Дата публикации:
07.12.2022
Автор:
Попова Ирина Владимировна
Название работы:
Развитие интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста
средствами театрализованной деятельности.
Работа:
Формирование правильной речи детей является одним из приоритетных направлений в работе детского сада, поэтому я постоянно ищу и совершенствую методы и приемы развития речи своих детей.
Одним из любимых детьми занятий в нашей группе являются театрализованные игры и инсценирование русских народных сказок. При подготовке к театрализации, к выступлениям на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях, я постоянно сталкиваюсь с проблемой монотонности и невыразительности детской речи. Для решения этой проблемы я решила использовать средства театрализованной деятельности, которые являются наиболее эффективными в формировании выразительности детской речи. Использование знакомых и любимых сказок, предоставляет возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании. Развитие выразительности речи дошкольника – важнейшая часть его психического развития, развития мышления. Одним из типов выразительности речи является интонационная выразительность. Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми.
Выразительная речь обладает разнообразными интонационными характеристиками: Интенсивность произнесения – это степень ослабления или усиления голоса. Просодика –включают в себя: ритм, мелодику, темп, интенсивность, тембр. Мелодика – это движение голоса по высоте. Благодаря наличию гласных звуков, речь приобретает нежность, гибкость, певучесть. Интонация выражает эмоциональные оттенки речи. Темп – это скорость высказывания в речи. Фразовое ударение – это выделение голосом группы слов. Логическое ударение – это выделение голосом отдельных слов. Ритм – это эмоционально-экспрессивная речевая окраска, с помощью которой можно выразить печаль, досаду, радость. Следовательно, при интонационной поддержке, речевая выразительность обеспечивается с помощью умения повышать и понижать тон голоса, уменьшать и усиливать его громкость, замедлять и ускорять темп речи, употреблять паузы, выделить голосом отдельные слова или группы слов, придать голосу эмоционально-экспрессивный окрас.
В процессе обучения старшего дошкольника нормам и правилам родного языка, педагогическая речь приобретает особое значение, так как ребенок осваивает язык по подражанию, перенимая от окружающих стиль, тон, словарь и манеру разговора. Поэтому речь взрослого является для ребенка образцом употребления языковых средств. Воспитателю необходимо всегда акцентировать внимание на выразительной стороне собственного рассказа. В случае увлеченного рассказа взрослым, дошкольники слушают сказки, затаив дыхание. Ребенок обязательно должен видеть лицо рассказчика, что бы уловить его мимику и эмоции. Особое внимание необходимо уделить театрализованным играм с разнообразными ролевыми действиями и сюжетным замыслом. Ведущая роль в таком виде игры принадлежит воспитателю, а дети выступают в роли зрителей. На этом этапе речь воспитателя послужит детям как образец для подражания. Они должны постараться прочувствовать интонации, особенно те, которые построены на контрастах. Интонация является главным элементом выразительности.
Основной задачей является не только понимание речевой выразительности, но и активное употребление основных средств выразительности. Работа по развитию речевой выразительности, должна вестись на всех занятиях и быть включена во все режимные моменты, начиная с момента прибытия ребенка в детский сад и до его ухода домой. Таким образом, речевая выразительность является чрезвычайно важным аспектом для развития ребенка.
Скачать работу
Одним из любимых детьми занятий в нашей группе являются театрализованные игры и инсценирование русских народных сказок. При подготовке к театрализации, к выступлениям на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях, я постоянно сталкиваюсь с проблемой монотонности и невыразительности детской речи. Для решения этой проблемы я решила использовать средства театрализованной деятельности, которые являются наиболее эффективными в формировании выразительности детской речи. Использование знакомых и любимых сказок, предоставляет возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании. Развитие выразительности речи дошкольника – важнейшая часть его психического развития, развития мышления. Одним из типов выразительности речи является интонационная выразительность. Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми.
Выразительная речь обладает разнообразными интонационными характеристиками: Интенсивность произнесения – это степень ослабления или усиления голоса. Просодика –включают в себя: ритм, мелодику, темп, интенсивность, тембр. Мелодика – это движение голоса по высоте. Благодаря наличию гласных звуков, речь приобретает нежность, гибкость, певучесть. Интонация выражает эмоциональные оттенки речи. Темп – это скорость высказывания в речи. Фразовое ударение – это выделение голосом группы слов. Логическое ударение – это выделение голосом отдельных слов. Ритм – это эмоционально-экспрессивная речевая окраска, с помощью которой можно выразить печаль, досаду, радость. Следовательно, при интонационной поддержке, речевая выразительность обеспечивается с помощью умения повышать и понижать тон голоса, уменьшать и усиливать его громкость, замедлять и ускорять темп речи, употреблять паузы, выделить голосом отдельные слова или группы слов, придать голосу эмоционально-экспрессивный окрас.
В процессе обучения старшего дошкольника нормам и правилам родного языка, педагогическая речь приобретает особое значение, так как ребенок осваивает язык по подражанию, перенимая от окружающих стиль, тон, словарь и манеру разговора. Поэтому речь взрослого является для ребенка образцом употребления языковых средств. Воспитателю необходимо всегда акцентировать внимание на выразительной стороне собственного рассказа. В случае увлеченного рассказа взрослым, дошкольники слушают сказки, затаив дыхание. Ребенок обязательно должен видеть лицо рассказчика, что бы уловить его мимику и эмоции. Особое внимание необходимо уделить театрализованным играм с разнообразными ролевыми действиями и сюжетным замыслом. Ведущая роль в таком виде игры принадлежит воспитателю, а дети выступают в роли зрителей. На этом этапе речь воспитателя послужит детям как образец для подражания. Они должны постараться прочувствовать интонации, особенно те, которые построены на контрастах. Интонация является главным элементом выразительности.
Основной задачей является не только понимание речевой выразительности, но и активное употребление основных средств выразительности. Работа по развитию речевой выразительности, должна вестись на всех занятиях и быть включена во все режимные моменты, начиная с момента прибытия ребенка в детский сад и до его ухода домой. Таким образом, речевая выразительность является чрезвычайно важным аспектом для развития ребенка.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств