Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

«Педагогические условия формирования здорового образа жизни у старших дошкольников» . Работа №50851

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
«Педагогические условия формирования здорового образа жизни у старших дошкольников»
Работа:

Зимовец Екатерина Ивановна,

Харотян Елена Евгеньевна,

Водянкина Оксана Андреевна,

Волкова Татьяна Олеговна,

Бурак Екатерина Анатольевна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Капелька»»

г. Грайворона Белгородской области.

 

«Педагогические условия формирования здорового образа жизни у старших дошкольников»

Формирование здорового образа жизни у человека является одной из центральных проблем современного образования, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых. Здоровье детей дошкольного возраста с каждым годом приобретает тенденцию к ухудшению.

Важное значение для здоровья подрастающего поколения имеют условия, которые создаются в дошкольных образовательных организациях. На необходимость этого указывает Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и определяет приоритетность охраны жизни и укрепления здоровья подрастающего поколения, обеспечение личностного и физического развития ребенка в условиях образовательной организации.

Эффективность работы по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников обеспечивается за счет реализации следующих педагогических условий:

1) организация и обогащение видов детской деятельности информацией о здоровом образе жизни;

2) проектирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в целях освоения обучающимися способов ведения основ здорового образа жизни;

3) организация взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями обучающихся в вопросах формирования здорового образа жизни.

Раскроем содержание и реализацию выделенных педагогических условий.

Первое условие - организация и насыщение всех видов детской деятельности информацией об основах здорового образа жизни и формирование на этой основе положительного эмоционально-оценочного отношения к данному процессу.

Для формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста можно использовать познавательно-исследовательскую деятельность, чтение художественной литературы, игровую деятельность, досуговую деятельность, проектную деятельность, решение практических ситуаций.

В ходе познавательно-исследовательской деятельности дошкольники учатся принимать /выдвигать познавательную задачу, анализировать условия для ее решения, отбирать способы ее решения, проводить оценку выбранных способов, предположения и формулировать обобщенные выводы.

С этой целью в образовательном процессе дошкольной организации ходе режимных моментов используются эксперименты и опыты, которые подтверждают необходимость ведения здорового образа жизни.

Например, в качестве такого опыта может выступать опыт «Что влияет на слух». Проведение данного опыта позволит детям не только познакомиться со строением уха и носоглотки, но и установить связь уха с носоглоткой.

Большое значение в формировании здорового образа жизни отводится чтению художественной литературы, так как в ней раскрываются такие поступки героев, которые имели место и в жизни ребенка; описывается конкретная образная ситуация, что соответствует особенностям мышления детей старшего дошкольного возраста; вызывает у ребенка яркие эмоции и чувство сопричастности к героям и ситуациям, в которых они оказываются. Воспринимая художественные произведения ребенок переживает за героев, оценивает их поступки и действия, а также присваивает опыт героев.

При отборе произведений художественной литературы необходимо ориентироваться на общие требования, определенные в методике ознакомления с произведениями художественной литературы, а также с какой целью они используются в работе по формированию у детей дошкольного возраста здорового образа жизни. Исходя из этого, все литературные произведения, условно можно разделить на три группы:

-произведения художественной литературы, которые направлены на формирование когнитивного компонента здорового образа жизни;

-произведения художественной литературы, которые направлены на формирование эмоционально-оценочного компонента здорового образа жизни.

Например, к таким произведениям можно отнести А. Акулин «Ледоеды», А. Барто «Наступили холода», Е. Ильин «Олимпиец» и др;

-произведения художественной литературы, которые направлены на формирование мотивационно-поведенческого компонента здорового образа жизни. Например, В Зайцев «Я одеться сам могу», «Я. Яхнин «Почему надо чистить зубы?», Л. Герасимов «Купаю куклу» и др.

Для развития у дошкольников аналитических умений после прочтения произведений художественной литературы, можно предложить старшим дошкольникам проанализировать поступки героев, дать им оценку, как бы сам ребенок поступил в этой ситуации; создать книжки-малышки, выставки иллюстраций к художественным произведениям. Чтение художественной литературы планируется во вторую половину дня.

Важное место в образовательном процессе отводится игровой деятельности. Учитывая тот факт, что ведение здорового образа жизни предполагает выполнение правил поведения, то в данном случаем большое внимание необходимо уделять играм с правилами, в частности, дидактическим играм. Дидактическая игра способствует углублению и закреплению знаний, которые были усвоены детьми в ходе организованной образовательной деятельности, а также – усвоению новых знаний.

Так, для формирования у детей дошкольного возраста здорового образа жизни можно использовать следующие дидактические игры:

Как правильно», «Наши помощники», «Найди лишний», «Микробы в теле», «Умею – не умею», которые направлены на формирование ценности здоровья и представлений о факторах, отрицательно влияющих на здоровье человека;

Что это?», «Что зимой, а что летом?», «Подбери мяч к спортивной игре», «Помоги спортсмену», которые систематизируют знания детей о видах спорта, спортивном оборудовании для спортивных игр, а также формируются представления о роли спорта в сохранении и укреплении здоровья человека;

Вредно-полезно», «Правильное питание», «Приготовим вкусный обед», которые закрепляют знания детей о полезных и вредных продуктах питания, формируют представления о значении тех или иных продуктов для укрепления здоровья;

Что у меня есть», «Послушаем свой организм», «Определите, где звенит», «Определи на ощупь», «Хорошее зрение», «Здоровые уши», в ходе реализации данных игр уточняются знания детей о строении тела человека, назначении и функции органов чувств и частей тела;

Что это?», «Можно-нельзя», «Чего не хватает», «Что я надену», направлены на формирование представлений детей о необходимости выполнения правил личной гигиены, о предметах личного пользования.

Большой потенциал для формирования здорового образа жизни у старших дошкольников заложен и в проектной деятельности. В ходе реализации проектной деятельности у детей развиваются познавательные интересы и аналитическое мышление, формируются умения самостоятельно систематизировать свои знания и ориентироваться в информационном потоке.

Для формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста можно включать детей в создание следующих совместных проектов – «Как быть здоровым?», «Книга полезных советов», «Здоровые зубы», «Что и как мы едим» и пр.

Второе условие - расширение развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в целях освоения обучающимися способов ведения основ здорового образа жизни.

Реализация данного условия обеспечивается за счет проектирования в Группе центра здоровья, в котором размещаются объекты и предметы окружающей действительности, способствующие закреплению знаний детей о здоровье и здоровом образе жизни, развитию эмоционально-положительного отношения детей к ведению здорового образа жизни.

В центре здоровья можно разместить:

-дидактические игры;

-наглядно-иллюстративные материалы по отдельным элементам здорового образа жизни;

-произведения художественной литературы;

-модели;

-материалы и оборудование для двигательной деятельности;

-реализуемые проекты.

Для закрепления у старших дошкольников способов деятельности, в групповой комнате, в том числе и в центре здоровья, должны находиться алгоритмы по ведению здорового образа жизни. Например, алгоритм мытья рук, алгоритм чистки зубов, алгоритм сервировки стола для обеда, алгоритм одевания на прогулку в зависимости от сезона и пр.

Ниже мы представим рекомендации к наполнению центра здоровья для формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о таком элементе здорового образа жизни, как правильное питание.

Для этого в центре здоровья необходимо разместить:

1) игровые наборы разных видов посуды;

2) муляжи овощей, фруктов, продуктов питания;

3) алгоритм деятельности по сервировке стола для завтрака, обеда, к чаю, праздничного стола;

4) модели пищеварительной системы;

5) проекты «Здоровое питание», «Витамины – наши друзья и доктора», «Здоровые зубы»;

6) дидактические игры:

Путешествие по органам пищеварения» (цель: познакомить с органами пищеварения);

Отгадай-ка» (цель: закрепить умение угадывать продукт по описанию);

Что вредно, что полезно» (цель: закрепить умения различать полезные и вредные для здоровья продукты питания);

Наши друзья – витамины» (цель: познакомить с наличием полезных веществ в продуктах питания);

Приглашаем на обед» (цель: учить составлять меню из правильных для здоровья продуктов питания);

Найди пару» (цель: учить находить полезные продукты и аргументировать свой выбор);

Меню для Незнайки» (цель: учить отбирать полезные для здоровья продукты питания в зависимости от времени года и суток).

В связи с тем, что дидактические игры, направленные на формирование здорового образа жизни, отсутствуют в продаже, к их изготовлению можно привлекать родителей (законных представителей) обучающихся.

Третье условие - организация взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями обучающихся в вопросах формирования здорового образа жизни.

При организации работы с родителями (законными представителями) в вопросах формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать уровень знаний и представлений родителей (законных представителей) о здоровье и здоровом образе жизни, способах ведения здорового образа жизни, готовность родителей к формированию у детей здорового образа жизни, а также взаимодействию с педагогами дошкольной организации в этом процессе.

Для этого необходимо определить сформированность у родителей (законных представителей) мотивационной направленности на ведение здорового образа жизни и предпочтения в формах взаимодействия с педагогами дошкольной образовательной организации с использованием серии диагностических методик, описанных и представленных нами в п.2.1. По результатам диагностики условно можно выделить три группы родителей:

-группа А – родители (законные представители) имеют полные и систематизированные знания и представления о здоровье и здоровом образе жизни, сами активно ведут здоровый образ жизни и приобщают к нему ребенка, в решении данной проблемы проявляют самостоятельность;

-группа Б – родители (законные представители) не имеют достаточно четких и полных представлений о здоровье и здоровом образе жизни, сами не соблюдают правила здорового образа жизни, демонстрируют готовность к взаимодействию с педагогами дошкольной образовательной организации в вопросах формирования здорового образа жизни у дошкольников;

-группа В – родители (законные представители) имеют фрагментарные знания и представления о здоровье и здоровом образе жизни, способах ведения здорового образа жизни, мотивация ведения здорового образа жизни отсутствует.

Деление родителей (законных представителей) на группы, позволит нам отбирать и использовать те формы и методы работы, которые будут интересны для конкретной группы.

Так, например, для родителей (законных представителей) группы А можно предложить такие формы взаимодействия, как родительские вечера, родительские ринги, копилки идей, совместные детско-родительские проекты, которые ставят родителей (законных представителей) в активную позицию, как людей знающих и умеющих.

С родителями группы Б и В можно использовать практические формы работы, на которых родителям (законным представителям) даются рекомендации и советы, а также создаются условия для применения полученных знаний. К таким формам взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями) можно отнести конференции, совместные занятия, консультации в режиме обратной связи и онлайн, практикумы, тренинги.

Учитывая тот факт, что педагоги дошкольной образовательной организации не являются для родителей (законных представителей) авторитетными в вопросах формирования здорового образа жизни, для решения данной проблемы могут привлекаться врачи различного профиля – педиатр, невролог, ортопед, остеопат, отоларинголог, окулист. С участием врачей можно провести родительские собрания в форме круглого стола.

Кроме дифференцированных (с учетом группы родителей) форм взаимодействия с родителями (законными представителями), можно также использовать и такие формы, как:

1) консультации, размещенные на официальном сайте дошкольной образовательной организации. Приведем примерную тематику консультаций: «Позвоночник – путь к здоровью», «Какая обувь самая удобная», «Бережем глаза», «Как приучить детей к правильной пище» и пр.

2) лекции в режиме онлайн (врачи, медицинская сестра, педагоги, инструктор по физической культуре);

3) выпуск электронной версии газеты «Здоровый родитель – здоровый малыш». Выпуски газеты тематические и могут включать следующие разделы – «Ребенок должен уметь», «Педагогическая копилка», «Родителям на заметку», «Вместе с детьми», «Что нам почитать?». К выпуску газеты могут привлекаться не только педагоги дошкольной образовательной организации, но и медицинский персонал, родители (законные представители) и обучающиеся.

4) открытые показы и мастер-классы;

5) детско-родительский клуб «Здоровые родители – здоровые дети». В рамках клуба проводятся совместные с родителями и детьми физкультурные занятия.

 

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×