Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Развитие дыхательной функции и речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями посредством игровых методов и приемов (Из опыта работы ДОУ) . Работа №51028

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Развитие дыхательной функции и речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями посредством игровых методов и приемов (Из опыта работы ДОУ)
Работа:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Солнышко»

(МБДОУ «Детский сад № 9»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие дыхательной функции и речевого дыхания

у дошкольников с речевыми нарушениями посредством игровых методов и приемов (Из опыта работы ДОУ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторы:

Жданова Е.А., старший воспитатель;

Козловская Г.Д., учитель-логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прокопьевский ГО, 2022

 

Развитие дыхательной функции для ребенка с речевыми расстройствами является необходимым. У них часто наблюдаются несовершенства речевого дыхания:

очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи;

неэкономное и неравномерное рас

пределение выдыхаемого воздуха:

ребенок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове и затем договаривает фразу шепотом, «заглатывает» конец слова или фразы;

неумелое распределение дыхания по словам, выдыхает в середине слова;

торопливое произнесение фраз

без перерыва и на вдохе,

«захлебыванием»;

неравномерный толчкообразный выдох

, речь звучит то громко, то тихо

,

то едва слышно.

Воздушная струя является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Своевременное речевое развитие у детей связано со становлением наиболее оптимального типа дыхания-грудобрюшного. Только при этом условии обеспечивается формирование специальной дыхательной функции-речевого дыхания. Сформированное речевое дыхание физиологически обеспечивает плавность устного высказывания как общую характеристику ритмически организованной речи.

Работу по включению в коррекционно-развивающий процесс ДОУ здоровьесберегающей технологии развития дыхательной функции и речевого дыхания «Встречаемся с Ветрушеймы начинаем с упражнений, направленных на координацию ротового и носового дыхания: короткого вдоха и длительного речевого выдоха.

Дети получают знания о том, что надо дышать носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот. Они осваивают первичные приемы дыхательной гимнастики «Я по разному дышу»: вдох и выдох носом, вдох носом-выдох ртом, вдох ртом-выдох носом, вдох и выдох ртом.

Для развития диафрагмального дыхания используются упражнения «Бегемот» и «Шарик». При выполнении упражнения «Бегемот» педагог предлагает ребенку сесть, положить ладонь себе на живот и почувствовать, как живот поднимается, когда вдыхается воздух и опускается, когда воздух выдыхается.

Затем необходимо сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

При воспитании активного выдоха используются нетрадиционные игры и упражнения:

«Футбол», «Буря в стакане»

; р

ебенку предлагается подуть через

соломинку на горошину, приводя ее в движение, через соломинку - в стакан с водой.

«Оркестр»

; п

едагог использует для формирования активного выдоха

ребенка игру на губных инструментах;

«Говорливая лягушка»

для освоения главного правила

нижнедиафрагмального дыхания «Я дышу правильно»: сильному вдоху через нос и длительному, плавному выдоху через рот с отработкой движений диафрагмы: вдох носом- живот надувается, выдох ртом-сдувается.

Игровые упражнения «Светофор», «Кудрявый ветродуйчик», «Разноцветная радуга», «Веселая и грустная Тучки» развивают основные качества речевого дыхания: силу длительность, плавность и направленности воздушной струи. При выполнении необходимо следить, чтобы выдох был полным, то есть не прерывался для небольшого вдоха. Формировать длительную и плавную воздушную струю на выдохе помогает тактильный контроль: поднесение тыльной стороны ладони ко рту, движение руками по спирали, горке…

Для развития углубленного вдоха детям предлагается понюхать цветок, узнать по запаху с закрытыми глазами фрукт или овощ. Необходимо следить, чтобы голова была приподнята, шея выпрямлена, плечи не поднимались.

Следующие дыхательные упражнения укрепляют еще и мышцы языка, что очень важно при постановке звуков:

упражнение «Фокус»

;

я

зык в форме

чашечки,

дуть вверх, сдувая

ватку с носа.

упражнение «Загнать мяч в ворота»:

плавный выдох через губы

трубочкой; плавный выдох, держа губы в улыбке; плавный выдох, удерживая язык лопаточкой; выдох толчками, удерживая язык лопаточкой.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо иметь ввиду, что дыхательные упражнения, быстро утомляют ребенка. Рекомендуется такие игры ограничивать во времени и чередовать с другими упражнениями.

Литература:
1.Белякова, Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с
нарушениями речи: практическое пособие / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова ; под общ. ред. Л.И. Беляковой. – М. : Книголюб, 2005. – 65 с.
2. Воробьева Т. А., Воробьева П. А. Дыхание и речь. Работа над дыханием в
комплексной методике коррекции звукопроизношения [Текст] / Т.А. Воробьева, П.А.Воробьева -С-П.:Литера,2014.-112 с.
3. Поваляева М.А. Настольная книга логопеда. Полный справочник [Текст] /
М.А. Поваляева. - М.: АСТ,Астрель,Полиграфиздат,2010 – 608 с.
4.Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия [Текст] / Т. А. Ткаченко.- М.:
Мир книги, 2010 – 248 с.

 

 

 

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×