Подготовка дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
к обучению грамоте
Бабанова М.А., учитель-логопед МБОО СОШ № 4 г.о.Фрязино МО
«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее…"
В.А. Сухомлинский
Начальная школа начинается с предшкольного образования. Для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи проблема подготовки к школе особенно актуальна в связи с тем, что их развитие отличается от понятия «норма».
Проблема эффективной подготовки старших дошкольников к обучению грамоте, несмотря на наши общие усилия, остаётся достаточно серьёзной. Не секрет - настоящее время каждый 4-5-ый первоклассник испытывает трудности в процессе обучения письму, чтению.
Часть выпускников логопедических детских садов, интегрированных в массовую школу, испытывают значительные трудности в овладении процессами чтения и письма.
Кроме того, дефицит концентрации памяти и внимания, низкая работоспособность, быстрая утомляемость затрудняют обучение по основным предметам. Поэтому, проблема подготовки к обучению в школе детей с тяжёлыми речевыми нарушениями в условиях логопедического детского сада занимает одно из важнейших мест в современной логопедии, а содержание понятия “готовности к школьному обучению” является одним из актуальных.
Нередко стойкое речевое недоразвитие у детей осложняется различными неврологическими, психопатологическими синдромами.
У детей с тяжёлыми нарушениями речи отмечаются слабость мотивации, снижение потребности к речевому общению, способность действовать в рамках задания. У них наблюдается склонность к колебаниям настроения, переходы от импульсивного состояния к заторможенному.
Какие обстоятельства влияют на уровень подготовленности ребёнка к школьному обучению?
Во-первых, уровень подготовленности ребёнка к школьному обучению зависит от самого ребёнка: состояния его здоровья, обученности.
Во-вторых, уровень подготовленности ребёнка к школьному обучению зависит от психолого-педагогической компетенции семьи.
В настоящее время часть родителей делегируют свои полномочия по подготовке ребёнка в школу педагогам детского сада, различных кружков, секций. Часть – так усердствуют, перегружают ребёнка, что ему некогда поиграть, а от усталости, у него пропадает желание учиться.
В других семьях после детского сада, в выходные дни ребёнок смотрит бесконечные мультфильмы, сидит за компьютером. Здесь родители рассуждают так: «Нам некогда. Маленький ещё. Пойдёт в школу – всему научат!». В последнее время появились такие семьи, в которых родители загружены работой и не имеют возможность заниматься с ребёнком.
В-третьих, возникновение нарушений чтения и письма у первоклассника зависит и от профессиональной компетентности педагога детского сада.
Направления коррекционно-педагогической работы по подготовке к школе в нашем детском саду идет по направлениям:
Развитие речевого общения с окружающими
(со сверстниками и взрослыми). Увеличение активного и пассивного словарного запаса, развитие связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонематического строя речи.
Расширение запаса знаний и представлений об окружающем.
Развитие сенсорных функций, формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений.
Развитие кинестетического восприятия и
стереогноза
.
Развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического).
Формирование математических представлений.
Развитие ручной умелости и подготовки руки к овладению письмом.
Формирование коммуникативной функции
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников основано на нескольких особенностях личности дошкольника: желании вступить во взаимодействие, способности слышать и сопереживать собеседнику, разрешать сложные вопросы взаимодействия, владеть правилами эффективного общения.
Коррекция звукопроизношения
Успешная коррекционно-логопедическая работа осуществляется в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и неречевые процессы. Эффективность логопедической работы в значительной мере определяется соблюдением общепедагогических и специальных коррекционных условий.
Развитие фонематического восприятия
Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произношение. Кроме того, нарушение фонематического восприятия не даёт возможности детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом.
Формирование слоговой структуры
Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации.
Расширение и активизация словаря
Нарушения формирования лексики у детей с ТНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.
Формирование и развитие грамматического строя речи
Грамматический строй русского языка довольно сложен, и для успешного овладения им большое значение имеет активная речевая практика и образец правильной речи педагогов и родителей
Развитие связной речи
Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний.
Выделяются следующие критерии связности речи: смысловые связи между частями рассказа, логические и грамматические связи между предложениями, связь между частями (членами) предложения и законченность выражения мысли говорящего.
Высшей планкой развития монологической речи является творческое рассказывание, наиболее сложное среди всех ее видов.
Подготовка к обучению грамоте. Звуковой и слоговой анализ и синтез.
Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами родного языка, а с его звуками. Такой подход оправдан тем, что без представления о количестве и порядке звуков в слове ребенок не сможет правильно писать, а назвав по порядку буквы, но не умея соединить вместе соответствующие им звуки, не овладеет чтением.
Пространственно-временные представления
При формировании умения определять пространственное положение и направление движения составляются грамматические конструкции, выражающие отношения между предметами. Детей необходимо научить понимать значение вопросительных и пространственных наречий и предлогов, правильно употреблять их, устанавливать связи между предметом и его действием.
Поскольку время − чрезвычайно трудная для познания ребенком сфера действительности, в процессе работы использовать самые различные способы и средства его «материализации»: картинки, модели, символы-знаки, календари и такие приборы для измерения времени, как песочные часы, секундомер, часы-конструктор, другие виды часов.
Уровень речевого развития ребёнка, готового обучаться в школе
Ребёнок должен: правильно произносить все звуки родного языка; уметь определять место звука в слове (начало, середина, конец); делить слова на слоги и составлять слова из слогов; иметь представление о предложении; уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже; подбирать синонимы и антонимы; использовать разные способы образования слов; пересказывать знакомые сказки и рассказы; составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).
Если хотите помочь ребёнку, то не забывайте, что
ничего не делается по мановению волшебной палочки, нужно время, терпение и система;
родители, учителя и специалисты должны работать
вместе
;
необходимо
систематически
выполнять
задания специалистов;
помните, ребёнок не виноват в своих проблемах! Он пока просто не может писать и читать лучше.
Ему надо помочь!
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат