Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Функциональная грамотность. Работа №50614

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Функциональная грамотность
Работа:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАРАНЖИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

 

 

 

Сообщение на тему:

 

Формирование функциональной грамотности

в начальной школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов:

Корина Любовь Петровна

Стаж работы – 41 год

I квалификационная категория

Почётный работник общего

образования Российской Федерации

 

2022 год

 

 


Обновлённый ФГОС III поколения ставит более точные обязательства перед школой:

1) Впервые вводится ФГОС НОО и ООО (5-9 классы) одновременно.

 

2) Четко прописаны обязательства образовательного учреждения (в

частности, школы) перед учениками и родителями.

 

3) Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков.

 

4) Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков,

которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).

 

Всё это обязывает учителя находить рациональные и неординарные решения: научить не только грамотно решать поставленные задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию, применять полученные знания в жизни.

Возникла необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах обучения и воспитания, в активных методах и приемах обучения, направленных на развитие познавательной, мыслительной активности, на обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом.

Из разных источников психологии, изучения человека стало известно, что ребёнок запоминает лишь 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит. А если он и говорит и участвует в реальной деятельности, и подтверждает это чтением текста, тогда он запоминает и усваивает материал на 90%.

Перед учителем вопросы:

как научить ребенка учиться,

как

ориентироваться в большом объеме информации,

как работать с текстом

к

ак вызвать активную познавательную деятельность

к

ак формиро

вать функциональную грамотность

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Через игру, через взаимодействие с одноклассниками ребенок узнает новые знания. Не только узнает новые понятия, но и имеет представление, где и как эти знания использовать в повседневной жизни.

Учитель должен увлечь и «заразить» детей темой, идеей, показать им значимость их деятельности, вселить уверенность в свои силы.

Как мы в нашей школе (в начальном звене) работаем над формированием функциональной грамотности на разных предметах и внеурочной деятельности?

Уроки словесности (литературное чтение и русский язык).

При гонке за новшествами никогда не надо забывать годами отработанные технологии. Вспомним их.

 

А) Три этапа работы с текстом.

I-ый этап: работа с текстом до чтения (антиципация – предугадывание предстоящего чтения). Это очень хорошо продвигала Светловская. Здесь же постановка целей урока. И, если это соответствует уроку, то работа с листами достижений, где обозначены критерии оцениванивания на разных этапах урока.

II-ый этап: Первичное чтение текста. Вдумчивое перечитывание текста. Комментированное чтение. Беседа по содержанию текста. Беседа с автором. Обобщение прочитанного. Выразительное чтение.

III-ый этап: Концептуальная (смысловая) беседа по тексту ((обсуждние, дискуссия). Знакомство с писателем (дополнительные источники). Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. задания иллюстрирование, составление плана и др .).

 

Б)Творческие работы с текстом:

Технология проектной деятельности.

Дискуссии.

Ролевые игры.

Пробно-поисковые ситуации.

Беседы-дискуссии.

Сам задай вопрос.

Личный пример учителя.

При

ём устного словесного рисования.

Словарно-стилистическая работа.

Элементы драматизации.

Выполнение заданий на образовательных сайтах

У

чи.

Ру

,

Яклассе

(если там есть подходящий материал)

В) Читает начальная школа.

Более подробно расскажу о введённом проекте в нашей школе «Читает начальная школа»

Цель: через привитие интереса к чтению формирование функциональной грамотности младшего школьника.

Как мы работаем над этой темой?

Несколько мероприятий об истории книги, создании книги. Это и презентации, и видео и чтение литературы.

Изготовление книжек: на берёсте углём, на шкурке белки, на камне, книжек – малышек с пословицами о книге. Интерес есть.

Анкетирование

 

Анкета

"Читательская активность обучающихся"

Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.

1. Любишь ли ты читать?

а- -нет-

2. Почему ты любишь читать?

 -можно многое узнать нтересно

3.Посещаешь ли ты библиотеку?

-да ет-

4. Что ты любишь читать?

 -стихи казки -смешные рассказы -рассказы о животных

5.Что любишь больше всего?

-читать сам лушать чтение взрослых

6. Читают ли в вашей семье книги вслух?

 -читают е читают

7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?

-хвалят угают, сердятся

8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

-могу е могу

Проверка читательского кругозора учеников

с помощью следующих вопросов и заданий:

1.        Что мы узнаем о книге с ее обложки?

2.        Что мы узнаем о книге с титульного листа?

3.        Назови писателей - авторов сказок

4.        Скажи, каких поэтов ты знаешь.

5.        Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.

6.        О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)

7.  Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.

8.   Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.

9.   Чем отличаются стихи от прозы?

10.   О чем вы любите читать?

11.   Что отличает произведения народного творчества и литературы?

12.   Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения

13.  Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?

Проверка читательского кругозора

1.  Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.

2.  Назовите фамилии отечественных поэтов.

3.  Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок

4.  Какие басни вы знаете?

5.  Кто из писателей пишет о природе?

6.  Назовите авторов зарубежной литературы.

7.  Назовите известные вам жанры произведений.

8.   Назовите любимые темы чтения.

 

Анкета для родителей «Юные читатели»

Уважаемые родители!

Наша школа проводит опрос с целью помочь Вам в воспитании и обучении детей, в формировании их функциональной грамотности.

1.Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребёнку книги? _______________

2. Какие книги предпочитает Ваш ребёнок? ________________________________

____________________________________________________________________

3. Просит ли Ваш ребёнок читать (рассказывать) сказку, рассказ, стих несколько раз? ____________________________________________________________________

4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть, то какая? ___________

____________________________________________________________________

5. Играет ли Ваш ребёнок в сказки, рассказы, истории, которые слушал? ____________________________________________________________________

6. Рассказывает ли ребёнок сказку, рассказ или историю совместно с Вами или своим куклам, игрушкам? __________________________________________________________

7. Есть ли у ребёнка книжки для самостоятельного рассматривания? Какие?

____________________________________________________________________

8. Рассматривая иллюстрации к книгам, задает ли Вам ребёнок вопросы?

____________________________________________________________________

9. Узнает ли Ваш ребёнок книгу по иллюстрации? Какую? ___________________

___________________________________________________________________

10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.)? ____________________________________________________________

________________________________________________________________

11. Придумывали ли Вы когда-нибудь сказки или истории для Вашего ребёнка? О чём или о ком они были? _______________________________________________________

_____________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!

 

(Каковы же результаты анкетирования ? Выяснилось, что детям практически не читают книги, не рассказывают сказки. У некоторых просто НЕТ своей библиотечки. Родители не читают. Иногда рецепты в телефоне.

Что последовало дальше?

Круглый стол с родителями о значимости

организации проект

.

План работы классных библиотекарей.

Конкурс – смотр «Моя домашняя библиотека.

Выбор первой темы согласно анкетированию. Им оказались русские народные сказки. И это очень хорошо. Составили минимальный список сказок для обязательного прочтения (12). Нашли сказки в библиотеках.

Кто – то принёс из дома, от бабушек. В основном учителя. Часть сказок распечатали.

Как же читали? Ведь некоторые были в одном двух экземплярах.

Вышли из положения, организовав круговое чтение.

 

Фамилия, имя

Название сказки

 

Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что

Иван царевич и серый волк

Пёрышко Финиста ясна сокола

 

 

 

 

 

 

Маша

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Саша

 

+

+

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочитал – передал.

Обязательные условия:

Записать в читательский дневник. Его мы назвали просто «Я читаю»

Выполнить к сказке творческие задания

(

рисунки, вопросы, кроссворды…)

Подготовка к заключительному этапу:

Волшебное письмо с заданиями творческого характера: разыграть сценку из сказки, принять участие в конкурсе семейного рисунка по прочитанным сказкам, подготовиться к викторине, 4 класс – выполнить коллаж по сказкам)

Заключительный этап.

Викторина, показ разыгранных сценок, подведение итогов конкурса семейного рисунка.

Затем итоговая комплектация всего того, что сделали и создание небольшого ролика. Его выкладываем в классные группы, в группу учительского коллектива, в интернет.

Вывод.

Первый этап работы над таким проектом показал сразу результативность.

Увеличился темп чтения.

Возникло желание продолжить работу над проектом.

Появился интерес к книге – это самое важное.

 

Второй этап был посвящён творчеству Николая Носова. Изучили его биографию, творческий путь, прочитали за 3 недели по 24 произведения каждый. Работа строилась почти по аналогии, но добавили работу с текстом. Мы все с вами работали по учебно – методическому комплекту О.Н.Крылова «Чтение. Работа с текстом» .

Дети получили дополнительное творческое задание – разработать подобные вопросы, задания к рассказу Н,Носова «На.горке».

Вот что у нас получилось.

 

Целый день ребята трудились — строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили ее водой и побежали домой обедать.

— Вот пообедаем, — говорили они, — а горка пока замерзнет. А после обеда мы придем с санками и будем кататься.

А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шел горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, — как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! Подъехал к горке.

— О, говорит, — хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.

Только полез на горку — бух носом!

— Ого! — говорит. — Скользкая!

Поднялся на ноги и снова — бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.

«Что делать?» — думает.

Думал, думал — и придумал:

«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее».

Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там — ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет все выше и выше. Взобрался на самый верх.

— Вот теперь, — говорит, — скачусь!

Оттолкнулся ногой и снова — бух носом! Коньки-то по песку не едут!

Лежит Котька на животе и говорит:

— Как же теперь по песку кататься?

И полез вниз на четвереньках. Тут прибежали ребята. Видят — горка песком посыпана.

— Это кто здесь напортил? — закричали они. — Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька?

— Нет, — говорит Котька, — я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на нее взобраться.

— Ах ты, умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он — песком! Как же теперь кататься?

Котька говорит:

— Может быть, когда-нибудь снег пойдет, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.

— Так снег, может, через неделю пойдет, а нам сегодня надо кататься.

— Ну, я не знаю, — говорит Котька.

— Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!

Котька отвязал коньки и взял лопату.

— Засыпай песок снегом!

Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.

— Вот теперь, — говорят, — замерзнет, и можно будет кататься.

А Котьке так работать понравилось, что он еще сбоку лопатой ступеньки проделал.

— Это, — говорит, — чтоб всем было легко взбираться, а то еще кто-нибудь снова песком посыплет!

Наши творческие задания:

Определи тип текста: описание, повествование, рассуждение.

Выпиши из текста

вопросительные пр

едложения (не менее трёх)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Выпиши из первого абзаца слова с безударной проверяемой гласной в корне слова:

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Разбери по составу слова: полез, горку, полили, починить, отвязал

Выпиши предложение, которое соответствует пословице: Любишь кататься, люби и саночки возить.

________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Вставь пропущенные буквы, выдели грамматические основы предложений:

Тут приб…жали рбята. Котька стал п..сыпать горку снегом, а р..бята снова в…дой полили.

Закончи предложение, используя текст:

А Котьке так работать понравилось, ________________________________________________________________________________________________________________________________

Определи рисунок, соответствующий рассказу.

Это и есть формирование функциональной грамотности. Используемые на приёмы и методы работы способствуют развитию информационно-образовательной среды, направленной на формирование функциональной грамотности учащихся. Методы и приёмы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на одном уроке, главное, чтобы работа велась в системе. Учитель должен увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

 

На данном этапе мы работаем над темой «Стихи о Родине». Поле деятельности расширилось. Ученики рисуют, заучивают стихи, выписывают из них образные выражения, делают поделки, составляют сборник стихов о Родине, калейдоскоп пословиц. После каникул будем подводить итог.

Остановлюсь ещё немного над формированием функциональной грамотности на математике и факультатике по финансовой грамотности. Это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт.

Приемы  развития математической грамотности:

1.Решение текстовых задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.).

правильно ли заплатил покупатель и правильно ли дал продавец сдачу.

2. Нестандартные задачи. Рассмотри план обувного центра. Пользуясь описанием, отметь на плане цифрами шесть объектов.

1. Терминал.

2. Отдел «Детская обувь»

3. Аптека.

4. отдел «Согреем ножки домашним питомцам» ».

5. Отдел «Спортивная обувь».

6. Отдел «Всё от дождя».

3. Решение ребусов.

4. Задания типа «Заполнить пустые места».

5. «Продолжить ряд чисел»,

6. Использование на уроке интересных фактов из истории математики, геометрии (например, про циркуль, его изобретение)

7. Рразличные формы работы над задачей:

(Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного.

Решение обратных задач.

Решение задач различными способами.

Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу.

Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку").

Р

ешение логических задач.

Вот пример работы над задачей № 236 на стр 49 за 4 класс.

Фермер собрал 8т моркови, а свёклы - на 4 т больше. Половину моркови и четвёртую часть свёклы переработали на сок, а оставшиеся овощи увезли в магазины. Составь по этому условию различные выражения и поясни их значения.

Дети любят такие задания.

Вот их решения:

8+4=12(т) – собрал свёклы.

(8+4) +8=20(т) собрал всего.

8:2=4(т) – получилось морковного сока

(8+4):4 = 3(т) – получилось свекольного сока.

8:2+(8+4):4 = 7 (т) всего сока.

8:2 - (8+4):4 = 1 (на столько больше получилось морковного сока, чем свекольного

……… и т

д

Ученики предложили продолжить условие задачи: вывезти с поля морковь и свёклу на машинах, продать сок, оставить часть на благотворительность.

Считаю, если вы видите, что на уроке фантазия разыгралась в нужном русле, не останавливайте. Это и есть доказательство того, что не напрасно учим детей учиться учиться, жить и применять свои знания на практике.

Мой вывод:

Функциональная грамотность младшего школьника

готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;

возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×