Формирование финансовой грамотности на уроках истории
Вьюжанина Н.В.,
учитель истории и обществознания
Современный человек должен уметь принимать обоснованные решения по использованию финансовых средств для обеспечения личного благосостояния и финансовой безопасности. Но большинство граждан не планируют доходы и расходы на ближайшее время и на перспективу, слабо осведомлены о потребительском и ипотечном кредитах, банковские карты используют, в основном, для снятия наличных денег. В то же время знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами: вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения. Лучшим временем, когда человеку предоставляется возможность получить навыки финансовой грамотности, является время получения образования в школе. В современном мире дети значительно раньше сталкиваются с деньгами, понимают их значение и учатся зарабатывать, и школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка.
Цели изучения основ финансовой грамотности в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
• воспитанию общероссийской идентичности, социальной ответственности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации: свобода и многообразие форм собственности, единство экономического пространства, свобода экономической деятельности;
• развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению экономических дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
• формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об экономической сфере человеческой деятельности, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей труженика и потребителя;
• овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни современного общества;
• формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений, а также в семейно-бытовой сфере.
На уроках по истории учащиеся изучают: появление денег, историю торговли и рыночных отношений, влияние войны на экономику, экономические кризисы, взаимоотношение между государствами в различные исторические промежутки. Поэтому формирование финансовой грамотности на уроках истории на уровне основного общего образования является одним из требований, отраженных в Примерной основной образовательной программе. В учебниках по истории содержится много материала об истории денег, экономических кризисах, возникновении банков и т.д.
Базовые понятия и понимание взаимосвязи финансовых явлений необходимо раскрывать непосредственно при знакомстве учащихся с реформами, реалиями той или иной эпохи, проводя линии соприкосновения с современностью, что соответственно интересует школьников на уроке и в рамках внеурочной деятельности.
6 класс, тема «Крестьяне и горожане». Учащиеся узнают, что были торгово-ремесленные объединения мастеров одной или нескольких схожих профессий (самые первые появились в Италии в IX—X веках). В Средние века они брали на себя функцию защиты прав потребителей. Устав таких объединений обычно чётко предписывал, какое сырье должны использовать его члены, каким должен быть производственный процесс и каким — качество произведённой продукции или услуги. По сути, гильдии и цеха выступали гарантом качества, что давало им конкурентное преимущество в глазах покупателей в сравнении с ремесленниками, не состоявшими в объединении. Даже Русская правда, составленная в период правления Ярослава Мудрого, содержит много положений, защищающих покупателя от недобросовестного продавца. С развитием промышленности значительно увеличилось производство товаров широкого потребления, однако это не всегда сопровождалось сохранением должного уровня качества. Учащиеся должны сделать вывод, что формирование в середине XX века общества потребления вызвало к жизни общественные объединения и движения потребителей в защиту своих прав.
6 класс, тема «Образование государства Русь», термин «полюдье». Этот термин происходит от слова «люди» и обозначает свободное население Древней Руси. Эту дань можно условно разделить на две части. Первая являлась прообразом современных налогов и направлялась на строительство городских укреплений, мостов и дорог, на содержание дружины — словом, на то, в чём было заинтересовано всё население. Вторая же часть дани шла на личные нужды князя и его семьи. Позже появилась практика «кормления» — содержание должностных лиц населением, проживавшим на управляемой территории. Таким образом, ребята знакомятся с первой формой налогообложения на Руси.
8 класс, тема «Просвещенный абсолютизм Екатерины II», понятие «ассигнации». К середине XVIII века бумажные деньги были известны во многих странах Европы (Великобритании, Франции, Дании и других). Об их введении в России впервые задумался Пётр I. Проект выпуска бумажных денег появился в правление императрицы Елизаветы Петровны, но Сенат его отклонил. В1762 году император Пётр III подписал указ о создании Государственного банка и выпуске «банковых билетов», которые должны были обращаться наравне с монетами, но император лишился власти и указ остался на бумаге. И только в 1769 года был опубликован манифест императрицы Екатерины II об учреждении двух банков и выпуске бумажных денег, названных ассигнациями. Ребята дополнительно получают информацию об истории появления бумажных денег в России, а могут выявить их преимущества по отношению к монетам.
Обучение финансовой грамотности происходит с использованием практико-ориентированного подхода и включает в себя игровые формы работы, проекты, практикумы и творческие задания. На уроках возможно применять разнообразные образовательные технологии, одной из которых является проблемное обучение. Приёмы проблемного обучения позволяют развивать познавательные УУД: строить логические рассуждения, анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать исторические явления, устанавливать взаимосвязь событий, делать вывод на основе критического анализа.
При использовании приема «Создание проблемной ситуации» проблемные вопросы вызывают удивление, создают познавательное затруднение, вызывают неоднозначную оценку. Например:
Могли ли развиваться рыночные отношения в России в условиях крепостнической системой?
Возможно ли в XXI веке совмещать потребительский стиль жизни современного человека с
философией сбережения и самоограничения?
Прием способствует развитию критического мышления, учит анализировать, высказывать свою точку зрения.
При использовании приема «Исторические загадки» учащимся предлагается в начале изучения нового материала загадка в виде факта или иллюстрации, решение которой помогает определить ключевую идею (понятие, проблему, событие и т.п.). Развивается умение извлекать информацию из разных источников, анализировать и сопоставлять факты, находить решение имеющимися ресурсами.
Может быть предложен следующий исторический факт. «Обмен почти всех вывозимых за границу товаров производился на серебряные талеры, которые хранились в Государственной казне. Из этих монет изготавливали русские деньги, на что уходило немало труда и дополнительных бюджетных средств. Один талер оценивался в 50 копеек, а монет получалось примерно на 64 копейки. Введение в России в обращение талера, как самой крупной монеты, решило бы и проблему унификации с европейской денежной системой, и значительно снизило бы расходы на монетную чеканку». После знакомства с этим фактом ученикам предлагается вопрос – почему начинается переделка талеров в российские рубли с 1654 года?
В результате изучения истории достигаются следующие результаты:
Метапредметные: развитие навыков работы со статистическим и графическим материалом, развитие логического мышления, умение выделять главное, делать выводы, высказывать и аргументировать свои суждения, прослеживать причинно-следственные связи, умение планировать и прогнозировать результаты своих действий, готовность и умение обрабатывать и использовать информацию из разных источников.
Предметные: уметь решать задачи практического содержания, знать экономические понятия и др.
Личностные: формирование понимания того, что финансы сопровождают учащихся на протяжении всей жизни, финансовое благополучие каждого человека зависит от самого человека, рациональное поведение в мире финансов.
Включение финансовой грамотности на истории позволяет воспитывать детей и подростков в будущем добросовестными налогоплательщиками, ответственными заемщиками, грамотными вкладчиками; умело ориентирующихся в экономической ситуации государства; принимающих правильное решение в любой экономической ситуации.
Литература:
Асмолов, А.Г. Формирование УУД в основной школе. От действияк мысли. Система знаний: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2014. – 116 с.
Мельникова, А.С. Деньги в России: история русского денежного хозяйства с древнейших времен до 1917 г. / А.С. Мельникова, В.В. Уздеников, И.С. Шиканова. – М.: Стрелец, 2000. – 224 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат