Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Партнерство педагогов и родителей - залог успешной социализации детей с ОВЗ. Работа №50966

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Партнерство педагогов и родителей - залог успешной социализации детей с ОВЗ
Работа:

Партнерство педагогов и родителей –

залог успешной социализации детей с ОВЗ.

 

Замятина Надежда Николаевна,

воспитатель высшей

квалификационной категории,

Хорошавина Виктория Викторовна,

воспитатель высшей

квалификационной категории,

МБДОУ «Детский сад №46 «Калинка» комбинированного вида»,

г. Северодвинск, Архангельская область.

 

Актуальность: в статье подробно описывается система работы по социализации детей с ОВЗ в условиях детского сада.

Современное общество формирует заказ на человека нового типа: творческого, активного, мобильного. Поэтому проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Педагоги и родители как никогда раньше понимают важность того, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

Социализацию детей дошкольного возраста нужно начинать как можно раньше утверждают психологи, педагоги, социологи и другие специалисты детского развития. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое ″Я″ среди других людей. И чем раньше маленький человек получить представление об обществе, в котором живет, тем адекватнее будет проходить дальнейший процесс самой социализации и его личностного становления, тем меньше трудностей его ждет впоследствии.

Дошкольным учреждениям принадлежит важная роль в оптимизации процессов социальной адаптации детей, так как именно там происходит активное формирование личности.

В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Она характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом. Таким образом, социализация - это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности.

Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых, и направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно.

Особая роль в социализации отводится развитию контактов индивида с другими людьми и совместной с ними общественно полезной деятельности. Ребёнок в процессе социализации не только обогащается опытом, но и приобретает возможность (и способность) стать личностью, оказывать влияние на других людей.

Л.С. Выготский указывал на то, что физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, и, как следствие, является неблагоприятным фактором, личностного развития. Особое место среди дошкольников с нарушениями развития занимает задержка психического развития (ЗПР). Включение таких детей в жизнь, как правило, происходит болезненно. Эти дети характеризуются значительно ослабленными социальными возможностями личности, низкой потребностью в общении.

Педагоги обращают внимание, что ребёнок с ЗПР длительное время усваивает правила поведения, не проявляет инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми, с трудом выделяет сверстника в качестве объекта для взаимодействия. Данная категория детей включена в группу социального риска. Поэтому особую значимость приобретает проблема развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с ЗПР, овладения ими коммуникативными умениями и навыками.

Важнейшим институтом социализации является семья, однако опыт работы с семьями, имеющими детей с ЗПР, показывает:

Родители не владеют достаточным уровнем знаний по вопросу развития и воспитания

таких детей;

Испытывают неловкость, стесняются, избегают общения с другими родителями группы, тем самым ограничивают введение ребёнка в социум.

В связи со всем вышесказанным мы поставили перед собой цель: организовать совместную деятельность всех участников образовательного процесса по вопросу социализации детей с ЗПР.

На основе поставленной цели определили задачи работы:

выявить имеющиеся представления родителей группы по вопросу значения социализации в жизни ребёнка;

определить социальные умения детей группы;

разработать и апробировать систему мероприятий, направленных на развитие у детей контактов с другими людьми.

Анкетирование родителей по вопросу «Социализация детей дошкольников» показало, что все родители не точно понимают значение слова «социализация», роль социализации ребёнка в его развитии и, как следствие, не определяют деятельность, направленную на развитие социальных отношений ребёнка с окружающими.

Наблюдение за поведение детей в группе, на улице позволило сделать следующие выводы: дети самостоятельно не вступают в контакт с другими детьми и взрослыми, большая часть детей группы предпочитает индивидуальные игры и пр.

В своей работе по данному направлению мы организовали и провели разные по своей форме, организации и направленности мероприятия.

Патрик О’Рурк говорил о том, что как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого они есть. Не секрет, что значительная часть родителей — непрофессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми, поэтому вначале важно было просвещение родителей по вопросу социализации детей. Актуальными , на наш взгляд, были такие формы, как

Круглый стол «Будем знакомы». Цель: знакомство родителей друг с другом и педа

гогическим коллективом группы.

Печатный материал: «Ребёнок и общество», «Ребёнок входит в мир людей», «А вы знаете, что …». Цель: социально-психологическая адаптация ребёнка.

Психологический тренинг «

Учимся общаться».

Цель:

совершенствовать умения общаться с окружающими.

Окошко информации: «Куда сходить с ребёнком».

Содержание информации было научным и, в то же время, доступным и адоптированным к пониманию родителями.

Далее, чтобы показать на практике возможности детей общаться со сверстниками в совместной деятельности, родители приглашались на открытые мероприятия с детьми. Это и непосредственная образовательная деятельность, совместная деятельность с педагогом в вечернее время, организация и проведение прогулок, коммуникативные игры с детьми. Мама и папа, уже имея некоторый багаж знаний, могли оценить своего ребенка, сделать для себя выводы.

Мы указывали ранее, что очень важно для решения проблемы социализации детей с ОВЗ взаимодействие всех участников образовательного процесса. Организация и проведение мероприятий с привлечением родителей, педагогов, детей с целью развития навыков контакта детей с окружающими людьми проводилась с учетом интересов, особенностей развития воспитанников группы, при этом, использовались разные формы:

Посещение библиотеки «Ковчег».

Участие родителей в образовательном процессе (рассказ родителя о

своей

о профессии, посещение рабочего места родителей).

Совместная групповая работа родителей и детей по продуктивным видам деятельности.

Посещение

городского краеведческого музея.

Выход на спектакли

в городской драматический театр.

Совместные праздники: «Осенние посиделки», «

Гинесс-шоу

», «Мамочку любимую поздравляю я», спортивное развлечение «

Я и добрые друзья

», «Сладкая история»

, «Сказочное королевство».

Организация выставок:

«Осенняя фантазия» (природный материал), «Рождественская сказка» (поделки, рисунки), «Я солдатом быть хочу» (рисунки),

«Город Деда Мороза» (ёлочные игрушки»,

«Удивительные превращения» (бросовый материал)

, «Вода – это жизнь» (плакаты).

Фотостенды

: «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Зимние забавы»,

«Лето, ах, лето»

, «Моя любимая бабушка»

.

Поход в природу «За здоровьем всей семьёй».

Следует отметить, что в начале учебного года многие родители не проявляли активность в организованных мероприятиях. Основной причиной этого являлось стеснение за своего ребёнка. Однако, постепенно включаясь в процесс развития у детей социальных навыков и параллельно этому обретение знаний важности социализации именно для ребят, имеющих ограниченные возможности здоровья, участие родителей в мероприятиях стало стопроцентным. сами они проявляли инициативу в организации и проведении различных форм совместной деятельности.

В результате проведённой работы мы достигли следующих результатов:

Родители стали активно общаться между собой и детьми группы даже вне стен дошкольного учреждения;

Все семьи воспитанников группы принимают активное участие в проводимых мероприятиях и выступают с инициативой в организации досугов.

Дети группы проявляют инициативу в общении со сверстниками и взрослыми,

усвоили правила поведения и активно взаимодействуют с окружающими.

Таким образом, дети, имеющие ограниченные возможности здоровья нуждаются в особенной постановке и организации образовательного процесса. Положительного результата можно достигнуть при условии совместной деятельности родителей и педагогического коллектива дошкольного учреждения.

 

Список информационных источников.

 

Волкова О.В.,

Кодильникова

Е.В., Сметанина Н.И. Комплексное взаимодействие педагогов и родителей. Электронный ресурс

URL

: http://dop-obrazovanie.com/dlya-roditelej/sovet-i-konsultatsii/sovety-psikhologov

Кощиенко

И.В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная психолого-педагогическая проблема. //Знание. Понимание. Умение

. – 2011. - №1. – с.209.

Крылатые афоризмы и

выраженияо

воспитании

детей. Электронный ресурс

URL

:

http

://

materinstvo

.

ru

/

art

/4746

Materinstvo

.

ru

Тонкова Ю. М., Веретенникова Н. Н. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II

Междунар

.

науч

.

конф

. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-74.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×