Взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка с нарушениями слуха.
Москвина Г.А.
Педагог-психолог
ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»
Россия, г. Абакан.
В настоящее время семья, жизнедеятельность которой определяется закономерностями развития общества, переживает противоречивое и сложное состояние, вызванное духовно-нравственными изломами в обществе, частичной утратой идеалов, переоценкой ценностей. Семья, имеющая ребёнка с отклонениями в развитии, находится в ещё более сложной ситуации. Многочисленные проблемы медицинского, социального, психологического плана, не всегда правильное отношение окружающих к ребёнку-инвалиду вызывают необходимость оказания активной психолого-педагогической поддержки семье со стороны образовательного учреждения.
Ни один ребёнок не может полноценно развиваться - духовно, умственно, эстетически, физически и т.д. - вне семьи, и никакой самый профессиональный сурдопедагог не может обеспечить ребёнку полноты впечатлений и представлений об окружающем мире, полноты общения (духовного и речевого) в той мере, в какой это могут сделать родители. Только совместная, содружественная работа специалистов и родителей приводит к полноценному развитию личности глухих и слабослышащих детей, к их реабилитации и интеграции в общество слышащих людей.
ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха», обеспечивающая образовательный, воспитательный процесс и реальное взаимодействие детей с проблемами слуха, родителей и социума, через специалистов, в том числе и психологов, стремится к активному диалогу и широкому взаимодействию с семьёй.
Все родители связывают с рождением ребёнка большие надежды, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье большую психологическую травму. В этот момент очень важна поддержка психолога. Научить родителей принять и полюбить ребёнка таким, какой он есть - задача специалистов. Задача психологов школы научить родителей понимать своего ребёнка, заниматься с ним развитием слухового восприятия и речи, преодолевать трудные ситуации в воспитании ребёнка. Совместное участие мамы и папы в воспитании и обучении ребёнка с проблемами укрепляет семью.
Но также стоит отметить следующий аспект, что контингент воспитанников и учащихся школы разный: есть дети из благополучных семей, а есть дети проблемные, из семей неблагополучных с низким социальным уровнем и статусом.
Большинство этих семей готовы измениться, но они не знают как. Они не знают, что значит строить семью, они не знают, что значит общаться с собственным ребенком, они не знают, что значит дарить ласку, заботу, любовь своим детям.
В связи с этим становится насущной психологическая поддержка с помощью, которой можно было бы преодолеть многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создать благоприятные предпосылки для формирования в их сознании новых мировоззренческих позиций и установок, позволяющих успешно решать проблемы детей. В связи с этим в школе используются такие виды психологической помощи как:
Информирование.
Предоставление семье или отдельным ее членам информацию об особенностях функционирования семьи на разных этапах развития, о задачах, стоящих перед семьей в кризисные периоды, о возрастно-психологических особенностях развития личности, а также о возможности получения дополнительной помощи у других специалистов.
Индивидуальное психологическое консультирование.
Проводится работа с одним из членов семьи при этом изменения даже одного члена семьи приводят
к изменениям всей системы внутрисемейных отношений.
Групповое консультирование родителей
.
Этот вид работы предполагает объединение в группу нескольких семей с целью получения поддержки и проработки их проблем. На таких консультациях чаще всего используется
тренинговая
работа, которая направлена на изменение установок и стереотипов поведения родителей; на развитие у них конструктивных навыков общения и взаимодействия с детьми, а так же на повышение самооценки и обогащение эмоционального мира родителей.
Таким образом, семья является важнейшим условием обеспечения психического благополучия ребенка и школа должна стать центром поддержки, для этой семьи, где ей помогут: справиться со своей бедой, расширить рамки общения ребёнка и его семьи с другими людьми, найти выход из создавшегося положения - сделают всё возможное, чтобы ребёнок и его родители чувствовали себя полноценными членами общества.
Список литературы
1. Белущенко В. А., Наумова А. Е., Седова М. Ю. Педагогическая
реабилитация детей с нарушением слуха. СПб.: Каро, 2006.
2. Савина Е.А., Чарова О.Б. Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии.// Вопросы психологии. – 2002. - №6. – с. 15-23.
3. Сагдулаева А.А. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии.// Дефектология. – 1990. - №4. – с.25-31.
4. Сатир В. Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту. - М., 2000. - 167 с.
5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л., 1990. – 280с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат