Формирование орфографической грамотности
Русский язык требует большого труда, так как является одним из сложных школьных предметов. Письмо занимает особое место в содержании этого предмета.
Правильное орфографическое письмо- это умение находить, узнавать явление языка, на основе орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.
Навыки – автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения. Термин “автоматизированный” следует отличать от термина “автоматический”. В отличие от последнего он обозначает способ образования навыка как действия, вначале основывающегося на сознательном применении определенных правил и лишь затем в процессе упражнений подвергающегося автоматизации.
Наиболее распространённой причиной низкой орфографической грамотности является отсутствие сформированности орфографического навыка. Существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Все мы знаем роль зрительных, слуховых, рукодвигательных факторов. Также велика роль и речедвигательного фактора, т.е. артикуляционного. Все эти факторы должны быть задействованы. - 1) Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много. Учёные – психологи доказали, что стоит ребёнку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова, и отложится он в памяти так крепко, что затем надо будет написать это слово 100 раз, чтобы ликвидировать ошибку.
- 2) Слуховой фактор. Слуховое восприятие, умение определять последовательность звуков составляют основу развития не только устной, но и письменной речи. Как графические, так орфографические написания возможны при условии сопоставления произношения и написания. Звуки в сильных позициях передаются на письме однозначно – это графические написания. Орфографические написания связываются с возможностью выбора букв на месте звуков в слабых позициях. Таким образом, развитие фонематического слуха оказывается решающим условием при постановке орфографической задачи – нахождении орфограммы и определении её типа. прибыли
- 3) Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему ребенку в начальных классах необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, запоминает, а затем пишет его уже автоматически.
- 4) Речедвигательный фактор включает в себя несколько видов работ: проговаривание и комментированное письмо. а) Проговаривание. Как показывают исследования А.Р. Лурии , Л.К. Назаровой и других, на начальных ступенях обучения письму наряду со слуховым и зрительным анализом большое значение имеют речевые кинестезии (проговаривание); они позволяют более тонко и точно воспринимать речь. б) Комментированное письмо. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, т.к. ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование – это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе школьник прежде всего находит объект объяснения, т. е. орфограмму
Основы грамотного письма закладываются в начальной школе. Насколько полно будут сформированы орфографические навыки в начальных классах, будет зависеть дальнейшее обучение ребёнка в школе, его речевая и орфографическая грамотность, умение усваивать родной язык в письменной форме. Поэтому учителю необходимо искать эффективные способы обучения орфографии школьников.
Эти цели легче реализовать, используя разнообразные орфографические технологии:
- игровые (деловые, ролевые и другие обучающие игры), например, «Орфографическое лото». На карточках написаны слова на орфограмму по две пары: проверяемое и проверочное слово. Первый ученик называет слова так, как оно слышится, второй должен назвать орфограмму и проверочное слово (дуб – дубок).
- кейс-метод (групповая работа) например, прочитать предлагаемый текст так, как написано после разбора задания.
- исследовательский метод , например, «Если заменить одну букву на другую, что произойдет?»
-проблемное обучение. Учащиеся не могут объяснить правописание слова, столкнувшись с фактом недостаточности знаний. Это стимулирует поиск новых знаний.
Работу по развитию орфографических навыков можно и нужно проводить на любом этапе учебного занятия. Учебный материал по орфографии усваивается учащимися легче тогда, когда орфографические правила изучаются через обыгрывание ситуаций, с помощью занимательности.
Знание правил орфографической грамотности и умение их применять в условиях широкого письменного общения между людьми приобретает огромное значение. Поэтому становится понятным, почему вопрос об орфографической грамотности учащихся становится актуальным. А вопрос методики работы над формированием орфографических навыков остаётся важным.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат