Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Роль межпредметных связей на уроках физики . Работа №50696

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Роль межпредметных связей на уроках физики
Работа:

Роль межпредметных связей на уроках физики – как средство развития образного мышления студентов.

Согласно ряду психологических исследований, творческая деятельность человека связана с эмоциями: повышая эмоциональность восприятия, можно стимулировать творческую активность обучающихся. Поэтому важную роль в обучении физике играет образное мышление. Известно, что принципиально новые результаты в науке и технике часто возникают у их авторов в форме образов. Например, немецкий химик Фридрих Кекуле долго размышлял над тем, какую структуру имеет молекула бензола. Но когда во сне он увидел обезьян, сцепившихся хвостами, то он понял, что молекула имеет замкнутую структуру.

На своих уроках я способствую развитию образного мышления, т.к. образное представление физических явлений в сочетании с логическим описанием углубляет восприятие и понимание. Для этого я использую тексты из произведений художественной литературы, тем более, что физика и литература имеют достаточно много точек соприкосновения: проблемы взаимодействия человека и природы, загрязнение окружающей среды, отрицательное воздействие современных технических устройств на психику человекао-вторых, физика и литература имеют некоторые общие цели: познание истины, законов природы и общества, стремление к гармонии в окружающей действительности, обобщение опыта, моделирование. Также физику и литературу связывают общие идеи: бесконечность процесса познания, роль науки в преобразовании природы и техники. Существуют и общие критерии в науке и искусстве, имеющие универсальное значение: симметрия, отражение, равновесие и др.

Цитируемые тексты должны быть связаны с конкретными вопросами курса физики, т.е. использовать в качестве словесного описания изучаемого материала. Например, физическое явление «изменение агрегатных состояний вещества» можно проиллюстрировать отрывком из стихотворения С. Есенина:

Вот морозы затрещали

И сковали все пруды,

И мальчишки закричали

Ей «спасибо» за труды.

Основное описанное явление здесь – кристаллизация. Однако, при более глубоком рассмотрении этого отрывка становится понятно, что фраза «Вот морозы затрещали…» открывает перед нами ещё одно явление, связанное с расширением воды при кристаллизации. Не секрет, что в стволах деревьев сосредоточено достаточно большое количество воды. При сильных морозах вода в стволах, замерзая и расширяясь, вызывает разрывы в тканях ствола, при этом неизбежно возникают вибрации, которые порождают в окружающем воздухе звуки в виде треска.

А отрывок и стихотворения Саши Черного. "Северная лирика" в качестве условия для физической задачи:

Лопнет в градуснике ртуть,

или лопнут скулы,

Тяжелей и гуще муть,

Холод злей акулы.

Вопрос: Если считать, "что лопнет в градуснике ртуть" - поэтическое выражение факта замерзания ртути в термометре, то ответьте: какова была температура воздуха? Ответ: 390 С.

Некоторые литературные тексты, содержащие описание тех или иных физических явлений, могут служить в качестве условий для различных физических задач: количественных, качественных, графических, экспериментальных. В этом случае надо иметь ввиду, что часто фрагмент содержит описание не одного, а нескольких физических явлений. К таким фрагментам целесообразно формулировать не один, а соответствующее число вопросов или заданий. Например, отрывок из повести А.П.Чехова «Степь»горушка… разбежался и полетел с полуторасаженной вершины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул и … опять нырнул …опять та же сила, не давая ему коснуться дна и побыть в прохладе, понесла его наверх»

Вопросы: Как называется линия – траектория полета Егорушки в воздухе? Напишите его уравнение. О какой силе идет речь в этом отрывке? Почему Егорушка вторично погрузился в воду?

Тексты из литературных произведений целесообразно использовать на различных занятиях: на уроках изучения нового материала, закрепления и обобщения знаний. Для этого можно предложить обучающимся самостоятельно подобрать фрагменты литературных произведений, иллюстрирующие изученные закономерности.

Также на своих уроках, я использую и другие литературные жанры, например, пословицы и поговорки. Они ценны для изучения физики тем, что представляют наблюдения за природными явлениями, житейские ситуации, народные приметы погоды. Например:

«Оттого телега запела, что давно дегтю не ела»

«Гроза застала в поле – садись на землю»

«Коси коса пока роса, роса долой и мы домой» и другие. Для работы использую пособие С.А. Тихомировой «Физика в пословицах»

Зачитав текст, предлагаю ряд вопросов: О каком физическом явлении (законе, понятии) говорится в пословице? Каков ее физический смысл? Верна ли пословица с точки зрения физики? и т.д. Для работы с пословицами применяю и групповую форму работы: одна команда находит пословицы и зачитывает, другая – объясняет их физический смысл.

Ценным дидактическим материалом служат и загадки. Согласно В.И.Далю, загадка – «это краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки» . Загадки учат видеть и осмысливать действительность в ее многообразных связях и ассоциациях. А еще загадка помогает увидеть красоту окружающего мира, подчеркнуть ту или иную особенность предмета, явления. Вот несколько загадок, имеющих физическое содержание:

Никто его не видывал,

А слышать всякий слыхивал.

Без тела, а живет оно.

Без языка — кричит, (Эхо)

Сначала — блеск,

За блеском — треск,

За треском — плеск.

Что это? (Молния, гром, дождь.)

Всем поведает,

Хоть и без языка,

Когда будет ясно,

А когда — облака. (Барометр.)

Две сестры качались,

Правды добивались.

А когда добились,

То остановились. (Весы.)

Им силу тока изменяют,

Если что-то в нем сдвигают. (Реостат.)

Сегодня, я сделала акцент на связь физики и литературы. Но физика связана и с другими дисциплинами. Например, история: Опыт Мальдельштама и Папалекси 1914г.

Химия: Излучения и спектры, Спектральный анализ, альфа и ветта расспады

Биология : Оптика строение глаза и т.д.

Такая тесная связь физики с другими науками разъясняется ее значением, так как физика знакомит нас с более общими законами природы, управляющими течением действий в окружающем нас мире и во Вселенной в целом. 

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×