В настоящее время, вопросы, связанные с организацией дистанционного сопровождения образовательного процесса обучающихся индивидуально на дому, являются наиболее актуальными. Перед нами стоит задача: в новых условиях продолжить выполнять свою работу. Каждый педагог понимает, что любой простой в нашей работе может привести к распаду ранее сформированных умений и навыков у ребенка, имеющего интеллектуальные нарушения. Поэтому даже минимальная пауза в занятиях способна свести наши усилия на нет.
В период резкого перехода на новую форму обучения (дистанционную) и информатизации учебно-воспитательного процесса, безусловно возникают определенные трудности, без учета, которых невозможно качественно выстроить дистанционное сопровождение образовательного процесса. Так, на начальном этапе, нами было проведено анкетирование и опрос законных представителей обучающихся основной целью, которого являлось определение возможных ресурсов каждой семьи, которые в дальнейшем активно использовались педагогом в учебном процессе.
Были проанализированы рекомендации МинОбрНауки и Роспотребнадзора по организации электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий обучения, выработаны единые требования, с которыми ознакомили родителей.
Учет периода адаптации ребенка к новым условиям.
Учет д
лительност
и урока
.
Проведение не более 3 онлайн уроков в день.
Перерыв между занятиями
и п
роведение зрительной гимнастики для снятия напряжения
, проведение динамических пауз
.
Подготовка материала к уроку. Заранее высылать родителям информацию о том, что будут проходить на уроке, какие подручные средства или принадлежности понадобятся.
Установление четкого времени и условий проведения занятий (соблюдение режима и расписания, удаление из комнаты лишних людей, животных, выключение музыки).
В ходе работы, нами накоплен определенный опыт, который позволяет выделить ряд эффективных приемов и подходов в работе с детьми, обучающимися индивидуально на дому и их родителями, в условиях дистанционного сопровождения учебно-воспитательного процесса. Без активной помощи родителей занятия невозможны. Очень важно поддержать и направить их творческую инициативу и готовность совместно обучать, создавать, помогать своим детям развиваться, адаптироваться к новой форме работы. При проведении занятий онлайн педагогу необходимо учитывать некоторые «секреты» работы в прямом эфире. Например, надевать какую-нибудь яркую деталь одежды для привлечения зрительного внимания. Темп занятия должен быть достаточно высокий, чтобы поддерживать интерес ребенка перед экраном. К работе привлекается яркая наглядность, мультимедийные пособия. В конце занятия желательно предусмотреть поощрительный приз, например, интерактивная игра.
Традиционными являлись задания в печатном виде с рекомендациями для родителей. Задания разносили в почтовые ящики, отправляли через сообщения в социальных сетях или мессенджерах, через электронную почту.
Детям, которые испытывают значительные трудности при письме, подготовлены альтернативные формы работы с такими заданиями. Например, выделенное слово не написать, а слепить и выбрать из двух предметов соответствующий заданному слову. Подобные задания способствуют не только усвоению графем, но и развивают мелкую моторику рук.
Задания, направленные на формирование практического жизненного опыта у обучающихся индивидуально на дому, так же учитывают специфичность данной категории.
Отработка навыков осуществляется в повседневной жизни, самостоятельно, или рука в руке, совместно с родителями, или мама выполняет, а ребенок осуществляет зрительный контроль и оказывает посильную помощь.
Обязательным условием является необходимость поддержания благоприятного эмоционального фона и снятия напряжения. Для этого использовали методику Владимира Кирюшина «Музыкальные образы» - пение небольших классических произведений нотами. Появились любимые герои, например, конь-огонь. Вместе с ним перемещались с одного этапа на другой урока, отдыхали на физминутках. Отправлялись в сказочные и научные путешествия.
Применение данной методики даёт удивительные результаты: гармонизирует оба полушария головного мозга и развивает интеллект ребенка (память. внимание, скоростное и блочное мышление, интуицию, речь).
Одним из эффективных приемов развития устной речи с применением невербальной коммуникации, является использование картин-образов. Прием подходит для разучивания стихотворений даже с плохо говорящими детьми, так как в процессе разучивания используют жесты, мимику, звукоподражание.
После знакомства со стихотворением, выстраивается определенный алгоритм разучивания. «Не говорящий» ребенок может рассказать с применением средств невербальной коммуникации. Данный метод универсален. Разучивать можно не только стихотворения, но и короткие рассказы. Применение данного приема способствует формированию экспрессивную и импрессивную речи.
Такой прием как «Обсуждение фильма» позволяет разнообразить формы работы с учащимися. Его можно использовать как в урочной, так и внеурочной деятельности. Или объединить их. Например, предварительно отправить для просмотра видео фильм, предложить вопросы для последующего обсуждения. На занятии педагог совместно с ребенком и родителями определяют основную идею фильма, ключевые моменты (например, поступки героев). по итогу оформляется совместный коллаж. Такой вид работы не только задействует практический и чувственный опыт ребенка, но содействуют поддержанию благополучной семейной среды.
Особо хочу остановиться на интернет-ресурсах, необходимых для эффективной работы с детьми. Ссылки, которые будут полезны при организации дистанционного сопровождения обучения. Онлайн занятия являются альтернативным подходом в обучении детей.
Дистанционное сопровождение учебно-воспитательного процесса, имеет несомненные минусы и плюсы, входит в нашу жизнь надолго. Педагогу необходимо трансформировать свою работу, перестраивать привычный уклад с учетом требований времени, быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, максимально привлекая к совместной работе родителей, для коррекционной помощи детям с особенностями в развитии.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат