М.В. Федотова, учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №74»Березка»
Г. Чебоксары
Роль раннего обучения русскому языку детей-билингвов
при подготовке к обучению в школе.
В настоящее время в нашей стране, нашей республике, городе постоянно проживают большое количество семей из бывших союзных республик, плохо владеющих русским языком. Их дети посещают как дошкольные, так и средние образовательные учреждения, где находятся в чужой для них билингвальной среде. Весь воспитательно-образовательный процесс строится на русском языке, на иностранном неродном для их восприятия языке. Дети попадают на перепутье между двумя различными между собой культурами и способами владения речью, в результате чего у них возникают противоречия между особым мировоззрением и культурными ценностями .
Попадая в среду сверстников – дошкольников, ребенок-билингв постепенно приобщается к неродному языку (в данном случае русскому), осваивает грамматические формы речи, вникает в систему построения языка. Постепенно ребенок становится двуязычным, то есть овладевает знаниями и использует оба языка одновременно в естественном общении. Чаще всего родной язык, как правило, используется дома в общении с родными и близким окружением. Вторым языком становится русский, который приходится ребенку использовать для общения в социальном обществе, с его помощью адаптируется среди сверстников и получает знания об окружающем мире. К концу дошкольного детства большинство детей-билингвов имеют недостаточную сформированность грамматического навыка неродного языка, неправильное употребление окончаний, вследствии непонимания изменения слов по родам и числам, скудный запас прилагательных и недостаточный понятийный словарь.
Как подготовить такого ребенка к обучению в русскоязычной школе? Отчего зависит его будущая успеваемость и адаптация к новому учебному заведению? Что надо сделать, чтобы ребенок понимал не только речь педагога, но и мог самостоятельно выполнять домашние задания с пониманием?
Чем активнее начнется обучение ребенка второму языку, тем большего эффекта можно добиться к концу дошкольного детства. Поскольку, при обучении неродному языку образовательный процесс идет в обратном порядке, а именно от знаний к умениям и навыкам, в дошкольном возрасте важно на этом этапе создать крепкую фонетическую основу, которая лежит в основании любой системы каждого языка. А уже на ее основе будут сформированы все остальные: лексическая, грамматическая ит.д.. Что же происходит со связной речью? Без обширного словарного запаса трудно построить грамматически правильное связное предложение. Поэтому, очень важно формировать на протяжении всего процесса обучения запас слов, запас понимаемых значений слов и умение их употреблять в потоке своей речи. Не имея представлений о значении слова, оно не будет использоваться ребенком в речи.
Эффективны в этом дидактические речевые игры по типу «Угадай, что это?», «Опиши предмет», в которых ребенку нужно подобрать определенное количество прилагательных, глаголов, существительных для описания предмета, по которым дети должны догадаться, что было загадано. В нашем ДОУ есть дети данной категории. Они посещают занятия по подготовке к обучению в школе, в комплекс которых входят занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. На этих занятиях нами с особым акцентом используются дидактические речевые игры, лепбуки и инсценировки. Ничто так не активизирует речь дошкольных билингвов как игра.
Таким образом, усиленная работа по овладению детьми-билингвами неродного (русского) языка должна вестись планомерно и полно, захватывая все области окружающего мира. Более раннее начало обучения будет иметь положительный эффект в социализации детей и окажет влияние на успешность их обучения в школе.
Литература:
Н.В.
Микляева
«Дети-билингвы в детском саду» Методическое пособие, ООО «ТЦ Сфера», Москва,2016;
Сборник методических материалов из опыта работы учителей-логопедов города Чебоксары «Логопеды Ч»
, с. 261,
вып.2, изд. «Новое время»
, Чебоксары,
2022;
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат