Индивидуальная тема самообразования:
«Формирование нравственных представлений и поступков у детей школьного возраста с нарушением интеллекта через внеклассные мероприятия»
Цель: Выявление эффективности внеклассной работы в формировании нравственных качеств у детей с нарушением интеллекта в школьном возрасте.
Задачи:
формировать устойчивые нравственные свойства личности школьника;
развивать навыки культурного поведения, связанные с выполнением общепринятых норм общественного порядка;
воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, чуткое, заботливое отношение к друзьям, товарищам, родным и близким.
По мнению И. С. Макаренко, нравственность – это неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения, которые находят выражение в отношении к Родине, обществу коллективу и отдельным людям, к самому себе, труду и результатам труда.
Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Понимая, что нравственное развитие ребёнка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, что оно оказывает огромное влияние на умственное развитие, на трудовую подготовку, на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов, была сформирована тема самообразования: «Формирование нравственных представлений и поступков у детей школьного возраста с нарушением интеллекта через внеклассные мероприятия»
Сущность нравственно воспитанной личности составляют знания, навыки и привычки поведения и отношения, в которые личность вступает и которые вырабатывает самостоятельно в процессе деятельности, общения и накопления опыта общественного поведения.
Считаю, что нравственное воспитание должно быть, не только тесно связано, но и пронизывать все сферы разнообразной деятельности, охватывать умственное, физическое и эстетическое формирование.
Понимая, что важным условием нравственного воспитания является организация коллективной общественно полезной деятельности, стараюсь ставить воспитанников в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого.
Формирование нравственности происходит в деятельности ребёнка. И в этом отношении нет главных и неглавных тем. Считаю, что воспитывают не только содержание, методы и организация внеклассной работы, но и та атмосфера, которая складывается на занятиях, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ребёнок, превращаясь тем самым из объекта в субъект воспитания.
Для нравственного воспитания стараюсь организовать коллективную деятельность, ставя познавательную задачу перед детьми как общую, для решения, которой нужен коллективный поиск. Нравственное воспитание будет осуществлено и в том случае, если компоненты, способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления будут включены в содержание внеклассной работы.
Через познание духовного опыта поколений дети приходят к открытию своего «я», которое неразрывно соединяет их с отчим домом, родным краем, с людьми, оказавшими влияние на их судьбу. Пробудить в ребёнке желание любить, творить добро для людей, укрепить стремление сохранять и умножать ценности, создаваемые человеком, научить восхищаться прекрасным в жизни – это одна из задач моей работы.
Планируя свою воспитательную работу, стараюсь включать обучающихся в следующие виды деятельности:
1. Общественную деятельность. Мои воспитанники принимают участие во всех общешкольных мероприятиях: День учителя, Новогодний утренник и т.д.
2. Провожу экскурсии нравственно-патриотического содержания.
Именно с этой целью были организованы экскурсии в Новокузнецкий краеведческий музей, Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского, Дом купца Фонарёва, музей-заповедник «Кузнецкая крепость», Собор Рождества Христова, Сквер имени Жукова, бульвар Героев, Новокузнецкий художественный музей, МАУ КМЦ Планетарий имени А. А. Федорова.
Также нравственное воспитание будет осуществлено в том случае, если взрослые личным примером будут способствовать воспитанию нравственности. Мною были организованы экскурсии в кондитерский цех «Бабушкино печево», в закулисье Новокузнецкого Драматического театра, в парикмахерскую «Радость» в Орджоникидзевском районе, ПДН Кузнецкого РОВД, Пожарную часть Кузнецкого района, где дети могли познакомиться с непосредственно трудовой деятельностью взрослых.
Стараюсь, чтобы вся практическая деятельность воспитанников – побуждения их к учению, создание воспитательного коллектива, организация общественно-полезной работы – в основе своей была направлена и подчинена нравственному воспитанию, формированию у детей убеждений, ответственного отношения к выполнению своих обязанностей и морального долга.
3. Большое внимание уделяю творческой деятельности.
Воспитанники моей группы с удовольствием участвуют в тематических конкурсах на лучший рисунок, плакат: «Зимняя сказка», «Не померкнет летопись Победы», «История города Новокузнецка в рисунках», «Город, который люблю», «Первоцветы», «Мир добрый к детям – 2018»,
Ребята ежегодно участвуют в областной акции «Детство без обид и унижений», городских фестивалей детского творчества: «Лучики надежды», «Звездная дорожка», «Рождественские встречи друзей». Участие и победы в таких конкурсах даёт возможность воспитанникам чувствовать себя достойными и успешными среди окружающих людей.
Приобщая воспитанников к активной творческой деятельности, я на внеурочных занятиях продолжаю формировать такие нравственные качества, как: любовь к Родине, уважение к труду, честность, бережливость, культуру поведения и многие другие.
Особое внимание уделяю культуре поведения воспитанников. Эстетика поведения включает в себя соблюдения правил личной гигиены, культуру речи, вежливость и сдержанность во взаимоотношениях с людьми, культура общения. Всё это прослеживается во всех режимных моментах.
В своей работе применяю разнообразные формы работы: это-беседа, дидактическая игра, творческие и деловые игры, игры-инсценировки, комплекс упражнений, общение с природой, что способствует расширению кругозора, воспитанию культуры общения, формированию нравственных и волевых качеств. Моя работа включает в себя не только вопросы нравственного воспитания, но и духовного здоровья.
Только человек, живущий в гармонии с самим собой и миром, будет действительно нравственно здоров.
Невозможно воспитать ребенка без личного примера. Только личный пример рождает в детях с нарушением интеллекта искреннюю заинтересованность. Нельзя говорить о добром отношении к другим и в то же время быть сердитым, раздраженным.
Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: я постоянно вношу в него свои коррективы, направленные на его совершенствование. В жизни руководствуюсь принципами, сформированными В. А. Сухомлинским и ежедневно учу этим следовать этим принципам своих воспитанников:
Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно.
Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь.
Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счёт других людей.
Воспитательная работа – дело очень непростое, а формирование духовно-нравственных ценностей кажется вообще чем-то невыполнимым. Конечно же, если воспитатель стремится достичь хоть каких-то результатов, он всю свою энергию, знания и душу должен без остатка отдавать воспитанникам. Нельзя ожидать результатов сию минуту.
Воспитание – процесс бесконечный. И всё-таки хочется верить, что систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию будет с успехом продолжаться и принесёт свои плоды. Все старания не пройдут бесследно, а позволят изменить в лучшую сторону моих воспитанников. А чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и добрее будет наше общество.
1 этап: Диагностический
Задачи: Диагностика и выявление уровня сформированности нравственных представлений и поступков у школьников.
Методы исследования:
- наблюдение;
- беседы;
- проведение диагностических методик.
2 этап: Теоритический
Задачи: Изучение теории и проблемы на педсоветах, МО, в самостоятельной работе с источниками.
Итог: накопление теоритического материалов, конспектов.
3 Этап: Практический
- участие в благоустройстве школы;
- проведение праздников и мероприятий с детьми
из других классов;
-подготовка и организация творческих выставок;
-участие в школьных, городских, районных, областных, всероссийских конкурсах;
-участие в общешкольных, городских и областных акциях;
-проведение диагностических методик;
Ориентировка работы: увеличение роста нравственных качеств, таких как честность, доброта, справедливость, взаимовыручка, сострадание в личности школьника. Повышение уровня воспитанности детей
Результат: открытое мероприятие. Выступление на заседании МО.
4 этап: Обобщающий
Задачи: Самообобщение опыта, творческие отчеты, педагогические выставки.
Итог: систематизация накопленного материала.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат