Дата публикации:
28.11.2022
Автор:
Лукьяненко Ольга Андреевна
Название работы:
1. Развитие творческих способностей на уроках технологии
Работа:
Сведения об авторе:
Ф.И.О.—Лукьяненко Ольга Андреевна
Место работы — МБОУ Марковская ООШ
Должность — учитель технологии
Педагогический стаж — 5 лет
Квалификация — первая категория
Награды — нет.
Тема опыта: Развитие творческих способностей на уроках технологии
Актуальность и практическая значимость опыта
Современность подтолкнула учителей больше уделять внимания развитию творчества, самостоятельности учащихся. Предмет Технология - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности.
В законе об образовании определено, что цели школьного образования состоят в предоставлении учащимся оптимальных условий для самовыражения их как личностей, для развития их способностей, умения адаптироваться в изменяющихся условиях окружающей среды, готовности осознавать и осмысливать возникающие проблемы, стремления к активному самовыражению в соответствии со своими склонностями в рамках не расходящимися с интересами социума. Поэтому перед школой поставлена задача воспитать свободную, творческую, образованную, культурную и активную личности. Актуальной проблемой является проблема развития творческих способностей человека,т.к. в любое время необходимы люди, способные активно, творчески решать стоящие перед ними задачи.Большая роль в этом отводится школе, и огромный вклад в данную проблему вносит наш предмет. Творчество необходимо в любой сфере человеческой деятельности. Творить на благо людей, приносить своим трудом радость, пользу, благосостояние – это те принципы, которые заложены в основу воспитания творчески развитой личности.
В свете новых стандартов образования, главной целью обучения в образовательной области Технология является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности.
3. Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея опыта - это повышение творческой активности учащихся, развитие творческих способностей, создание оригинальных и необычных изделий.
4. Теоретическая база опыта
Творческий человек, как правило, более успешен во всем – от простого общения до профессиональной деятельности. Творческие способности помогают человеку находить оригинальные решения сложных проблем. Именно поэтому необходимо стимулировать мотивацию учащихся к творчеству, создавать условия для развития их творческих способностей. Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Американский психолог Фромм говорил, что творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелостью. Именно эти качества необходимо развивать дляраскрытия творческого потенциала учащихся,используя в учебном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, направленных на развитие интеллектуально-творческого и социально-психологического потенциала личности ребенка, на достижении планируемых результатов ФГОС ООО.
5. Технология опыта
Творчество – явление сложное, комплексно-обусловленное многими социальными педагогическими и психофизиологическими предпосылками. Учить творчеству – это, прежде всего, учить творческому отношению к труду. Труд – самый главный источник формирования познавательной деятельности, без чего нет и творческой личности.
Развитию творческих способностей содействует и стиль проведения уроков: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество учителя и учеников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха. На уроке дети должны получать не только знания и умения, но и общее развитие. Учитель должен создать условия для проявления творческих способностей учащихся, владеть тактикой, технологией. Для творческих уроков необходимо ощущение уверенности в том, что твои нестандартные находки будут замечены, приняты и правильно оценены. Многие учащиеся, показывая свои работы, смущаются. У меня плохо получилось - иногда такие оценки соответствуют действительности, истинному положению, но часто за ними скрывается иное содержание: ребенок уверен, что работа сделана хорошо, но он снижает свое впечатление от нее, надеясь, что учитель все равно заметит и удивится тому, как удачно
В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно,что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности. Поэтому, если учащиеся с низким уровнем обучения проявляют инициативу, творчество, то я это только поддерживаю.
При объяснении теоретического материала использую различные энциклопедические сведения, исторические факты. Часто даюзадания учащимся подготовить сообщение по той или иной теме и заранее придумать вопросы по сообщению дляучащихся, тем самым,ставя перед учеником проблему.
На занятиях использую проблемный метод. Суть его заключается в следующем: перед учеником ставлю проблему, а ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у нихэлементарные навыки исследовательской деятельности.
Пример.При изучении темы Проект Дружный класс в тематическое планирование есть творческое занятие Эмблема класса.
Фрагмент урока в 4-ом классе (объяснение творческой работы).
1. Сегодня на уроке мы с вами будем творить. Сегодня вы - создатели эмблемы класса.
2.Перед вами стоитзадача: необходимо разработать эмблему, которая будет характеризовать ваш класс. Вспомните, пожалуйста, всё, о чём мы с вами говорили на последних уроках и попытайтесь создать свою неповторимую эмблему.
3.Процесс создания своей эмблемы опишите по плану:
а) эскиз;
б) техническое моделирование;
в) описание;
4.Подумайте, как ваша модель будет украшена, какие материалы вы сможете применить, придумайте ейназвание.
5. Я ожидаю увидеть, как вы отнесетесь к этой работе творчески. Еслипотребуется помощь, обращайтесь ко мне.
Проектная деятельность учащихся - это один из способов развития их творческих способностей.Метод проектов я использую в учебном процессе как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе совместного планирования, реализации и осмысливания практической деятельности для достижения намеченных целей. Такая деятельность предоставляет ученикам самостоятельность, способствует развитию целого ряда ценных качеств личности.Так, например, при изучении темы Основы проектирования наилучшим образом создаются условия для развития творческих способностей, самостоятельности учащихся. Выполняя проектные работы, обучающиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. При проектировании учащихся приобретают опыт решения как типовых, так и нетиповых задач.
Выбирая тему проекта и выполняя, его учащиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Проектный метод позволяетне только разбудить дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития.
Проект выполняется по определенному плану. Я предлагаю подойти к каждому пункту проекта творчески. Например, в пункте проектаРазработка идей учащиеся должны рассмотреть известные идеи и, наряду с ними, придумать ещё и свои модели, рецепты. При выполнении проектов должна быть выполнена практическая работа. Упор делается на то, чтобы учащиеся практически представили то, что придумали сами.Большое внимание уделяю оформлению проектов. Необходимо поощрять любую творческую фантазию, проекты должны быть яркими, красочными.
Применяя на уроках технологии метод проектов, я помогаю учащимся приобретать разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, изучать технику и культуру дома, уточнять свои профессиональные планы, формируя знания, умения и навыки, прививая интерес учащихся к технологическому образованию, знакомя их с той областью знаний и умений, которая способствует их становлению как будущих специалистов и граждан.
Основной формой обучения является урок, в ходекоторого особое внимание уделяю практической работе, поощряю творческую инициативу, всяческиподдерживаю даже самые слабые попытки творческого подхода к работе. Кроме традиционных уроков, использую и нетрадиционные формы, такие, какурок-игра, урок-презентация, и т.п. Степень усвоения материала проверяю по тестам, самостоятельным, контрольным, творческим работам, чертежам, готовым изделиям, а также при устном опросе на уроке. С целью развития творческого мышления побуждаю учащихся к самостоятельной проверке результатов. Я ставлю перед девочками задачу – не сверить свои полученные результаты собразцом, а самостоятельно попробовать проверить работу.
Результаты работы показывают, что можно добиваться успехов в развитии творчества детей, если осознанно ставить такую цель и подчинять ей свою деятельность.
Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Но самое главное, работая в школе, я пришла к выводу, чтобы добиться хороших успехов в обучении и развить способности обучающихся можно только путем повышения интереса к своему предмету.6. Результативность опыта
На районной выставке Декоративно-прикладное творчество и народные ремесла в 2021/2022 году ученик 5 класса Мананников Алексей, занял 3 место в номинации Декорирование бытовых столярных изделий (декупаж по дереву, пирография, кракелюры).
Методические разработки (Приложения)
Опытом своей работы я делюсь с коллегами на педсоветах в школе.
Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее адаптируются в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы, не только себе, но и окружающим.
8. Список использованных источников
1. БайбородоваЛ.В.СеребрянниковЛ.Н.Обучение технологии в средней школе. Методическое пособие.- М.Гуманитарный издательский центр ВЛАДОСС
2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2001. -240 с.
Скачать работу
Ф.И.О.—Лукьяненко Ольга Андреевна
Место работы — МБОУ Марковская ООШ
Должность — учитель технологии
Педагогический стаж — 5 лет
Квалификация — первая категория
Награды — нет.
Тема опыта: Развитие творческих способностей на уроках технологии
Актуальность и практическая значимость опыта
Современность подтолкнула учителей больше уделять внимания развитию творчества, самостоятельности учащихся. Предмет Технология - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности.
В законе об образовании определено, что цели школьного образования состоят в предоставлении учащимся оптимальных условий для самовыражения их как личностей, для развития их способностей, умения адаптироваться в изменяющихся условиях окружающей среды, готовности осознавать и осмысливать возникающие проблемы, стремления к активному самовыражению в соответствии со своими склонностями в рамках не расходящимися с интересами социума. Поэтому перед школой поставлена задача воспитать свободную, творческую, образованную, культурную и активную личности. Актуальной проблемой является проблема развития творческих способностей человека,т.к. в любое время необходимы люди, способные активно, творчески решать стоящие перед ними задачи.Большая роль в этом отводится школе, и огромный вклад в данную проблему вносит наш предмет. Творчество необходимо в любой сфере человеческой деятельности. Творить на благо людей, приносить своим трудом радость, пользу, благосостояние – это те принципы, которые заложены в основу воспитания творчески развитой личности.
В свете новых стандартов образования, главной целью обучения в образовательной области Технология является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности.
3. Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея опыта - это повышение творческой активности учащихся, развитие творческих способностей, создание оригинальных и необычных изделий.
4. Теоретическая база опыта
Творческий человек, как правило, более успешен во всем – от простого общения до профессиональной деятельности. Творческие способности помогают человеку находить оригинальные решения сложных проблем. Именно поэтому необходимо стимулировать мотивацию учащихся к творчеству, создавать условия для развития их творческих способностей. Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Американский психолог Фромм говорил, что творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелостью. Именно эти качества необходимо развивать дляраскрытия творческого потенциала учащихся,используя в учебном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, направленных на развитие интеллектуально-творческого и социально-психологического потенциала личности ребенка, на достижении планируемых результатов ФГОС ООО.
5. Технология опыта
Творчество – явление сложное, комплексно-обусловленное многими социальными педагогическими и психофизиологическими предпосылками. Учить творчеству – это, прежде всего, учить творческому отношению к труду. Труд – самый главный источник формирования познавательной деятельности, без чего нет и творческой личности.
Развитию творческих способностей содействует и стиль проведения уроков: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество учителя и учеников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха. На уроке дети должны получать не только знания и умения, но и общее развитие. Учитель должен создать условия для проявления творческих способностей учащихся, владеть тактикой, технологией. Для творческих уроков необходимо ощущение уверенности в том, что твои нестандартные находки будут замечены, приняты и правильно оценены. Многие учащиеся, показывая свои работы, смущаются. У меня плохо получилось - иногда такие оценки соответствуют действительности, истинному положению, но часто за ними скрывается иное содержание: ребенок уверен, что работа сделана хорошо, но он снижает свое впечатление от нее, надеясь, что учитель все равно заметит и удивится тому, как удачно
В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно,что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности. Поэтому, если учащиеся с низким уровнем обучения проявляют инициативу, творчество, то я это только поддерживаю.
При объяснении теоретического материала использую различные энциклопедические сведения, исторические факты. Часто даюзадания учащимся подготовить сообщение по той или иной теме и заранее придумать вопросы по сообщению дляучащихся, тем самым,ставя перед учеником проблему.
На занятиях использую проблемный метод. Суть его заключается в следующем: перед учеником ставлю проблему, а ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у нихэлементарные навыки исследовательской деятельности.
Пример.При изучении темы Проект Дружный класс в тематическое планирование есть творческое занятие Эмблема класса.
Фрагмент урока в 4-ом классе (объяснение творческой работы).
1. Сегодня на уроке мы с вами будем творить. Сегодня вы - создатели эмблемы класса.
2.Перед вами стоитзадача: необходимо разработать эмблему, которая будет характеризовать ваш класс. Вспомните, пожалуйста, всё, о чём мы с вами говорили на последних уроках и попытайтесь создать свою неповторимую эмблему.
3.Процесс создания своей эмблемы опишите по плану:
а) эскиз;
б) техническое моделирование;
в) описание;
4.Подумайте, как ваша модель будет украшена, какие материалы вы сможете применить, придумайте ейназвание.
5. Я ожидаю увидеть, как вы отнесетесь к этой работе творчески. Еслипотребуется помощь, обращайтесь ко мне.
Проектная деятельность учащихся - это один из способов развития их творческих способностей.Метод проектов я использую в учебном процессе как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе совместного планирования, реализации и осмысливания практической деятельности для достижения намеченных целей. Такая деятельность предоставляет ученикам самостоятельность, способствует развитию целого ряда ценных качеств личности.Так, например, при изучении темы Основы проектирования наилучшим образом создаются условия для развития творческих способностей, самостоятельности учащихся. Выполняя проектные работы, обучающиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. При проектировании учащихся приобретают опыт решения как типовых, так и нетиповых задач.
Выбирая тему проекта и выполняя, его учащиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Проектный метод позволяетне только разбудить дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития.
Проект выполняется по определенному плану. Я предлагаю подойти к каждому пункту проекта творчески. Например, в пункте проектаРазработка идей учащиеся должны рассмотреть известные идеи и, наряду с ними, придумать ещё и свои модели, рецепты. При выполнении проектов должна быть выполнена практическая работа. Упор делается на то, чтобы учащиеся практически представили то, что придумали сами.Большое внимание уделяю оформлению проектов. Необходимо поощрять любую творческую фантазию, проекты должны быть яркими, красочными.
Применяя на уроках технологии метод проектов, я помогаю учащимся приобретать разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, изучать технику и культуру дома, уточнять свои профессиональные планы, формируя знания, умения и навыки, прививая интерес учащихся к технологическому образованию, знакомя их с той областью знаний и умений, которая способствует их становлению как будущих специалистов и граждан.
Основной формой обучения является урок, в ходекоторого особое внимание уделяю практической работе, поощряю творческую инициативу, всяческиподдерживаю даже самые слабые попытки творческого подхода к работе. Кроме традиционных уроков, использую и нетрадиционные формы, такие, какурок-игра, урок-презентация, и т.п. Степень усвоения материала проверяю по тестам, самостоятельным, контрольным, творческим работам, чертежам, готовым изделиям, а также при устном опросе на уроке. С целью развития творческого мышления побуждаю учащихся к самостоятельной проверке результатов. Я ставлю перед девочками задачу – не сверить свои полученные результаты собразцом, а самостоятельно попробовать проверить работу.
Результаты работы показывают, что можно добиваться успехов в развитии творчества детей, если осознанно ставить такую цель и подчинять ей свою деятельность.
Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Но самое главное, работая в школе, я пришла к выводу, чтобы добиться хороших успехов в обучении и развить способности обучающихся можно только путем повышения интереса к своему предмету.6. Результативность опыта
На районной выставке Декоративно-прикладное творчество и народные ремесла в 2021/2022 году ученик 5 класса Мананников Алексей, занял 3 место в номинации Декорирование бытовых столярных изделий (декупаж по дереву, пирография, кракелюры).
Методические разработки (Приложения)
Опытом своей работы я делюсь с коллегами на педсоветах в школе.
Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее адаптируются в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы, не только себе, но и окружающим.
8. Список использованных источников
1. БайбородоваЛ.В.СеребрянниковЛ.Н.Обучение технологии в средней школе. Методическое пособие.- М.Гуманитарный издательский центр ВЛАДОСС
2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2001. -240 с.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств