ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Н.С. Шеманская
ГБОУ СОШ 257, Новая Ижора г. Санкт-Петербург, Россия
В данной статье рассмотрен один из методов индивидуальной работы с учащимися и с этой целью предложена проблема индивидуальных заданий для активизации самостоятельной деятельности обучаемых.
В условиях происходящих в нашей стране социально-экономических и политических перемен, вызванных становлением демократических институтов и развитием рыночных отношений, важное значение приобретает проблема профессиональной подготовки специалистов, способных мыслить и действовать творчески, самостоятельно, нетрадиционно.
Один из упреков общества в адрес системы современного обучения состоит в том, что образование перегружает головы учащихся ненужными знаниями, не реализуемыми на практике, не давая им развития, не стимулируя в должной мере их способностей. Деятельность самих учащихся и способы приобретения ими знаний остаются вне поля зрения учителя. Сами учебные задания носят порой репродуктивный, а не поисковый характер, сводятся к выполнению действий по образу, что способствует перегрузке памяти и недогруженности мышления обучаемых.
Между тем в педагогике и психологии имеется много фундаментальных наработок в этом направлении, накоплен практический опыт многих профессионально думающих специалистов о путях развития обучаемых в современных условиях.
Научное мировоззрение не ограничивается теоретическим сознанием, а объединяется с практическим сознанием и волевым действием.
Цель мировоззренческого воспитания - формирование устойчивого надёжного центрального звена личности, определяющего понимание и отношение к природе, обществу и мышлению в единстве сознания, чувств, воли и поведения.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
формирование научных взглядов и убеждений, объясняющих мир;
формирование критического отношения к антинаучным представлениям;
формирование обоснованных методологических подходов к познанию и деятельности.
Эти задачи решаются в учебно-воспитательном процессе с помощью овладения наукой, а также в результате нравственного, культурологического, экономического и экологического воспитания.
Именно возможности самостоятельного обновления знаний, саморазвития в значительной мере подготавливают человека к жизни в современном мире.
Математика, включающая в себя: математический анализ, алгебру, геометрию, имеет огромные возможности для развития учащихся. При обучении математике необходимо активизировать самостоятельную учебную деятельность обучаемых для их успешного развития и саморазвития. В связи с этим можно рассмотреть следующую проблему.
Проблема: Роль индивидуальных заданий в активизации самостоятельной деятельности учащихся на занятиях по математике.
Цель: Изучить способы организации и активизации самостоятельной деятельности учащихся при изучении математики.
Гипотезы: Индивидуальные задания является средством развития самостоятельной деятельности учащихся, если:
определены психолого-педагогические аспекты самост
оятельной деятельности учащихся
;
выявлены особенности развития интеллектуальной д
еятельности каждого из учащихся
;
определены условия развития умений и навыков в процессе организации
самостоятельной работы учащихся
на занятиях по математике.
Задачи:
Выявить оптимальные аспекты управления самост
оятельной деятельности учащихся
.
Разработать рекомендации по подбору и постановлению задач для индивидуальных заданий.
Новизна исследования заключается в том, что подбирается и систематизируется материал о способах организации самостоятельной деятельности учащихся на занятиях математики, разрабатываются задачи для индивидуальных заданий.
Такой дифференцированный подход к обучаемым призван активизировать их познавательную деятельность. Индивидуальные задания предполагают параллельную самостоятельную или с помощью учителя работу ученика с содержанием учебной литературы и записей в тетради. Преимущество таких заданий в том, что учитель, работающий по государственному стандарту, не перестраивая коренным образом содержание учебного материала, может расширить его, представить перед учащимися контекст лекции, что помогает и более осознанному усвоению материала, и появлению интереса к предмету.
В этих индивидуальных заданиях может быть представлена специально выстроенная система вопросов и практических задач к предметному содержанию изучаемого материала, а также примеры их решения. Особое внимание можно уделять развитию умений применять получаемые теоретические знания к практике и решать расчетные задачи. Упражнения и задания должны обеспечивать усвоение материала как на репродуктивном, так и на творческом уровне деятельности, предполагают формирование не только предметных, но и надпредметных знаний и умений: умения логически мыслить, рассуждать, систематизировать и классифицировать факты, обобщать, делать выводы.
Работа в этом направлении проводится и в настоящее время, позволяя тем самым сформировать у обучаемых целостную систему знаний и навыков.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат