Патриотизм. Проблема патриотизма у современной молодежи
Работа посвящена актуальной во все времена проблеме воспитания гражданина и патриота; раскрыты предпосылки становления проблемы гражданско-патриотического воспитания молодежи. Проведен анализ позиций ученых на сущность понятия патриотизм как компонента гражданственности.
Ключевые cлова: патриотизм, гражданственность, гражданское воспитание, патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание.
В условиях развёртывающихся глобализационных процессов в современном мире, денационализации общественных отношений, проблема патриотизма становится одной из самых актуальных проблем любого социума. На постсоветском пространстве эта актуальность усиливается переходным характером социального транзита и девальвацией основных принципов жизнедеятельности, присущих прежнему обществу. Кроме этого здесь широкое распространение получили националистические движения, которые умело используют патриотическую терминологию для расширения круга своих приверженцев.
Что же такое патриотизм? В большинстве изданий справочного типа патриотизм (от греч. patris – родина) определяется как любовь к родине, своему народу[1, с. 765]. С одной стороны, это политический принцип, с другой – социальное чувство, содержанием которого является гордость за своё отечество, его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам общества. Это одно из наиболее глубоких чувств, которое формировалось на протяжении веков и тысячелетий у представителей разных племён, этносов, народов как приверженность родной земле, языку, традициям предков. С возникновением наций и национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания с доминированием идеи национальных интересов.
Ценный аналитический материал, накопленный в трудах отечественных и зарубежных исследователей, позволяет определить патриотизм как одну из базовых составляющих национального самосознания, 3 нравственно-политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, проявляющаяся в активной социальной деятельности на благо родины.
Воспитание гражданственности и патриотизма одно из условий подготовки людей, способных возродить дух нации и развить идею государственности, обращенную к человеку. Вопросы гражданско-патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества.
После 1917 г. в России вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи приобрели особую актуальность и новое содержание. Изменение идеологии и определение целей коммунистического воспитания нашли отражение в работах ученых того времени. Многие государственные деятели, касаясь вопросов воспитания, подчеркивали важность развития у молодежи любви к Родине, советского патриотизма на основе знакомства детей с родной страной, с историей народа, его культурой и активного их участия в общественно-трудовой жизни страны.
В период после Великой Отечественной войны проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения приобретает особое значение. Это связано с тем, что патриотические настроения особенно отчетливо проявляются в трудные времена развития страны, трудности войны и восстановления послевоенного периода привели к массовым проявлениям героизма и трудового патриотизма советских людей. Отметим, однако, что все проблемы решались на основе партийных и правительственных решений, с учетом идей социализма и коммунизма.
Особое значение при изучении вопросов гражданско-патриотического воспитания этого периода имеют труды В.А. Сухомлинского[2, с. 148], который считал, что школа должна воспитывать молодежь в стремлении к самоотверженному служению на родине, к активному труду и общественной деятельности. «Гражданство - это корень убеждений, мыслей, чувств и человеческих действий» [3]. Среди работ 50-60, посвященных этой проблеме, труды И.С. Марьенко В.А. Сластенин М.А. Терентий и соавт.
70-80 годы характеризуются развитием различных аспектов гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Авторы многочисленных исследований рассматривают проблемы взаимосвязи гражданского и патриотического воспитания с другими областями воспитательной работы, определяют эффективность гражданско-патриотического воспитания молодежи разных возрастов, возможности различных видов деятельности.
Гражданство подпитывается патриотизмом, его российской интеллектуальной и психической спецификой. Гражданин имеет ряд прав и обязанностей. Патриот чувствует любовь к своей родине, а гражданин знает свои обязанности перед ним. В этой интерпретации гражданство объединяет универсальные духовные ценности: высокий порядок души и чувств, социальную направленность мыслей [4, с. 214].
В конце двадцатого века гораздо меньше внимания уделяется проблеме гражданско-патриотического воспитания молодежи в связи с изменением политических и экономических ориентаций в развитии страны и, как следствие, с изменением концептуальных основ образования молодых поколений [5].
Сегодня проблема патриотического воспитания в Российской Федерации достаточно актуальна. По мнению ученых, постепенная утрата традиционного русского патриотического сознания стала более заметной в последние годы. Вопросы воспитания патриотизма являются спорными, они являются предметом оживленной дискуссии в обществе. «Правительство завершает национальную патриотическую образовательную программу», - пишет В. Костиков. Они будут обучать до 2020 года. Предыдущие программы не дали желаемых результатов, и нынешний уровень патриотизма был признан неудовлетворительным. Действительно, известно, что люди, особенно молодежь, не воспринимают высших чиновников по патриотизму. Разработчики новой программы утверждают, что «патриотизм не стал объединяющей основой общества» и требует 2 миллиарда рублей [6, с. 4].
Российские социологи бьют тревогу: «В последние годы, осознавая растущее отчуждение населения от государства, околовластные идеологи всё более настойчиво предлагают вернуться к мобилизационной, военнооборонительной версии патриотизма. Официальная пропаганда немало усилий приложила для воскрешения державного и советского военизированного патриотизма… Очевидны стремления идеологов правящего режима синтезировать державно-военизированную форму патриотизма, превратив её в доминанту массового сознания. Околовластные идеологи продолжают облучать общество в духе советских традиций упрощённо-патриотическими идеологемами и немало преуспели» [7, с. 142-151]. А С.А. Денисов прямо заявляет, что бюрократическое «государство, пытается сохранить экономическое, политическое и идеологическое господство административного класса над обществом», и усиленно эксплуатирует державную компоненту патриотизма через контролируемые средства массовой информации[8, с. 518].
Всё это вызывает социальную напряжённость, подрывает уважение граждан к существующим политическим институтам, порождает разочарование и не может не сказываться на формировании общественно-политического согласия в российском обществе, в конечном счёте на патриотическом воспитании.
Оценивая сложность и непоследовательность современного этапа развития современной России, ученые подчеркивают необходимость достижения национальной гармонии, адекватного понимания таких либеральных ценностей, как свобода, равенство возможностей, справедливость социальные, права человека и т. д. Патриотические тенденции к гражданскому воспитанию населения страны, при условии развития гражданского общества и верховенства закона.
Население, особенно молодежь, нуждается в жизненно важных стимулах. Это может быть возможность получить хорошее образование, присоединиться к культуре высокого уровня, найти престижную работу и сделать карьеру. Подстрекательством может стать цивилизационная привлекательность страны - ее культурное и гражданское устройство, состояние политической культуры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Большая Российская энциклопедия. В 35 т. – Т. 25. – М.: Большая Российская энциклопедия. – 2014. – 765 с.
Сухомлинский В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы сельской школы [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М.:
Учпедгиз
, 1959. - 148 с.
Сухомлинский В.А. Но гражданином быть обязан [Текст] / В.А. Сухомлинский // Неделя (еженедельник). - 1974. - 4-10
нояб
.
Гревцева
, Г.Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин [Текст]:
дис
. ... канд.
пед
. наук / Г.Я.
Гревцева
. - Челябинск: ЧГПУ, 1998. - 214 с.
Мельников А
.П. Патриотизм как социально-политический феномен в жизни современного общества // ЭБ БГУ: Общественные науки: Политика и политические науки. 2017. // http://elib.bsu.by/handle/123456789/184366
Костиков, В. Заплутавшие в белых берёзах. Хотят ли люди знать правду о своей стране?
/
В.Костиков
//Аргументы и факты
. – 2015. – 15 декабря. – С 4.
Магарил, С.А. Смыслы патриотизма – исторические трансформации /С.А. Магарил //Социологические исследования. – 2016. – № 1. – С. 142 – 151.
Денисов, С.А. Неконституционное правовое сознание служилой интеллигенции в современной России /С.А. Денисов // Жизненный мир научно-технической и социально-гуманитарной интеллигенции: общее и особенное /РГГУ. Социолог. фак-т. Центр социолог. исследований. Под общей ред. Ж.Т.
Тощенко
. Редактор – составитель М.С. Цапко; М.: РГГУ, 2015. – 518 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат