ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАСТОЛЬНЫХ ИГР «УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ МИР РУССКОГО ЯЗЫКА»
ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Спиренкова А.А. Мошкова Е.А.
Воскобойникова С.А.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Серия игр "Увлекательный мир русского языка" была разработана в ходе работы с воспитанниками нашего дошкольного отделения, имеющими нарушения речевого развития (бедный словарный запас, недостаточность сформированности лексико-грамматических средств языка). Эти игры пробуждают у детей интерес к данной теме, помогают преодолеть трудности обучения родному языку, повышают учебную мотивацию. Они соответствуют возрастным особенностям детей 5-7 лет и полезны как для языкового развития, так и для развития навыков коммуникации и самостоятельности.
За основу взяты знакомые всем нам с детства "игры-путешествия" с кубиком и фишками. Одни из них совсем легкие, другие более сложные. Однако при последовательной работе и постепенном усложнении задачи дети с нарушениями речи не только справляются с этими играми, но и получают большое удовольствие от процесса игры.
Все игры обогащают словарный запас детей, знакомят с основами устной речи, звуками, особенностями их произношения, способствуют развитию слухового внимания, языкового мышления, зрительной памяти.
Серия настольных игр "Увлекательный мир русского языка" состоит из трех основных блоков и заключительной игры.
Все игры могут сопровождаться творческими заданиями: составить предложение с данным словом, придумать пример по аналогии, определить место звука в слове, количество слогов и т.д. Выполнение их зависит от доброй воли играющих. Игра должна оставаться игрой, без принуждения и требований. От учителя-логопеда зависит, удастся ли ему создать увлекательную обстановку на занятии, сделать интересным для каждого учащегося участие в игре.
I блок игр
"КТО ЭТО? ЧТО ЭТО?"
"ПОДБЕРИ ДЕЙСТВИЕ К ПРЕДМЕТУ"
"ВОТ КАКОЙ, ВОТ КАКАЯ"
Эти игры:
обогащают словарный запас учащихся;
учат правильно ставить вопросы к сло
вам, обозначающим предметы;
подбирать действия к предмету, подби
рать признаки к предмету;
правильно согласовывать в роде, числе.
II блок игр
"ТАКИЕ РАЗНЫЕ СЛОВА"
(СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ, ОМОНИМЫ)
Эти игра:
формиру
е
т лексико-грамматический
строй речи;
уч
и
т подбирать
слова противоположные по
смыслу;
активизиру
е
т мыслительную активность детей, развива
е
т вербальную память;
расширя
е
т словарь синонимов,
развива
е
т умения
определять схожие по смыслу слова;
учит находить картинку с изображением многозначного слова,
формирует
умение различать разные значения многозначных слов
III блок игр
'МОЙ МОЯ МОЁ"
"НАЗОВИ ЛАСКОВО"
Эти игры:
формируют умения согласовывать местоимения с существительными
образовывать существительные, исполь
зуя уменьшительно-ласкательные суффиксы
Заключительная игра:
"УМНИКИ И УМНИЦЫ"
Эта игра заключительная и включает все ранее пройденные правила. Если ребенок без ошибок выполнил все задания итоговой игры, то материал можно считать усвоенным.
В качестве примера предлагаем содержание двух игр.
"КТО ЭТО? ЧТО ЭТО?"
Оборудование: фишки (2-4), игровой кубик, игровое поле с изображением предметов, отвечающих на вопросы «Кто это?» «Что это?».
Ход игры: Участники выставляют свои фишки на "старте" и определяют очередность хода. Игрок бросает кубик и передвигает свою фишку на столько клеток, сколько очков выпало на кубике.
Далее игрок называет картинку и подбирает соответствующий вопрос к этому слову.
Образец: ДОМ – Что это? КОШКА – Кто это?
Методические рекомендации:
В игре принимают участие от 2-4 игроков.
Игра проводится на этапе закрепления материала.
В ходе игры надо выполнять все дополни
тельные инструкции, указанные на игровом поле.
Выигрывает тот, кто быстрее дойдет до финиша без единой ошибки.
"НАЗОВИ ЛАСКОВО"
Оборудование: фишки (2-4), игровой кубик с точками (1-2-3-4-5-6), игровое поле с изображением предметов.
Ход игры: Игроки выставляют свои фишки на "старте" и определяют очередность хода. Затем бросают кубик и продвигают спою фишку в направлении, указанном стрелкой, на столько клеток, сколько очков выпало на кубике.
Игрок называет предмет, изображенный на игровом поле, после - изменяет слово (из начальной формы в уменьшительно - ласкательную) . Образец: ДОМ – ДОМИК и т.д.
Методические рекомендации:
В игре принимают участие от 2-4 игроков.
Игра проводится на этапе закрепления материала.
В ходе игры надо выполнять все дополни
тельные инструкции, указанные на игровом поле.
Выигрывает тот, кто быстрее дойдет до финиша без единой ошибки.
Серия игр "Увлекательный мир русского языка" была разработана еще в 2019 году. За указанное время игры прошли апробацию и активно используются в дошкольном отделении ГБОУ Школа №1793. Результаты применения данной методики показывают ее эффективность. У детей повышается мотивация к обучению, увеличивается работоспособность, быстрее усваивается речевой материал, повышается темп логопедических занятий, элемент соревнования оживляет занятия. Игры имеют широкий спектр применения. Освоив технику и содержание игры, дети могут играть самостоятельно или с воспитателем в группе.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат