СКАЗКА В МУЗЫКЕ
Актуальность.
Сказка – животворный источник детского мышления, благодарных чувств и стремлений. Без сказки - живой, яркой, овладевшей сознанием и чувством ребенка, невозможно представить детского мышления. Об этом свидетельствуют исследования В.А. Сухомлинского в книге «Сердце отдаю детям»
Давно доказано, что именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты. Накапливается опыт деятельности, от которого зависит его последующее эстетическое восприятие окружающего мира. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять представление о красоте музыки, живописи, поэзии.
Развитие эмоций, мышления, воображения на основе шедевров классической музыки, поэзии, живописи, способствует формированию основы его музыкально – эстетического сознания и духовной культуры в целом.
Почему мы любим сказки? И дети, и взрослые. Что нас увлекает в них? В чем же секрет всеобщей любви к сказке? Наверное, что сказка – это воплощение народной мечты, представление народа о справедливости, воплощение веры в могучую силу родной земли. Сказочный герой – идеал народа. Носитель справедливости и великодушия.
Мудрая сказка подскажет, как нужно жить, посмеётся над злом и обязательно покажет добро во всём его величии. Сказка народная помогает жить и даже учит, как жить. Музыкальность русской сказки, поэтичность её образов, привлекает к себе многих русских писателей, поэтов, музыкантов и даже живописцев. Конечно же, музыкальность русских сказок особенно привлекала к ним композиторов. Ни один русский композитор не прошёл в своём творчестве мимо этих сюжетов. В произведениях русских композиторов можно встретить: Бабу - Ягу, Кощея Бессмертного, Черномора, Щелкунчика, Русалку, Колдуна.
Становление музыкально-эстетического и художественного сознания детей, развитие их способностей к эстетическим переживаниям – актуальная задача сегодняшнего дня.
Ребенок воспринимает окружающий мир через игру, поэтому важно, чтобы краски, звуки пришли к нему, как увлекательный, игровой материал. Он способен находить общность эмоционального состояния в изобразительном искусстве, музыкальном и литературном произведении. И применяя полученные знания, ребенок проявляет творчество в различных видах музыкально-эстетической деятельности.
Музыкально-эстетическое воспитание имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира, развивается коммуникативные и нравственные качества.
Русский фольклор очень богат сказочными образами. А вслед за ним обогатилась сказочными образами и русская музыка. Музыка тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками: ласковыми, добрыми, таинственными, тревожными. Она вводит ребенка в мир добра, фантазии, развивает представление о связи музыкальных и речевых средств выражения.
Создателями направления «Сказка и музыка» являются М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, А. К. Лядов.
«Рассказать» сказку в музыке непросто. Композитору необходимо найти те интонации, ритмы, оркестровые краски, которые бы вызвали у слушателей, представление именно о сказочных образах, заставили бы «увидеть» все сказочные превращения, чудеса. Пожалуй, никто из композиторов не может сравниться в этом с Н. А. Римским-Корсаковым. Он сумел передать в своей музыке не только мудрость и глубину содержания сказки, но и ту сказочную, поэтичную атмосферу. Его музыка отличается выразительностью мелодий, напоминающих народные (композитор вводит подлинные народные напевы).
Все сказки разнообразны, близки к народному складу, эмоционально-насыщенные, красочные. Былина «Садко», весенняя сказка «Снегурочка», опера «Сказка о царе Салтане», сказка «Золотой петушок», - во всех этих сказках виден мир фантазии, переплетенный с реальностью.
Н. А. Римского-Корсакова по праву можно назвать великим музыкальным сказочником.
Яркость, образная конкретность музыки Н.А.Римского – Корсакова помогает развитию музыкального воображения у детей, развитию восприятия музыки. Помогает различать смену образов и настроений в сказке, развивает музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, развивает умение выразительно передавать музыкальные образы в движении, рисунке, инструментовке, инсценировке сказки.
Вся прелесть заключена в том, что музыка может творить чудеса. Искусство облагораживает человека, вдохновляет его на подвиги, украшает его повседневную жизнь. А сказка учит жить, так как в любой сказке есть скрытый смысл.
Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем.
Библиография
1. Лопатин А., Скребцов М. «Волшебный мир музыки», изд-во Амрита Русь.
2. Радынова О.П.. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации, 2009.
3.Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Киев: Радяньска школа, 1988.
.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат