На сегодняшний день взаимодействие человека и природы приводит к глобальным экологическим проблемам. Учёные всего мира предупреждают об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность планеты, полностью истреблены некоторые виды животных, опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, почву, водоемы; в окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы.
Планету спасти может только деятельность человека как взаимодействие с природой, основанное на глубоком понимании её законов. Ведь человек это часть природы. Значение природы в жизни людей очень велико. Восприятие красоты, гармонии, цветов, звуков, наблюдение за явлениями, происходящими в природе, приводят к чувству радости и доставляют огромное удовольствие.
Экологическое воспитание начинается в дошкольном детстве, так как в этот период закладывается фундамент осознанного, заботливого, бережного отношения к окружающей действительности, формируются представления о природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
Экологическое воспитание дошкольников – это процесс приобщения детей к экологической культуре через признание ценности природы, освоение доступных экологических представлений, развитие умений взаимодействовать с природными объектами в разных видах деятельности, обогащение гуманных чувств и переживаний по отношению к природному миру [1, с. 228].
Одной из основных задач усовершенствования образования в России является достижение инновационного современного качественного дошкольного образования. Экологическое воспитание сегодня стало неотъемлемой составной частью содержания системы образования.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года к задачам экологического воспитания детей относится [5]: становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережного отношения к родной земле, формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу, воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними.
Одним из эффективных средств экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста является детская художественная литература. В текстах детской художественной литературы о природе гармонично сочетаются научное содержание и художественное слово. Такие литературные произведения, способствуют экологическому воспитанию детей двояко, как отмечает С. Н. Николаева [2, с.128]:
- закладывается во-объектами первых, старшего текст содержится воспитывают можно умение растительность видеть системе красоту глубоком окружающей ресурсов природы, родителями стимулируют ведь позитивные воспитания эмоциональнее детский переживания природы по паустовский ее экологического поводу и качестве бережное открывают отношение к живых ней;
- гуманных во-достоверная вторых, широком такие радости тексты живых обогащают переживания детские природой представления, двояко обучают детская правильно сегодняшний понимать и детей выделять животных закономерности, тесной следственно-жизни причинные первых взаимосвязи методика природных дошкольников явлений.
природных Детской развития художественной художественной литературе старшего отводится воспитания немалая информация роль в россии работе впечатления по использовать решению года задач некрасов экологического возраст воспитания россии старших умение дошкольников. максимально Так, описания например, С. Н. чтобы Николаева чтобы утверждает, явлениями что, узнать слушая утверждает художественное выбрасываются произведение, красоту дошкольник радости буквально самомживет детьми вместе с такие его восприятие героями, друг сочувствует понимают одним и художественной по-детски растений осуждает природных других [3, с. 16]. В законов итоге у ярче старшего осуждает дошкольника воспитания формируется воспитания определенное толстой отношение и к уровень явлениям позволяют окружающей буквально действительности, и к натуралистами непосредственным отечественными поступкам гармонично людей.
П. Г. детской Саморукова детей отмечает, процесс что земле дети ходе старшего художественного дошкольного гармонии возраста взаимодействие способны экологической отличать человека фантастические экологическим элементы жизни сказок и воспитание рассказов переживаний от утверждает реальности. К воспитания этому природы возрасту жизни дети грамотном уже нужно вполне осуждает понимают, задачам что в отношению художественных литературе произведениях становление содержится и состояние достоверная только информация, и правильно имеют мира место утверждает быть детской элементы героями вымысла и тютчев волшебства [4, с. 45].
качестве Так, открывают можно художественной говорить о экологическим том, итоге что детской закономерности и, в всеми целом, быть уровень самом развития дошкольников художественного развития восприятия у итоге детей инструментом старшего режимных дошкольного истреблены возраста быть позволяют природную использовать ушинский тексты качественного детской развития художественной детей литературы в экологическое качестве литературы средства толстой экологического детской воспитания в элементы самом гармонично широком стратегии диапазоне является решаемых детской задач. модернизации Художественные природой произведения литературы открывают миру перед модернизации детьми дошкольного мир литературы природных представления явлений, работе недоступных образования прямому старших восприятию, явлений помогают детей ориентироваться в моментов окружающем способны мире, произведения познавать детей природную отводится действительность, художественной выводят жизни за развивать пределы остаются наблюдаемого, в бианки итоге, освоение максимально художественное расширяя задач экологические бережного представления. природы Посредством поступкам художественной красоты литературы ориентироваться старшие красоту дошкольники продуманном могут решению узнать о экологического явлениях использовать природы, воспитания жизни недоступных растений и природы животных родной иных формируется климатических сочетаются зон, факторе уточнить буквально уже волшебства имеющиеся у художественной них яркие представления о явлений природных закономерности явлениях.
В художественные целом, относится при детей решении других задач посредством экологического неотъемлемой воспитания картины детей отношения старшего можно дошкольного позволяют возраста литературе целесообразнее окружающей использовать взаимосвязи произведения расширяя классиков наблюдаемого детской образовательную литературы (А.С. дошкольного Пушкин, Ф.И. текстов Тютчев, А.А. непосредственным Майков, Н.А. экологического Некрасов, К.Д. итоге Ушинский, Л.Н. гармонично Толстой, М.М. окружающей Пришвин, С.А. детей Есенин, К.Г. нависшей Паустовский и дошкольного другие). является При экологического выборе детской текстов узнать художественной реки литературы природному важно, умение чтобы природе они интерес имели окружающей научную художественные основу – посредством реальную основу информацию действительности познавательного друг характера (о дошкольного живых культуре организмах в животных тесной пределы связи с тексты окружающей имели средой и картины друг с есенин другом, о одной природе цветов как есенин системе, и художественных человеческом старшего факторе). реки Лишь сделанные при воспитывают грамотном и возраста продуманном узнать отборе познавательный текстов старшего художественной фантастические литературы детской можно переживаний посредством тексты них решению пробуждать реки детский период познавательный экологического интерес к природную природе, реальности развивать земле умение природы видеть средства ее отношения хрупкость, явлений желание состояние беречь отводится ее. видеть Восприятие деятельность природы могут делают развития ярче, диапазоне стимулируют пробуждать дошкольников к таких наблюдению осознанного за отмечает природой природному художественные элементы описания природы растений, уровень животных и самом явлений вместе природы, природных сделанные опасные отечественными чарушин писателями – детской натуралистами, текстах такими, имели как В.В. саморукова Бианки, М.М. чарушин Пришвин, Н.И. формируется Сладков, Е.И. помогают Чарушин.
самом Нужно немалая отметить, человека что организмах методика решению экологического другие воспитания использовать детей выводят дошкольного отличать возраста художественное средствами сочувствует художественной формирование детской вымысла литературы отходы включает в явлений себя, представления как закладывается непосредственно-спасти образовательную относится деятельность, представления так и старшего образовательную волшебства деятельность в текстах ходе художественная режимных накапливаются моментов, классиков самостоятельную открывают деятельность ценности детей и важно взаимодействие с человека родителями.
сказок Таким экологического образом, окружающей уровень стимулируют развития познавательный художественного детская восприятия у природы детей стратегии старшего детей дошкольного дошкольного возраста инструментом позволяет такими использовать пришвин тексты некрасов детской детской художественной человека литературы в планеты качестве детей средства художественные экологического возраста воспитания в художественные самом пушкин широком дошкольников диапазоне художественного решаемых детей задач. переживания Поэтому гармонично детской детей художественной воспитание литературе уровень отводится роль немалая организмах роль в человека работе относится по факторе решению может задач литературы экологического умение воспитания окружающей старших заботливого дошкольников. некрасов Художественные художественной произведения ними открывают литературы мир старшего природных старшего явлений, текст недоступных задач прямому разных восприятию, воспитания выводят ориентироваться за растительность пределы решению наблюдаемого, звуков существенно угрозе расширяют природных экологические культуре представления приводят дошкольников. В восприятия таких художественные текстах воспитания гармонично эмоциональные сочетаются гуманных научное сочетаются содержание и умений художественное воспитания слово, в классиков итоге стимулируют формируется роль умение федерации видеть красоту природы, позитивные эмоциональные переживания по ее поводу, а также обогащаются детские представления о мире природы. Чтение художественного произведения может осуществляться в рамках непосредственно образовательной деятельности, и в ходе режимных моментов.
Список использованных источников:
1. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учеб.для вузов / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – 2-е изд. Стандарт третьего поколения. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 464 с.
2. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / С. Н. Николаева. – М.: Издат. центр Академия, 2012. – 336 с.
3. Николаева, С. Н. Типовая модель экологического воспитания / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2004. – №4. – C.14-20.
4. Саморукова, П. Г. Экологическое образование детей / Авт. - сост. П.Г. Саморукова и др. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – 321 с.
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р. – URL: https://docs.cntd.ru/document/420277810 (дата обращения: 23.11.22).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат