Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Подготовка дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи к обучению грамоте. Работа №51375

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Подготовка дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи к обучению грамоте
Работа:

Подготовка дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

к обучению грамоте

Бабанова М.А., учитель-логопед МБОО СОШ № 4 г.о.Фрязино МО

«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее…" 

В.А. Сухомлинский

Начальная школа начинается с предшкольного образования. Для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи проблема подготовки к школе особенно актуальна в связи с тем, что их развитие отличается от понятия «норма».

Проблема эффективной подготовки старших дошкольников к обучению грамоте, несмотря на наши общие усилия, остаётся достаточно серьёзной. Не секрет - настоящее время каждый 4-5-ый первоклассник испытывает трудности в процессе обучения письму, чтению.

Часть выпускников логопедических детских садов, интегрированных в массовую школу, испытывают значительные трудности в овладении процессами чтения и письма.

Кроме того, дефицит концентрации памяти и внимания, низкая работоспособность, быстрая утомляемость затрудняют обучение по основным предметам. Поэтому, проблема подготовки к обучению в школе детей с тяжёлыми речевыми нарушениями в условиях логопедического детского сада занимает одно из важнейших мест в современной логопедии, а содержание понятия “готовности к школьному обучению” является одним из актуальных.

Нередко стойкое речевое недоразвитие у детей осложняется различными неврологическими, психопатологическими синдромами.

У детей с тяжёлыми нарушениями речи отмечаются слабость мотивации, снижение потребности к речевому общению, способность действовать в рамках задания. У них наблюдается склонность к колебаниям настроения, переходы от импульсивного состояния к заторможенному.

Какие обстоятельства влияют на уровень подготовленности ребёнка к школьному обучению?

Во-первых, уровень подготовленности ребёнка к школьному обучению зависит от самого ребёнка: состояния его здоровья, обученности.

Во-вторых, уровень подготовленности ребёнка к школьному обучению зависит от психолого-педагогической компетенции семьи.

В настоящее время часть родителей делегируют свои полномочия по подготовке ребёнка в школу педагогам детского сада, различных кружков, секций. Часть – так усердствуют, перегружают ребёнка, что ему некогда поиграть, а от усталости, у него пропадает желание учиться.

В других семьях после детского сада, в выходные дни ребёнок смотрит бесконечные мультфильмы, сидит за компьютером. Здесь родители рассуждают так: «Нам некогда. Маленький ещё. Пойдёт в школу – всему научат!». В последнее время появились такие семьи, в которых родители загружены работой и не имеют возможность заниматься с ребёнком.

В-третьих, возникновение нарушений чтения и письма у первоклассника зависит и от профессиональной компетентности педагога детского сада.

Направления коррекционно-педагогической работы по подготовке к школе в нашем детском саду идет по направлениям:

Развитие речевого общения с окружающими

(со сверстниками и взрослыми). Увеличение активного и пассивного словарного запаса, развитие связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонематического строя речи.

Расширение запаса знаний и представлений об окружающем.

Развитие сенсорных функций, формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений.

Развитие кинестетического восприятия и

стереогноза

.

Развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического).

Формирование математических представлений.

Развитие ручной умелости и подготовки руки к овладению письмом.

Формирование коммуникативной функции

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников основано на нескольких особенностях личности дошкольника: желании вступить во взаимодействие, способности слышать и сопереживать собеседнику, разрешать сложные вопросы взаимодействия, владеть правилами эффективного общения.

Коррекция звукопроизношения

Успешная коррекционно-логопедическая работа осуществляется в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и неречевые процессы. Эффективность логопедической работы в значительной мере определяется соблюдением общепедагогических и специальных коррекционных условий.

Развитие фонематического восприятия

Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произношение. Кроме того, нарушение фонематического восприятия не даёт возможности детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. 

Формирование слоговой структуры

Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации.

Расширение и активизация словаря

Нарушения формирования лексики у детей с ТНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.

Формирование и развитие грамматического строя речи

Грамматический строй русского языка довольно сложен, и для успешного овладения им большое значение имеет активная речевая практика и образец правильной речи педагогов и родителей

Развитие связной речи

Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний.

Выделяются следующие критерии связности речи: смысловые связи между частями рассказа, логические и грамматические связи между предложениями, связь между частями (членами) предложения и законченность выражения мысли говорящего. 

Высшей планкой развития монологической речи является творческое рассказывание, наиболее сложное среди всех ее видов.

Подготовка к обучению грамоте. Звуковой и слоговой анализ и синтез.

Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами родного языка, а с его звуками. Такой подход оправдан тем, что без представления о количестве и порядке звуков в слове ребенок не сможет правильно писать, а назвав по порядку буквы, но не умея соединить вместе соответствующие им звуки, не овладеет чтением.

Пространственно-временные представления

При формировании умения определять пространственное положение и направление движения составляются грамматические конструкции, выражающие отношения между предметами. Детей необходимо научить понимать значение вопросительных и пространственных наречий и предлогов, правильно употреблять их, устанавливать связи между предметом и его действием.

Поскольку время − чрезвычайно трудная для познания ребенком сфера действительности, в процессе работы использовать самые различные способы и средства его «материализации»: картинки, модели, символы-знаки, календари и такие приборы для измерения времени, как песочные часы, секундомер, часы-конструктор, другие виды часов.

Уровень речевого развития ребёнка, готового обучаться в школе

Ребёнок должен: правильно произносить все звуки родного языка; уметь определять место звука в слове (начало, середина, конец); делить слова на слоги и составлять слова из слогов; иметь представление о предложении; уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже; подбирать синонимы и антонимы; использовать разные способы образования слов; пересказывать знакомые сказки и рассказы; составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).

Если хотите помочь ребёнку, то не забывайте, что

ничего не делается по мановению волшебной палочки, нужно время, терпение и система;

родители, учителя и специалисты должны работать

вместе

;

необходимо

систематически

выполнять

задания специалистов;

помните, ребёнок не виноват в своих проблемах! Он пока просто не может писать и читать лучше.

Ему надо помочь! 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×