Ивченко Екатерина Олеговна
студент 1 курса программы «Лечебное дело»
Аметова Гульназ Ролан кызы
студент 1 курса программы «Лечебное дело»
«Медицинская академия имени С.И. Георгиевского»
ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»
город Симферополь Республика Крым
Занятия с подростками с ограниченными возможностями, направленные на улучшение психологического состояния.
Резюме. В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается. И в каждом детском саду можно встретить ребенка данной категории. Как правило, у детей с ограниченными возможностями здоровья присутствуют такие трудности, как: плохо разговаривает и не может сказать о своих чувствах, желаниях, потребностях, трудно усваивает материал, отвлекается, проявляются нарушения в поведении. Чаще всего, такие дети сталкиваются с непониманием и раздражительностью взрослого, что приводит к неудовлетворению базовых потребностей ребенка в уважении, понимании, признании, любви и т.д. В дальнейшем это проявляется в возникновении у детей страхов, тревожности, обид, агрессии. Как правило, родители не замечают нарушения в психологическом здоровье ребёнка, больше уделяя внимание его здоровью и обучению. При этом видя частые проявления поведенческих нарушений, отсутствие динамики в развитии у родителей угасает стремление заниматься с ребенком, родитель теряет последнюю веру в ребенка. Что приводит к острой необходимости специалиста, который сможет стабилизировать эмоциональное состояние ребенка.
Постановка проблемы: Важно акцентировать внимание на инструментах помощи ребенку с особенностями развития, которые доказали эффективность и признаны в медицинском сообществе. К таким инструментам относят арт-терапевтическую работу. Это вспомогательный инструмент, зарекомендовавших себя как действенное средство в процессе коррекции расстройств. К тому же, не только целебный, но и очень приятный!
Введение. Эмоции – это особенный раздел психических процессов и состояний, связанный с человеческими потребностями, инстинктами и мотивами, которые отражают форму непосредственного переживания (восторг, гнев, боязнь и т.д.). Эмоции как особые субъективные переживания выражают наиболее ярко то, что человек чувствует, представляет, думает. На современном этапе особую актуальность приобретает эмоционально–личностное развитие детей с психофизическими нарушениями и адаптация их к жизни в обществе.
Так как все отклонения ребенка связаны с изменениями эмоционального состояния, то у детей с ограниченными возможностями здоровья имеются индивидуальные аспекты в развитии. По исследованиям ученых (А. И. Копытин, М. Е. Бурно, Л. Д. Лебедева, Е. Г. Макарова), недостатки эмоциональной сферы выражаются в следующих моментах: ситуативность поведения; подвижность эмоциональных проявлений; отсутствие возможности реализовать возрастной потенциал в создании эмоциональной сферы [3]. Ученые соотносят эту особенность с специфичностью дефекта и незрелостью мозга ребенка.
Основная часть. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада – это все разные категории чувств и эмоций, которые возникают в процессе осознания и жизнедеятельности человека и влияют на его протекание. По мнению Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина, виды чувств и эмоций сложны и многогранны. Большое количество всех эмоций и чувств способствует человеку лучше осознать то, что происходит, лучше прочувствовать все переживания другого человека, их отношения между собой, благоприятно влияет на осознание человеком своих положительных и отрицательных качеств, способностей, его отношение к окружающему миру [1]. Эмоциями называются внутренние чувствования личности, связанные с возмещением ее интересов.
Эмоции могут, как ускорить жизненный тонус организма человека, так и, напротив, минимизировать его. Эмоция, которая возникает ненормально, создает стресс для нервно–эндокринной системы, в итоге появляется чрезмерность адреналиноподобных веществ, но в связи с тем, что нет возможности выплеснуть эмоцию в нужном направлении, она затрудняет умственные и физические способности. Кант делил эмоции на стенические и астенические. Стенические эмоции способны повышать жизнеспособность организма, дееспособность и прилив сил. К этим эмоциям относятся – радость, любовь, вдохновение. Позитивные эмоции у человека возникают при возмещении каких–либо намерений. Астенические чувства возникают у человека при неудачах или сложностях, при конфликтных ситуациях с людьми, которые окружают. Они угнетают психику и занижают инициативность личности. Смысл негативных эмоций с точки зрения биологии определяется мобилизацией организма человека к активности и борьбе.
Характерной чертой задержки эмоционального развития у детей с ограниченными возможностями здоровья является вызывающее поведение с негативизмом, враждебностью, конфликтностью, зачастую которое направляется на воспитателя или ровесников. Такие дети часто теряют терпение, могут конфликтовать с взрослыми, сердиться, отказывать в послушании. Это характеризуется истощаемостью психических процессов, недостатком активного внимания.
Главной направленностью являются уменьшение эмоциональной неуютности у детей, возрастание лабильности и самостоятельности детей, удаление вторичных личностных рефлексов, предопределенных эмоциональными дефектами, таких как агрессия, конфликтность, тревожность и другое. Важный этап взаимодействия с такими детьми – это исправление самооценки, уровня осознания, создание эмоциональной стойкости и саморегуляции [4].
Основными задачами психолого-педагогической коррекции нарушений в эмоциональной сфере у лиц с ограниченными умственными возможностями являются:
расширение знаний инвалидов об эмоциях
;
развитие у инвалидов умений адекватно выражать свои эмоции
;
стабилизация эмоцион
ального состояния
,
оптимизация уровня тревожности и агрессии у инвалидов
.
Можно выделить несколько методов, используемых для коррекции нарушений в эмоциональной сфере лиц с ограниченными умственными возможностями.
Изотерапия – воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Она формирует такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициативность, целеустремленность. Кроме того, изотворчество способствуют поднятию общего жизненного тонуса. Занятия изобразительным искусством при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого человека, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Музыкотерапия и музыкальная релаксация – лечебное воздействие посредством музыки, проявляющееся в регулировании психовегетативных процессов, регуляции психоэмоциональных состояний, повышение социальной активности, облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, активизация творческих проявлений [5,6].
Психогимнастика – воздействие посредством упражнений, этюдов, позволяющих выразить себя, снять мышечные зажимы, эмоциональные проблемы. В качестве методик проведения процедур релаксации используются элементы йоги как метода саморегуляции. Йога используется для профилактики возникновения состояния тревоги, стресса. Практика показывает, что даже элементарные потягивания позволяют расслабиться и снять нервное напряжение. Подобные упражнения чрезвычайно актуальны для контингента психоневрологического интерната. Особенности клиентов интерната, обусловленные их диагнозом, выражаются не только в чертах личности, уровне развития, но и в поведенческих реакциях: склонность к агрессивным реакциям, депрессивным состояниям, тревожность и т. д. Занятия йогой или по методике Э. Джекобсона позволяют «здесь и сейчас» скорректировать актуальное психоэмоциональное состояние клиента. В сочетании с музыкотерапией и аромотерапией коррекционный эффект усиливается. Кроме того, подобная «терапия движением» положительно влияет на физическое состояние клиента: повышается гибкость, происходит мышечное расслабление.
Сказкотерапия – вид библиотерапии, заключающийся в коррекции с помощью сказок. Сказкотерапия позволяет актуализировать и осознать свои проблемы, видеть различные пути их решения, усвоить правильные моральные ценности и нормы.[2]
Метод сказкотерапии в занятиях с особыми детьми не только имеет обучающий характер, но и коррекционно-развивающий, который направлен на рост личностного и творческого потенциала ребенка.
Основной целью сказкотерапии является:
- Снятие эмоционального напряжения;
- Создание игровой доверительной атмосферы в группе;
- Установление межличностных контактов между детьми;
- Формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям;
- Развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок;
- Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах;
- Развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.
Выводы. Сказкотерапия является эффективным методом работы с особыми детьми. Использование метода сказкотерапии в коррекционной работе приводит к стойкой положительной динамике в эмоционально-волевой сфере. У ребенка исчезают переживания связанные с недоразвитием речи, снижается тревожность, повышается самооценка, укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации и коррекции речевого дефекта. Дети научились думать, уважать мнение других ребят и прислушиваться к нему, научились ставить себя на место другого и видеть мир с разных сторон. Дети стали более раскованы, они свободно вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками, научились фантазировать, самостоятельно организовывают игры по сказкам, их речь стала более выразительной. Уменьшились проявления агрессии, возрос интерес в общении с другими детьми, дети стали меньше злиться, стали более открыто выражать свои потребности, стали более уверенными в себе. Все эти изменения свидетельствуют об эффективности применения элементов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими эмоциональные и поведенческие проблемы.[7]
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Берхин, Н. Б. Общие проблемы психологии искусства [Текст] / Н. Б. Берхин. – М. : Знание, 1981. – 64 с.
2. Буров, А.И. Эмоции, чувства, отношения // Вопросы психологии. – 1966. – № 1. – С. 141–151.
3. Зеньковский, В. В. Психология детства [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. В. Зеньковский. – Екатеринбург : Деловая кн., 1995. – 347 с.
4. Ибахаджиева, С. А. Образы-символы страхов старших дошкольников [Текст] / С. А. Ибахаджиева // Психологическая наука и образование. – 2009. – № 2. – С. 47-51. 28. Леханова, О. Как понять себя и другого? [Текст] : работаем со ст. дошкольниками с общим недоразвитием речи / О. Леханова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 9. – С. 100-105.
5. Медушевский, В. В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыки [Текст] / В. В. Медушевский // Преподаватель. – 2001. – № 6 (Спец. вып.). – С. 31-33.
6. Петрушин, В. И. Музыкальная психология [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. И. Петрушин. – М. : Акад. Проект : Гаудеамус, 2009. – 400 с
7. https://infourok.ru/referat-skazkoterapiya-kak-sredstvo-korrekcionnoj-raboty-s-detmi-ovz-5110135.html
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат