Статья: «Использование метода песочной терапии в социализации детей с тяжелыми нарушениями речи»
«Самая лучшая игрушка для детей - куча песка!»
К. Д. Ушинский
Каждый мастер ищет свой путь, сам развивается и создает свою технику и стиль. В настоящее время песочная терапия рассматривается не только как вид искусства, но и как одно из эффективных средств социализации детей в современном мире, которое направлено на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания.
В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в данном случае с тяжелыми нарушениями речи, я использую метод песочной терапии (игры с песком, рисование песком на световом столе).
Игра с песком - это самая естественная форма деятельности детей. А дети с тяжелыми нарушениями речи особо нуждаются в песочной терапии. У них наблюдаются нарушения в речевом развитии, низкое развитие мелкой и общей моторики, неразвитость чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия, слабая эмоциональная устойчивость, более позднее формирование словесно-логического мышления, трудности приспособления к детскому коллективу. Всё это требует более глубокого подбора методов коррекционной работы с такими детьми.
При взаимодействии с песком у ребенка в первую очередь стабилизируется эмоциональное состояние. Снимается детская раздражительность, уменьшается плаксивость, возрастает позитивный настрой. Работа с песком не только успокаивает гиперактивных детей, но «оживляет» скованных, которые сложно идут на контакт. Поэтому песочная терапия является прекрасным посредником для установления контакта с ребенком. Создавая картину на столе, ребенок частично раскрывает свой внутренний мир. В данный момент появляется возможность увидеть эмоциональное состояние ребенка. Ведь не всегда ребенок может рассказать о своих трудностях, страхах, переживаниях, но это становится возможным, когда он рисует на песке. Ребенок может нарисовать любую картинку, и ничего страшного, если она не получится. Её можно просто убрать или заменить другой.
Игры с песком развивают творческие способности, воображение, образное мышление, фантазию. Для ребенка это словно сказка, в которой он становится волшебником. Здесь ребёнок может создавать свой мир, сочинять свои небылицы, истории, главным героем которых становится он сам. Проигрывая на песке ситуации из жизни, дети стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Они учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.
У большинства детей с нарушением речи выявлена недостаточная сформированность моторных функций. Занятия на песке замечательно развивают мелкую моторику. Песок благотворно влияет на тактильные ощущения, стимулирует нервные окончания на подушечках пальцев. Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние на развитие речи и ее функций. Таким образом, рисуя на световом столе можно развивать речь, что немаловажно для детей с нарушениями речи. Занятия проходят с музыкальным сопровождением и с цветовыми эффектами песочных столов. Всё это является не только средством к проявлению интереса к занятиям, но и служит сильнейшим стимулом для развития эмоционального мира ребенка.
Необходимость использования песочной терапии существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей всех психических процессов.
В конце года провожу анкетирования педагогов и родителей. По результатам анкетирования у всех детей наблюдается положительная динамика: улучшилась мелкая моторика, повысились мотивация к обучению, познавательный интерес, дети стали более собранными, значительно сократилось количество конфликтных ситуаций в группе, легче стал проходить адаптационный период, родители дома отметили стабилизацию психоэмоционального состояния ребенка.
Именно поэтому в своей работе я систематически использую песочную терапию, которая способствует гармонизации психологического здоровья детей. С моей точки зрения, это современный и результативный метод.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат