Партнерство педагогов и родителей –
залог успешной социализации детей с ОВЗ.
Замятина Надежда Николаевна,
воспитатель высшей
квалификационной категории,
Хорошавина Виктория Викторовна,
воспитатель высшей
квалификационной категории,
МБДОУ «Детский сад №46 «Калинка» комбинированного вида»,
г. Северодвинск, Архангельская область.
Актуальность: в статье подробно описывается система работы по социализации детей с ОВЗ в условиях детского сада.
Современное общество формирует заказ на человека нового типа: творческого, активного, мобильного. Поэтому проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Педагоги и родители как никогда раньше понимают важность того, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
Социализацию детей дошкольного возраста нужно начинать как можно раньше утверждают психологи, педагоги, социологи и другие специалисты детского развития. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое ″Я″ среди других людей. И чем раньше маленький человек получить представление об обществе, в котором живет, тем адекватнее будет проходить дальнейший процесс самой социализации и его личностного становления, тем меньше трудностей его ждет впоследствии.
Дошкольным учреждениям принадлежит важная роль в оптимизации процессов социальной адаптации детей, так как именно там происходит активное формирование личности.
В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Она характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом. Таким образом, социализация - это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности.
Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых, и направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно.
Особая роль в социализации отводится развитию контактов индивида с другими людьми и совместной с ними общественно полезной деятельности. Ребёнок в процессе социализации не только обогащается опытом, но и приобретает возможность (и способность) стать личностью, оказывать влияние на других людей.
Л.С. Выготский указывал на то, что физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, и, как следствие, является неблагоприятным фактором, личностного развития. Особое место среди дошкольников с нарушениями развития занимает задержка психического развития (ЗПР). Включение таких детей в жизнь, как правило, происходит болезненно. Эти дети характеризуются значительно ослабленными социальными возможностями личности, низкой потребностью в общении.
Педагоги обращают внимание, что ребёнок с ЗПР длительное время усваивает правила поведения, не проявляет инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми, с трудом выделяет сверстника в качестве объекта для взаимодействия. Данная категория детей включена в группу социального риска. Поэтому особую значимость приобретает проблема развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с ЗПР, овладения ими коммуникативными умениями и навыками.
Важнейшим институтом социализации является семья, однако опыт работы с семьями, имеющими детей с ЗПР, показывает:
Родители не владеют достаточным уровнем знаний по вопросу развития и воспитания
таких детей;
Испытывают неловкость, стесняются, избегают общения с другими родителями группы, тем самым ограничивают введение ребёнка в социум.
В связи со всем вышесказанным мы поставили перед собой цель: организовать совместную деятельность всех участников образовательного процесса по вопросу социализации детей с ЗПР.
На основе поставленной цели определили задачи работы:
выявить имеющиеся представления родителей группы по вопросу значения социализации в жизни ребёнка;
определить социальные умения детей группы;
разработать и апробировать систему мероприятий, направленных на развитие у детей контактов с другими людьми.
Анкетирование родителей по вопросу «Социализация детей дошкольников» показало, что все родители не точно понимают значение слова «социализация», роль социализации ребёнка в его развитии и, как следствие, не определяют деятельность, направленную на развитие социальных отношений ребёнка с окружающими.
Наблюдение за поведение детей в группе, на улице позволило сделать следующие выводы: дети самостоятельно не вступают в контакт с другими детьми и взрослыми, большая часть детей группы предпочитает индивидуальные игры и пр.
В своей работе по данному направлению мы организовали и провели разные по своей форме, организации и направленности мероприятия.
Патрик О’Рурк говорил о том, что как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого они есть. Не секрет, что значительная часть родителей — непрофессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми, поэтому вначале важно было просвещение родителей по вопросу социализации детей. Актуальными , на наш взгляд, были такие формы, как
Круглый стол «Будем знакомы». Цель: знакомство родителей друг с другом и педа
гогическим коллективом группы.
Печатный материал: «Ребёнок и общество», «Ребёнок входит в мир людей», «А вы знаете, что …». Цель: социально-психологическая адаптация ребёнка.
Психологический тренинг «
Учимся общаться».
Цель:
совершенствовать умения общаться с окружающими.
Окошко информации: «Куда сходить с ребёнком».
Содержание информации было научным и, в то же время, доступным и адоптированным к пониманию родителями.
Далее, чтобы показать на практике возможности детей общаться со сверстниками в совместной деятельности, родители приглашались на открытые мероприятия с детьми. Это и непосредственная образовательная деятельность, совместная деятельность с педагогом в вечернее время, организация и проведение прогулок, коммуникативные игры с детьми. Мама и папа, уже имея некоторый багаж знаний, могли оценить своего ребенка, сделать для себя выводы.
Мы указывали ранее, что очень важно для решения проблемы социализации детей с ОВЗ взаимодействие всех участников образовательного процесса. Организация и проведение мероприятий с привлечением родителей, педагогов, детей с целью развития навыков контакта детей с окружающими людьми проводилась с учетом интересов, особенностей развития воспитанников группы, при этом, использовались разные формы:
Посещение библиотеки «Ковчег».
Участие родителей в образовательном процессе (рассказ родителя о
своей
о профессии, посещение рабочего места родителей).
Совместная групповая работа родителей и детей по продуктивным видам деятельности.
Посещение
городского краеведческого музея.
Выход на спектакли
в городской драматический театр.
Совместные праздники: «Осенние посиделки», «
Гинесс-шоу
», «Мамочку любимую поздравляю я», спортивное развлечение «
Я и добрые друзья
», «Сладкая история»
, «Сказочное королевство».
Организация выставок:
«Осенняя фантазия» (природный материал), «Рождественская сказка» (поделки, рисунки), «Я солдатом быть хочу» (рисунки),
«Город Деда Мороза» (ёлочные игрушки»,
«Удивительные превращения» (бросовый материал)
, «Вода – это жизнь» (плакаты).
Фотостенды
: «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Зимние забавы»,
«Лето, ах, лето»
, «Моя любимая бабушка»
.
Поход в природу «За здоровьем всей семьёй».
Следует отметить, что в начале учебного года многие родители не проявляли активность в организованных мероприятиях. Основной причиной этого являлось стеснение за своего ребёнка. Однако, постепенно включаясь в процесс развития у детей социальных навыков и параллельно этому обретение знаний важности социализации именно для ребят, имеющих ограниченные возможности здоровья, участие родителей в мероприятиях стало стопроцентным. сами они проявляли инициативу в организации и проведении различных форм совместной деятельности.
В результате проведённой работы мы достигли следующих результатов:
Родители стали активно общаться между собой и детьми группы даже вне стен дошкольного учреждения;
Все семьи воспитанников группы принимают активное участие в проводимых мероприятиях и выступают с инициативой в организации досугов.
Дети группы проявляют инициативу в общении со сверстниками и взрослыми,
усвоили правила поведения и активно взаимодействуют с окружающими.
Таким образом, дети, имеющие ограниченные возможности здоровья нуждаются в особенной постановке и организации образовательного процесса. Положительного результата можно достигнуть при условии совместной деятельности родителей и педагогического коллектива дошкольного учреждения.
Список информационных источников.
Волкова О.В.,
Кодильникова
Е.В., Сметанина Н.И. Комплексное взаимодействие педагогов и родителей. Электронный ресурс
URL
: http://dop-obrazovanie.com/dlya-roditelej/sovet-i-konsultatsii/sovety-psikhologov
Кощиенко
И.В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная психолого-педагогическая проблема. //Знание. Понимание. Умение
. – 2011. - №1. – с.209.
Крылатые афоризмы и
выраженияо
воспитании
детей. Электронный ресурс
URL
:
http
://
materinstvo
.
ru
/
art
/4746
Materinstvo
.
ru
Тонкова Ю. М., Веретенникова Н. Н. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II
Междунар
.
науч
.
конф
. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-74.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат