большое пространство и у детей появился интерес к деятельности в этом месте.
Игра девочек в машины на полу побудила организовать центр дорожного движения. У детей появилось место для самостоятельного знакомства с правилами пешеходов на макете.
Здесь я процитирую слова Л.В.Михайловой-Свирской:
Мы наблюдаем за детьми для того, чтобы увидеть, как те или иные знания и умения, полученные детьми в быту и в ходе образовательной деятельности осмысливаются, трансформируются и используются ими самостоятельно.
Малыши переносят в игру то, что они видят каждый день дома и в саду. И не нужно проводить дидактические упражнения, как например Напоим куклу чаем.
Очень интересное наблюдение за Костей. Мальчик не включается, чаще всего, в образовательную деятельность. Предпочитает заниматься своим делом. И казалось. Можно сказать, что нет мотивации к познавательной деятельности. Но, данное наблюдение показало, что у ребенка есть интерес к познанию. Это даже можно назвать экспериментальной деятельностью. Костя двигает круглый таз так, чтобы шарообразный предмет ( апельсин) двигался по кругу.
Смотри Марина Евгеньевна фокус! Катается! Круглый!
Так я увидела, что у мальчика есть мотивация к экспериментальной деятельности.
Сделав выводы можно предложить ребенку показать мастер- класс детям. Скорее всего так он включится в образовательную деятельность.
Дети с интересом рассматривают, трогают предметы в фактурном ящике. Задумывался этот центр для сенсорного развития детей. Но дети вносят свои коррективы. Здесь проявилась инициатива ребенка и творчество. Что натолкнуло меня на мысль организовать центр конструирования из бросового и природного материала для самостоятельной деятельности.
Очень интересно наблюдать как дети проявляют дружелюбие. Испытывают потребность в тактильных ощущениях. Говорят — Егорка мой друг! Костя мой друг!
Проявляют сочувствие к плачущему ребенку, жалеют его. Это проявление высокой эмпатии. Дети понимают чувства другого ребенка и сопереживают. Это важный фактор в социо- коммуникативном развитии.
Запланированное наблюдение за деятельностью детей на прогулке. Полина и Захар не поделили кто будет катать карусель. Иногда такие конфликты разрешаются активными действиями детей. Но в данном случае Захар подошел к Полине и сказал: Давай вместе катать!
конфликт разрешился мирно. Здесь проявилось умение мальчика договориться, решить проблему словами. И для меня ребенок открылся с другой стороны.
Я сделала вывод, что наблюдать за деятельностью детей нужно для того, чтобы:
увидеть конкретные изменения в физическом, познавательном, социальном, эмоциональном развитии ребенка с течением времени;
внести изменения в развивающую среду и в свои действия;
внести изменения в учебный план для того, чтобы образовательная технология наилучшим способом подходила детям группы.
Скачать работу
После того, как я познакомилась с монографией Л.В.Михайловой — Свирской Наблюдения в детском саду, я поняла, что наблюдения не только нужны и важны в моей работе, но это еще и интересно, и увлекательно.
Для себя я разработала такой алгоритм записи наблюдений, который не занимает много времени и места. Все,что мне нужно для записи всегда под рукой на столе или в кармане халата. Это стикеры, блокнот. Я использую и то , и другое.
Сначала я записываю свое наблюдение на стикер. Это фразы, поступки, деятельность ребенка.
На стикерах удобно записывать индивидуальное наблюдение, а в блокнот наблюдение за самостоятельной деятельностью группы детей. Далее я переношу записи со стикеров в индивидуальные тетради. На это у меня уходит не более 30 мин в неделю, а может и меньше. Анализирую наблюдения. Это помогает планировать дальнейшее взаимодействие с детьми в той или иной деятельности.
Наблюдая за Владиком я записывала его действия, поступки, эмоциональное состояние. Так как ребенок малоразговорчив. Первая запись была — манипулирует с предметом. В данном случае это машина. Второе наблюдение — я предложила развернуть сюжет — построить гараж. Гараж мы построили вместе. Инициативу в дальнейшей игре мальчик не проявил. Следующее наблюдение- Владик проявил интерес к набору инструментов и снова манипулировал предметами. Я ставлю перед собой задачу : исходя из интересов ребенка развернуть сюжет игры.
Наблюдение за Дашей. Девочка редко посещает детский сад. Первая запись наблюдения- Склонна держаться в стороне от детей, диалог не ведет, не вовлекается в образовательную деятельность. Следующие наблюдения показали, что девочка взаимодействует с одним ребенком и испытывает положительные эмоции от такого вида общения. Далее я увидела, что Даша мотивирована на самостоятельную деятельность — манипуляцию с предметами. Это зарождение игровой деятельности. Здесь прослеживается небольшая динамика и возможность планирования дальнейшего взаимодействия с ребенком.
Я думаю, что всем знакомо как дети любят катать машины по столу или подоконнику. Анализируя наблюдение я сделала вывод, что в группе недостаточная интерактивная среда. С помощью подручных материалов сделала разметку дороги, пешеходного перехода. Это занимает достаточно большое пространство и у детей появился интерес к деятельности в этом месте.
Игра девочек в машины на полу побудила организовать центр дорожного движения. У детей появилось место для самостоятельного знакомства с правилами пешеходов на макете.
Здесь я процитирую слова Л.В.Михайловой-Свирской:
Мы наблюдаем за детьми для того, чтобы увидеть, как те или иные знания и умения, полученные детьми в быту и в ходе образовательной деятельности осмысливаются, трансформируются и используются ими самостоятельно.
Малыши переносят в игру то, что они видят каждый день дома и в саду. И не нужно проводить дидактические упражнения, как например Напоим куклу чаем.
Очень интересное наблюдение за Костей. Мальчик не включается, чаще всего, в образовательную деятельность. Предпочитает заниматься своим делом. И казалось. Можно сказать, что нет мотивации к познавательной деятельности. Но, данное наблюдение показало, что у ребенка есть интерес к познанию. Это даже можно назвать экспериментальной деятельностью. Костя двигает круглый таз так, чтобы шарообразный предмет ( апельсин) двигался по кругу.
Смотри Марина Евгеньевна фокус! Катается! Круглый!
Так я увидела, что у мальчика есть мотивация к экспериментальной деятельности.
Сделав выводы можно предложить ребенку показать мастер- класс детям. Скорее всего так он включится в образовательную деятельность.
Дети с интересом рассматривают, трогают предметы в фактурном ящике. Задумывался этот центр для сенсорного развития детей. Но дети вносят свои коррективы. Здесь проявилась инициатива ребенка и творчество. Что натолкнуло меня на мысль организовать центр конструирования из бросового и природного материала для самостоятельной деятельности.
Очень интересно наблюдать как дети проявляют дружелюбие. Испытывают потребность в тактильных ощущениях. Говорят — Егорка мой друг! Костя мой друг!
Проявляют сочувствие к плачущему ребенку, жалеют его. Это проявление высокой эмпатии. Дети понимают чувства другого ребенка и сопереживают. Это важный фактор в социо- коммуникативном развитии.
Запланированное наблюдение за деятельностью детей на прогулке. Полина и Захар не поделили кто будет катать карусель. Иногда такие конфликты разрешаются активными действиями детей. Но в данном случае Захар подошел к Полине и сказал: Давай вместе катать!
конфликт разрешился мирно. Здесь проявилось умение мальчика договориться, решить проблему словами. И для меня ребенок открылся с другой стороны.
Я сделала вывод, что наблюдать за деятельностью детей нужно для того, чтобы:
увидеть конкретные изменения в физическом, познавательном, социальном, эмоциональном развитии ребенка с течением времени;
внести изменения в развивающую среду и в свои действия;
внести изменения в учебный план для того, чтобы образовательная технология наилучшим способом подходила детям группы.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств