Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада. Работа №51500

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада
Работа:

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада

Одним из актуальных вопросов современности является гендерное воспитание детей. Происходящие изменения в современном мире приводят к разрушению традиционных моральных ценностей мужского и женского поведения, в связи с этим воспитание детей с учетом гендерной принадлежности является приоритетным.

В переводе с английского языка гендер обозначает «род» или «пол». Но это не только обозначение различий между девочками и мальчиками. В отличие от понятия «пол», которое отвечает только за биологические функции человека, гендер – это «социальный пол» индивида. Он не даётся с рождения, но формируется в процессе культурного становления личности и воспитания.

Основы гендерных взаимоотношений закладываются ещё в детстве. Дошкольный возраст в жизни ребенка – особый период. В это время формируются основы умственного, нравственного и физического развития. Рождаясь с определённым биологическим полом, ребёнок в процессе социализации принимает гендерную роль поведения. Если в дошкольные годы не способствовать формированию соответствующих ему свойств характера, то это может привести к осложнению последствий в будущем, которые могут иметь место при безнравственном подходе.

Исследованиями психологов доказано, что к 2 годам у ребенка складывается понятие кто он, девочка или мальчик. А с 4 до 7 лет появляется осознание того, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами. Также формируется понятие принадлежности к полу, независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка. Психологи, физиологи и педагоги утверждают, что развитие гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами. Развитие гендерной устойчивости зависит от непосредственного отношения родителей к ребенку, от характера родительских установок.

Гендерное воспитание – это относительно социально контролируемый процесс развития. Поскольку в процессе общения взрослого с ребенком происходит влияние на формирование детского самосознания, то соответствующим образом, в роли взрослого следует выделить такие условия общения, в которых взрослый сообщает ребенку о его индивидуальных личностных особенностях, а также способствует формированию социальных ценностей, норм поведения, моральных устоев и побуждает ребенка оценивать себя самого, свои поступки и сравнивать их с поступками других. Развивается правильное понимание роли мужчины и женщины в обществе. Девочек учит проявлять себя, проигрывать роль матери, быть женственной, подготавливает к ведению домашнего хозяйства, закладываются планы о карьере. Мальчиков учит проявлять мужественность, опеку, оказание помощи, вырабатываются навыки тактичности.

Соответственно, задача педагогов детского сада состоит в том, как самим быть компетентным в вопросе гендерного воспитания, а также сотрудничать с родителями, оказывая им информационно-методическую поддержку. Компетентность педагогов в гендерном воспитании предполагает освоение знаний о закономерностях психологического развития, организационными и дидактическими подходами. Принимая во внимание гендерные различия мальчиков и девочек, воспитание способствует положительному развитию, так как они по-разному воспринимают мир, по-разному слышат, чувствуют, думают, переживают.

В детском саду гендерный подход может проявляться в любом процессе воспитания. Например, в музыкальной деятельности при постановке движения в танце мальчикам поручают разучивать элементы, требующие ловкости, мужской силы (пример: бравые солдаты), девочкам – разучивать плавные, изящные движения (пример: упражнения с лентами). В театрализованной деятельности гендерный подход проявляется посредством постановки спектаклей с использованием костюмов, художественного слова, музыки и танца, что позволяет овладеть традиционными понятиями о личности мужчины для мальчиков и женщины – для девочек. Также, например, в занятиях изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации) педагогам следует учитывать, что мелкая моторика рук мальчиков отстает по своему развитию от мелкой моторики рук девочек на 1,5 года. Необходимо добавить, что при оценивании результатов деятельности и поведения детей для девочек важна не только оценка, но и её интонация, в особенности, если оценивание происходит в присутствии родителей или других детей. При этом в случае мальчиков важна оценка того, что он достиг результата. Достижение новых результатов и навыков самым положительным образом влияет на его личностный рост, а также предполагает стремление к преодолению новых поставленных задач. Необходимо заметить, что усовершенствование своего результата, навыка, умения свойственно мужскому полу, что приводит к повторению одного и того же.

Одним из основных условий педагогической поддержки гендерного воспитания детей в детском саду является создание развивающей предметно-пространственной среды.

Для выполнения этой задачи развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, должна соответствовать индивидуальным, возрастным и гендерным особенностям воспитанников. Развивающая предметно-пространственная среда не только обеспечивает социально-коммуникативную, познавательную, речевую, художественно-эстетическую и физическую активность дошкольников, но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом индивидуальных, а значит и гендерных, особенностей. Внедрение гендерного воспитания детей в социальную жизнь детского сада поможет избежать подрастающему поколению осложнений, последствий и трагедий, которые могут иметь место при безнравственном подходе к будущему. Оно обеспечит овладение детьми культурой поведения в сфере взаимоотношений полов, правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения. Ведь от того, как мы воспитываем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить с учетом гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими мужчинами и женщинами они станут в дальнейшем, какими родителями будут для своих детей, насколько крепкими будут их семьи.

Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными.

Развивающая предметно-пространственная среда, как известно, - эффективное средство формирования личности ребёнка, источник его индивидуальных знаний и социального опыта. Эта среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольника, но и является основой его самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей.

Развивающая предметно-пространственная среда предполагает наличие в детском саду разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; стимулирующих игровую, коммуникативную, двигательную и познавательно-исследовательскую активность детей.

Организация педагогического процесса с учетом гендерного подхода в детском саду определяет необходимость моделирования предметно-пространственной среды, которая разделяется на игровую зону, познавательную и зону физической активности. Каждая зона определяет уголки для мальчиков и девочек, где реализуется подбор игр, формирующих представления о гендерных ролях; производится знакомство с национальными традициями и обычаями; применяется чтение художественной литературы с акцентом на характерные черты в поведении героев; проводятся беседы с детьми, в которых рассматриваются правила поведения мужчины и женщины в обществе. Гендерное воспитание направленно на оказание помощи детям в том, чтобы сгладить проблему социализации.

Рассматривая игровую деятельность, необходимо акцентировать внимание к подбору игрового оборудования для девочек и мальчиков. Следует отметить, что для мальчиков требуется больше пространства в играх, в этом виде деятельности они развиваются физически, учатся контролировать свою силовую энергию, ловкость, быстроту, а также игра является источник освобождения скопившейся энергии. Важно отметить контроль над агрессивной составляющей в момент игру, которую следует исключать. Девочки, в свою очередь, предпочитают играть на ограниченном пространстве, опираясь на ближнее зрение, например, в игре с куклами. Также важно отметить привлекательность игрового материала в виде ролевой атрибутики и его достаточного количества, с целью обеспечения «проигрывания» модели мужского и женского поведения. На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что предметно-пространственная среда, обеспечивающая функциональность, вариативность, познавательно-исследовательскую активность детей способствуют решению задач гендерного воспитания.

Следует отметить, что профессиональная компетентность педагога дошкольного образования по данному вопросу будет проявляться в готовности и способности: – не допускать разобщённости между мальчиками и девочками; – использовать разнообразные стимулы к действиям, деятельности, игре, учитывая особенности восприятия мальчиков и девочек; – предоставлять широкий спектр условий для организации и осуществления как совместной деятельности и игр мальчиков и девочек, так и их индивидуальной деятельности; – способствовать осознанию каждым мальчиком и девочкой своего собственного опыта и ощущений и т. д.

Необходимо, чтобы каждая игра в рамках гендерного воспитания имела цель развить знания детей о принадлежности к собственному полу, закрепить положительное эмоциональное отношение к собственному полу, развить гендерные представления.

Приведу в пример некоторые игры, которые могут помочь в этом:

«Чья одежда».

Оборудование: Куклы мальчика и девочки, одежда и разные аксессуары.

Задача детей определить, в какую одежду нужно одеть мальчика, а в какую- девочку. Учитывая, что некоторые предметы одежды могут одевать и мальчики, и девочки, а некоторые предназначены только кому-то одному из них.

«Имя».

Педагог называет имя, а дети должны угадать это имя мальчика или девочки. Можно загадать имена, которые имеют как мужскую, так и женскую форму (Женя, Слава, Саша).

«Собираем чемоданы».

Оборудование: картинка с двумя чемоданами, картинки с разными вещами.

Педагог просит детей представить, что папа и мама собирают чемоданы чтобы поехать в командировку. Дети выбирают из картинок, лежащих на столе предметы, которые должны быть в мамином или папином чемодане. Далее дети берут картинки и приклеивают (укладывают) на чемоданы.

Сотрудничество детского сада с родителями по вопросам гендерного воспитания подразумевает систематическую работу, главной целью которой является дать родителям знания о воспитании их ребенка, заинтересовать вопросом гендерного воспитания и тем самым способствовать пересмотру воспитательной позиции. Как правило, родители не имеют достаточных знаний о необходимости в воспитании ребенка учитывать гендерные различия. Также актуальна проблема неполной семьи, которая не даёт возможность ребенку видеть взаимоотношения родителей. Организация работы с родителями включает информационно-методическую поддержку, проведение консультаций и просветительских бесед, открытие лекториев, а также создание методических пособий.

Родителям и педагогам необходимо стараться как можно чаще читать детям сказки, где в основе сюжета затронута семейная жизнь разных персонажей, а также их взаимоотношений. После следует побеседовать с детьми о том, как они поняли прочитанное. И не нужно забывать рассказывать детям об основных различных семейных традициях и функциях семьи.

Обращаясь к отечественной истории, семья является главным институтом воспитания. Мальчикам уже с раннего детства закладывались основы мужественности, героизма, в качестве примера им приводили былинных героев, защищавших родину. Девочек в основном готовили к выполнению семейной роли матери и хозяйки. При этом первостепенную роль занимает отец, который несет ответственность в своей стратегии поведения и таким образом передает основы социальной жизни, а мать, в свою очередь, наполняет ее конкретным содержанием и заботится о процессе реализации.

Система воспитания в русских традициях, выработанная многими веками, показывает, как легко и естественным образом формировалась гендерная принадлежность. Педагогический опыт многих поколений содержит богатейшую базу народной воспитательной мудрости, которая присуща в материнском фольклоре, сказках, играх, пословицах, поговорках.

Гендерный подход формирует у детей общекультурные качества, грани которых стираются в современном обществе. Воспитание детей с учетом гендерной принадлежности обеспечивает будущее поколение полноценно развитыми людьми с традиционными моральными ценностями. Забота, чуткость, доброта, почтенное отношение к родителям и близким, уважение к противоположному полу – это те предполагаемые черты характера, результатом которых есть гендерное воспитание. Формирование гендерной принадлежности начинается с рождения и продолжается в условиях детского сада, таким образом взрослые, компетентные в вопросе гендерного воспитания, способствуют дальнейшему становлению человека в обществе.

Внедрение гендерного воспитания детей в социальную жизнь детского сада поможет избежать подрастающему поколению осложнений, последствий и трагедий, которые могут иметь место при безнравственном подходе к будущему. Оно обеспечит овладение детьми культурой поведения в сфере взаимоотношений полов, правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения.

Таким образом, на этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен иметь первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявлять уважение к своему и противоположному полу.

 

Список литературы:

Аксаева, О. В.

Гендерное

воспитание дошкольников в условиях детского сада / О. В.

Аксаева

// Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2018. – № 3(6). – С. 5-7. – EDN UUXXND.

Градусова

Л.В.

Гендерная

педагогика:

учеб

.п

особие

/ Л.В.

Градусова

. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. - 176

с

.

Никитина, С. В. Учимся поддерживать в дошкольном детстве два начала: мужское и женское / С. В. Никитина // Личность. Общество. Образование. Качество современного образования: актуальные вопросы, достижения, стратегии развития

:

Сборник статей XXII Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 25–28 марта 2019 года. – Санкт-Петербург: Ленинградский областной институт развития образован, 2019. – С. 119-125. – EDN AZERQC.

Николаева Е.Н. Раздельное обучение: за и против…//Дошкольное воспитание//- 2013 г.- №6- С.6-7.

Осадчая, И. В. Влияние детского сада на формирование

гендерной

принадлежности дошкольников / И. В. Осадчая, Ю. Е.

Навальнева

// Январские педагогические чтения. – 2019. – № 5(17). – С. 126-130. – EDN VZFXPD.

Пономарева Л.И. К вопросу о

гендерном

подходе в воспитании детей дошкольного возраста / Л.И. Пономарева // Вестник

Шадринского

государственного педагогического института. – 2014. – № 3 (23). – С. 845–847.

Радзивилова

М.А.

Гендерный

подход в воспитании дошкольников в условиях ДОУ / М.А.

Радзивилова

// Фундаментальные исследования

:

электронный журнал. – 2013. – № 2-4. – С. 453– 456.

Соловьева, О. В.

Гендерное

воспитание дошкольников в условиях детского сада / О. В. Соловьева, Н. Н. Мирзоева // Новое слово в науке: стратегии развития

:

сборник материалов Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 14 декабря 2021 года / ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "

Интерактив

плюс", 2021. – С. 119-120. – EDN YMTFOX.

Тараканова В.В. Стиль семейного воспитания и особенности общения дошкольника со сверстниками / В.В. Тараканова, К.А.

Слабожанинова

// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2012. – № 5. – С. 75–78.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×