«Исследовательская деятельность как метод познавательной активности детей»
(из опыта работы)
Пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Данная пословица послужила толчком к использованию в педагогической деятельности исследовательского метода, так как ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Ведь с самого рождения ребёнок является первооткрывателем. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное! Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, исследовать, а самое главное – самовыражаться.
Поэтому мне пришла идея создать в группе мини-лабораторию «Почемучки» с целью развития познавательной активности детей и поддержания интереса к исследовательской деятельности.
Для организации исследовательской работы в группе я выделила место под лабораторию; оснастила его необходимыми оборудованием; подготовила методический материал для проведения с детьми поисковой деятельности.
Лабораторию разделила на 4 сектора:
Природный
, включает в себя компоненты живой и не живой природы. (Вода, песок, камни, семена, желуди, крупы и т.д.)
Рукотворный
, включает в себя компоненты созданные руками человека. ( Бумага, ткань, магнит, стекла, химические жидкости и т.д.)
Методический
, включает в себя картотеки экспериментов, опытов, инструкции по технике безопасности, алгоритмы проведения опытнической деятельности, дидактические игры с элементами познавательной деятельности.
Материалы и оборудования
.
(
к
олбы, микроскоп, мензурки, шпатели, лупы, ложечки, пипетки и т.д.)
Свою работу с воспитанниками строю в трёх направлениях: специально организованная образовательная деятельность; совместная деятельность педагога с детьми; самостоятельная деятельность детей.
Главное достоинство исследовательского метода в том , что он даёт детям наиболее яркое представление об изучаемом им объекте и основываясь на своих собственных открытиях ребёнок сам создаёт в своём сознании целостную картинку мира. Нужно слышать ребёнка и идти за ним, я принимаю все ответы на вопросы, даже самые фантастические
Я искренне радуюсь, как они рисуют, предполагают, рассуждают и именно это создаёт ситуацию успеха. А если я сама не боюсь признать, что я чего-то не знаю или не умею, то и ребятам это даёт право на ошибку.
На наших занятиях у каждого воспитанника есть свой инструментарий, и все опыты дети проводят самостоятельно своими силами. И здесь главное не мешать они всё придумают сами, ведь получение опыта самостоятельно для каждого ребёнка, вот это важно!!!
В процессе исследовательской деятельности мои воспитанники учатся задавать вопросы: Что хочу узнать? Зачем я это делаю?, Что хочу получить в результате?" сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.
На прогулке мы с детьми решаем другие важные проблемы, что произойдёт со снегом, если его положить на батарею и можно ли на батарее высушить варежки. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе.
Обычно на вопрос как можно увидеть воздух, дети затрудняются ответить, для поиска ответов мы проводим ряд опытов:
- мы дышим воздухом
- можно ли поймать воздух?
- сколько весит воздух?
Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, незаметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.
Познавательный интерес дошкольников развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомлю детей со свойствами жидкостей.
И проводим следующие опыты “Тонет, не тонет”. В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы)
“Цветы лотоса”. Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее, и лепестки распускаются)
Совместная детско - взрослая деятельность, как форма организации работы с детьми, позволяет:
закрепить
ранее
полученный
материал;
продолжать
работу
по
расширению
представлений
о
предметах
и
явлениях;
- обеспечить свободу действий, как для взрослого, так и для детей
придать роли взрослого гибкий характер (ведущий, партнер);
получить
возможность
удовлетворить
присущую
детям
любознательность.
В этом блоке планирую, различные опыты и наблюдения, провожу познавательные беседы, планирую экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы, использую мультимедийные ресурсы.
Решение задач осуществляю в 2 вариантах:
дети
проводят
исследование,
не
зная
его
результата,
и
таким
образом
приобретают
новые
знания;
дети вначале предсказывают вариант, а затем я проверяю, правильно ли они
мыслят.
В ходе совместной деятельности стараюсь не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.
Заключительным этапом любой совместной деятельности является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы предлагаю делать как в словесной форме, так и избирать другие способы, например: фиксирование результатов, графически, или в виде коллажа.
Планирование самостоятельной деятельности предполагает, в первую очередь, создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности.
Окружающая детей предметно-развивающая среда в нашей группе оказывает огромное влияние на их познавательную активность. Работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике, помогает в составлении проектов.
Каждый год на окне мы создаём мини-огород, где дети проводят опыты с живой природой и сами ухаживают за посадками.
С помощью имеющихся картотек опытов, схем, алгоритмов действий, записей, таблиц, дети проводят опыты в “лаборатории” самостоятельно.
С огромным удовольствием дети выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. А так же проводим опыты с водой: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, которые они проделывают сами, тем самым развивая свою любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций. Далее свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов – в зарисовках и макетах.
Вместе с детьми создали свой мини музей коллекций, где дети размещают собранные ими различные предметы: ракушки, камни, семена, пуговицы. Наша коллекция постоянно обновляется, тематика зависит от интересов детей, а собранные ими материалы мотивируют их на исследования, помогают сохранить интерес к данной деятельности.
Проведение образовательной деятельности с детьми предполагает отслеживание результатов. По результатам мониторинга можно сделать вывод, что проведённая работа была результативной. В процессе осуществления познавательно-исследовательской деятельности воспитанники научились видеть и выделять проблему, ставить цель. У всех детей проявляется интерес к проведению опытов и исследований 68 % воспитанников научились делать выводы, аргументировать свои суждения.
Существенным итогом своей работы считаю участие моих воспитанников в конкурсах исследовательских работ и проектов.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Поэтому я работаю в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников. Родители принимали самое активное участие в создании лаборатории, изготовлении спецодежды для лаборатории, оснащении необходимым оборудованием.
После занятий дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома. Многие из них занялись поиском интересных материалов для осуществления опытов. Экспериментирование в домашних условиях совместно с ребёнком стало увлекательным занятием для всей семьи. Отслеживая успехи своих воспитанников, я получаю хорошие отзывы от родителей.
В дальнейшем я планирую продолжить работу в данном направлении, где темы занятий и экспериментов будут усложняться по содержанию, задачам, способам проведении в соответствии с возрастными особенностями детей. Данный опыт работы может быть продолжен как со старшими дошкольниками, так и с младшими дошкольниками. Может быть использован воспитателями в группах ДОУ.
Подводя итог в своей работе, могу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания и направляя детей в активную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе поисково-исследовательской деятельности. Только через собственные действия дошкольник сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат