Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 «Солнышко»
(МБДОУ «Детский сад № 9»)
Развитие дыхательной функции и речевого дыхания
у дошкольников с речевыми нарушениями посредством игровых методов и приемов (Из опыта работы ДОУ)
Авторы:
Жданова Е.А., старший воспитатель;
Козловская Г.Д., учитель-логопед
Прокопьевский ГО, 2022
Развитие дыхательной функции для ребенка с речевыми расстройствами является необходимым. У них часто наблюдаются несовершенства речевого дыхания:
очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи;
неэкономное и неравномерное рас
пределение выдыхаемого воздуха:
ребенок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове и затем договаривает фразу шепотом, «заглатывает» конец слова или фразы;
неумелое распределение дыхания по словам, выдыхает в середине слова;
торопливое произнесение фраз
без перерыва и на вдохе,
«захлебыванием»;
неравномерный толчкообразный выдох
, речь звучит то громко, то тихо
,
то едва слышно.
Воздушная струя является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Своевременное речевое развитие у детей связано со становлением наиболее оптимального типа дыхания-грудобрюшного. Только при этом условии обеспечивается формирование специальной дыхательной функции-речевого дыхания. Сформированное речевое дыхание физиологически обеспечивает плавность устного высказывания как общую характеристику ритмически организованной речи.
Работу по включению в коррекционно-развивающий процесс ДОУ здоровьесберегающей технологии развития дыхательной функции и речевого дыхания «Встречаемся с Ветрушей!» мы начинаем с упражнений, направленных на координацию ротового и носового дыхания: короткого вдоха и длительного речевого выдоха.
Дети получают знания о том, что надо дышать носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот. Они осваивают первичные приемы дыхательной гимнастики «Я по разному дышу»: вдох и выдох носом, вдох носом-выдох ртом, вдох ртом-выдох носом, вдох и выдох ртом.
Для развития диафрагмального дыхания используются упражнения «Бегемот» и «Шарик». При выполнении упражнения «Бегемот» педагог предлагает ребенку сесть, положить ладонь себе на живот и почувствовать, как живот поднимается, когда вдыхается воздух и опускается, когда воздух выдыхается.
Затем необходимо сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
При воспитании активного выдоха используются нетрадиционные игры и упражнения:
«Футбол», «Буря в стакане»
; р
ебенку предлагается подуть через
соломинку на горошину, приводя ее в движение, через соломинку - в стакан с водой.
«Оркестр»
; п
едагог использует для формирования активного выдоха
ребенка игру на губных инструментах;
«Говорливая лягушка»
для освоения главного правила
нижнедиафрагмального дыхания «Я дышу правильно»: сильному вдоху через нос и длительному, плавному выдоху через рот с отработкой движений диафрагмы: вдох носом- живот надувается, выдох ртом-сдувается.
Игровые упражнения «Светофор», «Кудрявый ветродуйчик», «Разноцветная радуга», «Веселая и грустная Тучки» развивают основные качества речевого дыхания: силу длительность, плавность и направленности воздушной струи. При выполнении необходимо следить, чтобы выдох был полным, то есть не прерывался для небольшого вдоха. Формировать длительную и плавную воздушную струю на выдохе помогает тактильный контроль: поднесение тыльной стороны ладони ко рту, движение руками по спирали, горке…
Для развития углубленного вдоха детям предлагается понюхать цветок, узнать по запаху с закрытыми глазами фрукт или овощ. Необходимо следить, чтобы голова была приподнята, шея выпрямлена, плечи не поднимались.
Следующие дыхательные упражнения укрепляют еще и мышцы языка, что очень важно при постановке звуков:
упражнение «Фокус»
;
я
зык в форме
чашечки,
дуть вверх, сдувая
ватку с носа.
упражнение «Загнать мяч в ворота»:
плавный выдох через губы
трубочкой; плавный выдох, держа губы в улыбке; плавный выдох, удерживая язык лопаточкой; выдох толчками, удерживая язык лопаточкой.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо иметь ввиду, что дыхательные упражнения, быстро утомляют ребенка. Рекомендуется такие игры ограничивать во времени и чередовать с другими упражнениями.
Литература:
1.Белякова, Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с
нарушениями речи: практическое пособие / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова ; под общ. ред. Л.И. Беляковой. – М. : Книголюб, 2005. – 65 с.
2. Воробьева Т. А., Воробьева П. А. Дыхание и речь. Работа над дыханием в
комплексной методике коррекции звукопроизношения [Текст] / Т.А. Воробьева, П.А.Воробьева -С-П.:Литера,2014.-112 с.
3. Поваляева М.А. Настольная книга логопеда. Полный справочник [Текст] /
М.А. Поваляева. - М.: АСТ,Астрель,Полиграфиздат,2010 – 608 с.
4.Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия [Текст] / Т. А. Ткаченко.- М.:
Мир книги, 2010 – 248 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат