Современные технологии, методы и формы на пути решения проблем развития двигательной активности детей раннего возраста
Современные родители больше обеспокоены интеллектуальным развитием и меньше содействуют их физическому развитию. Как правильно организовать жизнь малыша в детском саду и семье в раннем возрасте, развивать его двигательную активность, задача не из простых и волнует каждого педагога.
Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым. По мнению психологов, маленький ребенок — деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях.
Учитывая мнение физиологов, гигиенистов, врачей, психологов и педагогов, Валентина Андриановна Шишкина кандидат педагогических наук привела формулу Движение + Движения = Здоровый, Умный малыш. Педагоги МБДОУ детский сад №4 эту формулу взяли себе на заметку, так как это мнение очень схоже с мнением Л.В. Волошиной, Т.В Куриловой: «Работа мышц, есть работа мозга» и представлено в программе «Физическое развитие детей третьего года жизни» которую мы реализуем в своей работе. Компонентами нашей формулы, способствующей активной работе мышц и мозга у детей раннего возраста являются современные технологии, которые и лежат в основе программ, реализуемых в ДОО
Основная идея технологии Волошиной – вызвать устойчивый интерес к играм с элементами спорта, народным играм. В основе технологии лежат русские национальные традиции, сезонные явления, инициирование предметных действий со спортивным инвентарем, природным материалом и народными игрушками, героями русских народных сказок «Петрушка», «Матрешка», «Мишка», «Зайчик» и др. Данная технология реализуется не только в рамках занятий, но и в режимных моментах.
В ходе проведения занятий мы включаем такой компонент как «самостоятельная двигательная деятельность», что предоставляет возможность каждому ребенку выбрать вид движения и действовать индивидуально в своем темпе. Для организации самостоятельной двигательной деятельности мы используем переносной мобиль. Если основной вид движений предполагает прыжки, педагог на мобиле, для выбора и учета интересов детей размещает картинки лошадок и зайчиков. Если предполагается равновесие, на мобиле размещается картинка мостика и тропинки. Чтобы ребята попробовали разные виды основных движений, детям предлагают показать персонажу, что все могут пройти и по ровному мостику, и по извилистой дорожке, поскакать и как зайчики и как лошадки. Детям раннего возраста сложно сделать свой выбор, поэтому две картинки вполне достаточно. По мере того как дети освоят выбор из двух видов движений, можно добавлять и третью картинку для выбора. Все индивидуально и зависит от освоения двигательных навыков детей и от творчества педагога.
Однако, необходимо помнить, что самостоятельная двигательная деятельность в раннем возрасте должна проходить под наблюдением взрослого или при непосредственном его участии.
Одним из средств развития движений, а также удовлетворения двигательной активности детей раннего возраста является народная педагогика. Комбинаторика специальных приемов для создания игровой мотивации предлагаемых Л.Н. Волошиной и материнского фольклора, привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Использование потешек, поговорок, пестушек, дают возможность играть с погремушками, развеселить Матрешку, отправиться в гости с Петрушкой к белочке и зайцу. Материнский фольклор сочетает в себе слово, образ и действие.
Использование его при проведении утренней разминки, гимнастики после сна, занятиях, подвижных играх способствуют формированию двигательных умений и навыков, а также развитию внимания, памяти, воображения, формированию личностных качеств.
Мы часто сталкиваемся с малоподвижными детьми. Они часто вялы, пассивны, быстро устают. Особенно это сильно проявляется в период адаптации. Во время утреннего приема дети не хотят расставаться с родителями, многие плачут. Используя прием «Вот корзинка, спряталась слезинка!» равнодушных не остается. Даже стойкие «ревуны», даже те, кто не совсем уверенно держатся на ногах, бегут за мячами. Педагог подкидывает мячики проговаривает слова: - «Я подкину мячики высоко-высоко, разлетятся мячики далеко-далеко. А детки побегут и мячики мне принесут!» Содержимое может меняться, это могут теннисные мячики, воздушные шарики, мыльные пузыри, крупное конфетти. Этот прием хорошо подходит для проведения динамической паузы.
Ритмические движения, согласованные со словами и музыкальным сопровождением, это отличный инструмент в развитии двигательной активности. Ежедневно во вторую половину дня, проводятся музыкальные минутки с играми и песнями- забавами, раз в неделю - логоритмические занятия. Данные формы работы отвлекают детей от переживаний, повышают их настроение, вызывают интерес и желание играть, петь и двигаться вместе с другими дошколятами.
Представленные формы и методы позволят нам воспитать физически здоровую и развитую личность.
Салихова Гюльнара Агамирзаевна
Старший воспитатель
Молчанова Оксана Викторовна
Старший воспитатель
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат