Дата публикации:
30.11.2022
Автор:
Новоселова София Андреевна
Название работы:
Профилактика правонарушений несовершеннолетних
Работа:
Профилактика правонарушений несовершеннолетних
Шайдурова Г.А., учитель истории и обществознания.
Новоселова С.А., ученица 9А класса
МБОУ ЛИЦЕЙ №1, ул.Погодаева 8, Братск, Россия
novoselova.o.i.@mail.ru
Ключевые слова: несовершеннолетние, правонарушение, профилактика, мероприятия.
Распространение преступности среди несовершеннолетних в Иркутской области достаточно высокое. Об этом свидетельствуют статистические данные Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов здравоохранения России, портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации [1]. Других министерств и ведомств (рис.1).
Рисунок 1. Динамика выявленных преступлений несовершеннолетними
(на 100 тыс. человек по Иркутской области)
Одна из причин противоправного поведения подростков: неосведомлённость детей в сфере права. К сожалению, не каждый юный гражданин, совершая то или иное правонарушение, задумывается об ответственности, которая может привести к тяжёлым и трудно исправимым последствиям. Знание юными гражданами страны своих прав и обязанностей, а также ответственности перед законом способствует формированию юридически грамотного населения страны, а вместе с этим и правового государства в целом.
Поэтому возрастает необходимость в широкой профилактике отклоняющегося поведения подрастающего поколения: сегодняшние подростки будут через несколько лет определять жизнедеятельность нашего общества, нетрудно догадаться, как нынешняя среда обитания повлияет на них и кем они станут в зрелом возрасте, если своевременно не заниматься социализацией.
Преступность несовершеннолетних представляет собой ничто иное, как совокупность отрицательных, социально-правовых явлений, а именно антиобщественных и противоправных деяний, совершенных лицами не достигшими 18 - летнего возраста. Появляется проблема, а как же остановить малолетних нарушителей. Отчасти возможно это сделать при помощи определенных профилактических мероприятий, ведь профилактика - это не только ликвидация негативных обстоятельств, но и стимулирование различных позитивных процессов социальной жизни общества. Конечно, в случае подростковой преступности необходим другой подход, нежели в случае с взрослыми людьми. Необходимо учитывать психические и биологические особенности подростка, связанные с периодом полового созревания, и, конечно, политика защиты несовершеннолетних от криминального влияния и вовлечения их в преступную деятельность должна соответствовать идее справедливости, а сама защита обращена к гуманному отношению к подрастающему поколению. Благополучие подростков - это благополучие общества.
Целью работы с подростками является определение основных причин правонарушений среди несовершеннолетних и создание условий для их профилактики.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
1. Изучить понятие правонарушение, выявить виды правонарушений, раскрыть причины правонарушения;
2. Разработать анкету и провести анкетирование, целью которой станет выявление знания правового статуса опрашиваемого подростка;
3. Проанализировать результат анкетирования;
4. Предложить ряд мероприятий для повышения правовой грамотности подростков.
Объект исследования стали подростки 8х классов в возрасте 14-15 лет.
Предмет исследования – правонарушения, которые совершают подростки и их профилактика.
Теоретическая значимость заключается в систематизации научных знаний по теме работы. Уточняются такие понятия как правонарушения, проступок, преступление, раскрываются основные виды преступности несовершеннолетних в России.
Практическая значимость заключается в том, что материалы данной работы и реализация предложенных программ в профилактике несовершеннолетних будут способствовать повышению уровня правовой грамотности подростков.
Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.
Главная причина возникновения и существования детской преступности связана с тем, что дети оказываются на улице. Это прямое следствие безнадзорности. Дальше за их воспитание берется улица: хочешь есть - укради. Кража - самый распространенный вид детских преступлений. За кражами идет и грабеж, когда тихо украсть нет возможности, а за грабежом убийства. У несовершеннолетних еще не работают тормоза, и наибольшая жестокость присуща преступлениям, совершаемым детьми, они не могут отдавать себе отчет, что они делают. К тому же, будучи обиженными на весь мир, все свои комплексы они вымещают на жертве.
Так что же такое правонарушение?
Правонарушение — это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых и подростков.
Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).
Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими.
Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категориям тяжести.
В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско - правовую.
Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный и продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, то есть создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей: выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста, использование возможностей ученического самоуправления, вовлечение в проведение школьных мероприятий, работа с неблагополучными семьями (таблица 1).
Таблица 1. Мероприятия проводимые в Лицее
Название мероприятия
Класс
Что проводилось
Школа профилактики
8
Старший инспектор ОДН ОП-3 МУ МВД РФ Братское, майор полиции Ежова Е.А. встретилась с учащимися 8. Серьезный разговор затрагивал вопросы профилактики терроризма и экстремизма в подростковой среде. Елена Александровна познакомила ребят с содержанием некоторых статей УК РФ, привела примеры, разъяснила, какие меры наказания применяются к подросткам в случае правонарушений.
Единство многообразия. Информационная безопасность в сети интернет
8
Создание памятки для размещения на сайте N – правил интернет-безопасности для детей
Неделя правовых знаний
8
Проводились игры на данную тематику, а также классные часы
Всемирный день борьбы со СПИДом
8
Повышение осведомленности учеников об эпидемии СПИДа, вызванной распространение и ВИЧ-инфекции.
Неделя профилактики употребления табачных изделий Мы за чистые легкие!
8
Проводился классный час у учеников. Учащиеся рисовали плакаты на данную тематику.
Неделя профилактики Железная дорога – зона повышенной опасности
8
В учебное учреждение приходил инспектор железной дороги и проводил беседу с учениками.
Неделя профилактики экстремизма в подростковой среде Единство многообразия
8
Проводились классные часы, беседы школьного психолога с учениками.
Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.
Выделяют следующие стадии отклоняющегося поведения подростков:
– неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;
– порицаемое поведение – поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);
– предпреступное поведение – поведение, несущее в себе зачатки криминального поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);
– противоправное или преступное поведение – поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.
Для выявления проблемы была разработана анкета, где помимо выяснения уровня знаний учащихся о своем правовом статусе, мы интересовались причинами, которые толкают подростков на совершение правонарушения, а также правонарушениями, которые наблюдают, либо совершают подростки в повседневной жизни.
В анкете были представлены следующие вопросы:
1)Ваш возраст (количество полных лет): _______________
Ваш пол: А) мужскойБ) женский
2) Знаете ли Вы свои права и обязанности?
а) знаю и права, и обязанности;
б) знаю только права, об обязанностях не задумывался;
в) знаю только обязанности, о правах не задумывался;
г) не знаю ни прав, ни обязанностей, считаю, что мне это не нужно;
д) не знаю, но хотел бы узнать.
3) Совершали ли Вы какие-либо правонарушения? Если да, то осознавали ли вы свою ответственность?
А) совершал\а, осознавал\а
Б) совершал\а, не осознавал\а
В) не совершал\а
4) Как Вы думаете, какие причины могут толкнуть на совершение правонарушения? (возможны несколько вариантов ответа)
А) семейная ситуация;
Б) плохая компания;
В) особенности характера;
Г) непредвиденная ситуация;
Д) осознание безнаказанности.
5) Источники информации:
А) мероприятия в Лицее
Б) интернет
В) СМИ
Анкетирование проводилось среди подростков 14-15 лет. В опросе приняли участие 46 подростка 8-х классов в возрасте 14-15 лет. Опросник был создан на популярной среди подростков платформе Google Формы — онлайн-сервис для создания форм обратной связи, онлайн-тестирований и опросов.
Анализируя результаты анкетирования, мы выяснили, что большинство опрашиваемых юношей и девушек знают как свои права, так и обязанности 14 человек (30,43%), но вместе с этим присутствует небольшой процент тех, кто не знает своих прав и обязанностей (10 человек -21,73%), и хотел бы узнать о них 12 человек (26,08%) (рис.2). Опрос показал, что основной причиной является плохая компания (рис.3) и большинство ребят более 70% не совершали правонарушения (рис. 4.).
Рисунок 2. Знаете ли Вы свои права и обязанности
Рисунок 3. Основные причины совершения правонарушений
Рисунок 4. Совершали ли Вы какие-либо правонарушения?
Также более 50% считают, что основными источниками информации о профилактики правонарушений служат СМИ и интернет, ведь именно через эти средства информации нам пытаются донести, что правонарушения несовершеннолетних есть везде, и что можно легко оставаться безнаказанным (рис.5).
Рисунок 5. Источники информации
Но очень радует, что 100% считают, что совершения преступлений отрицательно сказывается на судьбе подростков.
Обобщая перечисленные выше проблемы, мы приходим к выводу, что профилактика правонарушений несовершеннолетних в образовательных учреждениях, требует пристального внимания к проблеме не только учителей и родителей.
В качестве профилактической работы с подростками предлагается в течение учебного года проведение профилактической площадки на базе Лицея №1. В рамках данной площадки предлагается проведение трех программ:
Профилактическая программа развития несовершеннолетних ШКОЛА ПРАВА, которая позволит познакомить обучающихся с основами гражданского и семейного права, с Конституцией РФ, другими важными законами России, с нормами, принятыми в обществе. Сформировать твердую гражданскую и нравственную позицию, помочь в развитии правосознания, самоопределении, профессиональном определении. Сформировать у подростков умения, навыки и привычки правомерного поведения.
Профилактическая программа ТВОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ, данная программа позволит снизить риск противоправных поступков путем рассмотрения мотивов и возможных альтернатив. Развить навыки уверенного поведения подростков.
Программа правового воспитания ПОДРОСТОК И ЗАКОН, которая расширит правовые знания у подростков, поможет сформировать негативное отношение к противоправному поведению.
Профилактическое воспитание несовершеннолетних в лицее целесообразно реализовывать через формальные (включение профилактического воспитания в общеобразовательные программы, реализуемые лицеем) (таблица 1) и неформальные (патриотические мероприятия, конференции, экскурсии, различные формы внеучебной практики) способы воспитания. Основной предполагаемый результат заключается в том, что личность, наделенная знаниями об профилактических мерах, не будет осуществлять противоправные действия, а наоборот будет бороться с ними.
В ходе работы была проанализирована динамика выявленных преступлений несовершеннолетними (на 100 тыс. человек по Иркутской области приходится 1тыс. правонарушений на долю подростков) (рис.1), а также построены основные диаграммы по результатам анкетирования учащихся. Предлагается проводить мероприятия в течение учебного года в виде площадки, которая помогла бы находить пути решения и противодействия негативно сложившимся нормам, а также способствовала бы формированию неприятия противоправных действий у несовершеннолетних.
По результатам работы с обучающимися, был разработан продукт в виде информационного стенда в Уголок класса (рис.6), который позволит повысить уровень знаний правовой ответственности подростков и познакомит с телефонами необходимыми в сложной жизненной ситуации.
Рисунок 6. Информационный стенд в класс
Список используемых источников
Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://crimestat.ru/
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon [Электронный ресурс]
http://5psy.ru/obrazovanie/mladshii-podrostkovyi-vozrast-osobennosti.html [Электронный ресурс]
Понятие и виды преступности несовершеннолетних. [Электронный ресурс]. URL: https://u4isna5.ru/doklad/84-2012-03-25-12-44-22/651-2012-04-05-05-50-16 (дата обращения: 27.01.2022).
Проблема преступности несовершеннолетних в современном обществе. [Электронный ресурс]. URL: https://studbooks.net/935172/pravo/vidy_prestupleniy_nesovershennoletnih (дата обращения: 27.01.2022).
1
HYPER13PAGE HYPER15
Скачать работу
Шайдурова Г.А., учитель истории и обществознания.
Новоселова С.А., ученица 9А класса
МБОУ ЛИЦЕЙ №1, ул.Погодаева 8, Братск, Россия
novoselova.o.i.@mail.ru
Ключевые слова: несовершеннолетние, правонарушение, профилактика, мероприятия.
Распространение преступности среди несовершеннолетних в Иркутской области достаточно высокое. Об этом свидетельствуют статистические данные Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов здравоохранения России, портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации [1]. Других министерств и ведомств (рис.1).
Рисунок 1. Динамика выявленных преступлений несовершеннолетними
(на 100 тыс. человек по Иркутской области)
Одна из причин противоправного поведения подростков: неосведомлённость детей в сфере права. К сожалению, не каждый юный гражданин, совершая то или иное правонарушение, задумывается об ответственности, которая может привести к тяжёлым и трудно исправимым последствиям. Знание юными гражданами страны своих прав и обязанностей, а также ответственности перед законом способствует формированию юридически грамотного населения страны, а вместе с этим и правового государства в целом.
Поэтому возрастает необходимость в широкой профилактике отклоняющегося поведения подрастающего поколения: сегодняшние подростки будут через несколько лет определять жизнедеятельность нашего общества, нетрудно догадаться, как нынешняя среда обитания повлияет на них и кем они станут в зрелом возрасте, если своевременно не заниматься социализацией.
Преступность несовершеннолетних представляет собой ничто иное, как совокупность отрицательных, социально-правовых явлений, а именно антиобщественных и противоправных деяний, совершенных лицами не достигшими 18 - летнего возраста. Появляется проблема, а как же остановить малолетних нарушителей. Отчасти возможно это сделать при помощи определенных профилактических мероприятий, ведь профилактика - это не только ликвидация негативных обстоятельств, но и стимулирование различных позитивных процессов социальной жизни общества. Конечно, в случае подростковой преступности необходим другой подход, нежели в случае с взрослыми людьми. Необходимо учитывать психические и биологические особенности подростка, связанные с периодом полового созревания, и, конечно, политика защиты несовершеннолетних от криминального влияния и вовлечения их в преступную деятельность должна соответствовать идее справедливости, а сама защита обращена к гуманному отношению к подрастающему поколению. Благополучие подростков - это благополучие общества.
Целью работы с подростками является определение основных причин правонарушений среди несовершеннолетних и создание условий для их профилактики.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
1. Изучить понятие правонарушение, выявить виды правонарушений, раскрыть причины правонарушения;
2. Разработать анкету и провести анкетирование, целью которой станет выявление знания правового статуса опрашиваемого подростка;
3. Проанализировать результат анкетирования;
4. Предложить ряд мероприятий для повышения правовой грамотности подростков.
Объект исследования стали подростки 8х классов в возрасте 14-15 лет.
Предмет исследования – правонарушения, которые совершают подростки и их профилактика.
Теоретическая значимость заключается в систематизации научных знаний по теме работы. Уточняются такие понятия как правонарушения, проступок, преступление, раскрываются основные виды преступности несовершеннолетних в России.
Практическая значимость заключается в том, что материалы данной работы и реализация предложенных программ в профилактике несовершеннолетних будут способствовать повышению уровня правовой грамотности подростков.
Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.
Главная причина возникновения и существования детской преступности связана с тем, что дети оказываются на улице. Это прямое следствие безнадзорности. Дальше за их воспитание берется улица: хочешь есть - укради. Кража - самый распространенный вид детских преступлений. За кражами идет и грабеж, когда тихо украсть нет возможности, а за грабежом убийства. У несовершеннолетних еще не работают тормоза, и наибольшая жестокость присуща преступлениям, совершаемым детьми, они не могут отдавать себе отчет, что они делают. К тому же, будучи обиженными на весь мир, все свои комплексы они вымещают на жертве.
Так что же такое правонарушение?
Правонарушение — это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых и подростков.
Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).
Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими.
Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категориям тяжести.
В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско - правовую.
Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный и продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, то есть создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей: выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста, использование возможностей ученического самоуправления, вовлечение в проведение школьных мероприятий, работа с неблагополучными семьями (таблица 1).
Таблица 1. Мероприятия проводимые в Лицее
Название мероприятия
Класс
Что проводилось
Школа профилактики
8
Старший инспектор ОДН ОП-3 МУ МВД РФ Братское, майор полиции Ежова Е.А. встретилась с учащимися 8. Серьезный разговор затрагивал вопросы профилактики терроризма и экстремизма в подростковой среде. Елена Александровна познакомила ребят с содержанием некоторых статей УК РФ, привела примеры, разъяснила, какие меры наказания применяются к подросткам в случае правонарушений.
Единство многообразия. Информационная безопасность в сети интернет
8
Создание памятки для размещения на сайте N – правил интернет-безопасности для детей
Неделя правовых знаний
8
Проводились игры на данную тематику, а также классные часы
Всемирный день борьбы со СПИДом
8
Повышение осведомленности учеников об эпидемии СПИДа, вызванной распространение и ВИЧ-инфекции.
Неделя профилактики употребления табачных изделий Мы за чистые легкие!
8
Проводился классный час у учеников. Учащиеся рисовали плакаты на данную тематику.
Неделя профилактики Железная дорога – зона повышенной опасности
8
В учебное учреждение приходил инспектор железной дороги и проводил беседу с учениками.
Неделя профилактики экстремизма в подростковой среде Единство многообразия
8
Проводились классные часы, беседы школьного психолога с учениками.
Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.
Выделяют следующие стадии отклоняющегося поведения подростков:
– неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;
– порицаемое поведение – поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);
– предпреступное поведение – поведение, несущее в себе зачатки криминального поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);
– противоправное или преступное поведение – поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.
Для выявления проблемы была разработана анкета, где помимо выяснения уровня знаний учащихся о своем правовом статусе, мы интересовались причинами, которые толкают подростков на совершение правонарушения, а также правонарушениями, которые наблюдают, либо совершают подростки в повседневной жизни.
В анкете были представлены следующие вопросы:
1)Ваш возраст (количество полных лет): _______________
Ваш пол: А) мужскойБ) женский
2) Знаете ли Вы свои права и обязанности?
а) знаю и права, и обязанности;
б) знаю только права, об обязанностях не задумывался;
в) знаю только обязанности, о правах не задумывался;
г) не знаю ни прав, ни обязанностей, считаю, что мне это не нужно;
д) не знаю, но хотел бы узнать.
3) Совершали ли Вы какие-либо правонарушения? Если да, то осознавали ли вы свою ответственность?
А) совершал\а, осознавал\а
Б) совершал\а, не осознавал\а
В) не совершал\а
4) Как Вы думаете, какие причины могут толкнуть на совершение правонарушения? (возможны несколько вариантов ответа)
А) семейная ситуация;
Б) плохая компания;
В) особенности характера;
Г) непредвиденная ситуация;
Д) осознание безнаказанности.
5) Источники информации:
А) мероприятия в Лицее
Б) интернет
В) СМИ
Анкетирование проводилось среди подростков 14-15 лет. В опросе приняли участие 46 подростка 8-х классов в возрасте 14-15 лет. Опросник был создан на популярной среди подростков платформе Google Формы — онлайн-сервис для создания форм обратной связи, онлайн-тестирований и опросов.
Анализируя результаты анкетирования, мы выяснили, что большинство опрашиваемых юношей и девушек знают как свои права, так и обязанности 14 человек (30,43%), но вместе с этим присутствует небольшой процент тех, кто не знает своих прав и обязанностей (10 человек -21,73%), и хотел бы узнать о них 12 человек (26,08%) (рис.2). Опрос показал, что основной причиной является плохая компания (рис.3) и большинство ребят более 70% не совершали правонарушения (рис. 4.).
Рисунок 2. Знаете ли Вы свои права и обязанности
Рисунок 3. Основные причины совершения правонарушений
Рисунок 4. Совершали ли Вы какие-либо правонарушения?
Также более 50% считают, что основными источниками информации о профилактики правонарушений служат СМИ и интернет, ведь именно через эти средства информации нам пытаются донести, что правонарушения несовершеннолетних есть везде, и что можно легко оставаться безнаказанным (рис.5).
Рисунок 5. Источники информации
Но очень радует, что 100% считают, что совершения преступлений отрицательно сказывается на судьбе подростков.
Обобщая перечисленные выше проблемы, мы приходим к выводу, что профилактика правонарушений несовершеннолетних в образовательных учреждениях, требует пристального внимания к проблеме не только учителей и родителей.
В качестве профилактической работы с подростками предлагается в течение учебного года проведение профилактической площадки на базе Лицея №1. В рамках данной площадки предлагается проведение трех программ:
Профилактическая программа развития несовершеннолетних ШКОЛА ПРАВА, которая позволит познакомить обучающихся с основами гражданского и семейного права, с Конституцией РФ, другими важными законами России, с нормами, принятыми в обществе. Сформировать твердую гражданскую и нравственную позицию, помочь в развитии правосознания, самоопределении, профессиональном определении. Сформировать у подростков умения, навыки и привычки правомерного поведения.
Профилактическая программа ТВОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ, данная программа позволит снизить риск противоправных поступков путем рассмотрения мотивов и возможных альтернатив. Развить навыки уверенного поведения подростков.
Программа правового воспитания ПОДРОСТОК И ЗАКОН, которая расширит правовые знания у подростков, поможет сформировать негативное отношение к противоправному поведению.
Профилактическое воспитание несовершеннолетних в лицее целесообразно реализовывать через формальные (включение профилактического воспитания в общеобразовательные программы, реализуемые лицеем) (таблица 1) и неформальные (патриотические мероприятия, конференции, экскурсии, различные формы внеучебной практики) способы воспитания. Основной предполагаемый результат заключается в том, что личность, наделенная знаниями об профилактических мерах, не будет осуществлять противоправные действия, а наоборот будет бороться с ними.
В ходе работы была проанализирована динамика выявленных преступлений несовершеннолетними (на 100 тыс. человек по Иркутской области приходится 1тыс. правонарушений на долю подростков) (рис.1), а также построены основные диаграммы по результатам анкетирования учащихся. Предлагается проводить мероприятия в течение учебного года в виде площадки, которая помогла бы находить пути решения и противодействия негативно сложившимся нормам, а также способствовала бы формированию неприятия противоправных действий у несовершеннолетних.
По результатам работы с обучающимися, был разработан продукт в виде информационного стенда в Уголок класса (рис.6), который позволит повысить уровень знаний правовой ответственности подростков и познакомит с телефонами необходимыми в сложной жизненной ситуации.
Рисунок 6. Информационный стенд в класс
Список используемых источников
Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://crimestat.ru/
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon [Электронный ресурс]
http://5psy.ru/obrazovanie/mladshii-podrostkovyi-vozrast-osobennosti.html [Электронный ресурс]
Понятие и виды преступности несовершеннолетних. [Электронный ресурс]. URL: https://u4isna5.ru/doklad/84-2012-03-25-12-44-22/651-2012-04-05-05-50-16 (дата обращения: 27.01.2022).
Проблема преступности несовершеннолетних в современном обществе. [Электронный ресурс]. URL: https://studbooks.net/935172/pravo/vidy_prestupleniy_nesovershennoletnih (дата обращения: 27.01.2022).
1
HYPER13PAGE HYPER15
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств