УУД КАК ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих кадет умением учиться, способностью к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного,
активного присвоения учащимися социального опыта.
Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться —существенный фактор повышения эффективности освоения воспитанниками предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Функции универсальных учебных действий
обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Виды универсальных учебных действий
ФГОС выдвигает требования к формированию у школьников 4 видов УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Личностные УУД
Регулятивные
Познавательные УУД
Коммуникативные
УУД
УУД
Умения
Умения
Умения результативно
Умения общаться,
самостоятельно делать
организовывать
мыслить и работать с
взаимодействовать
свой выбор в мире
свою деятельность
информацией в
с людьми
мыслей, чувств и
современном мире
ценностей и отвечать за
этот выбор
Более подробно остановимся на познавательных УУД.
Познавательные УУД – система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Эти УУД обеспечивают формирование у школьников обобщенных знаний (отрыв от конкретных ситуативных значений); включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала, действия моделирования, умение выявлять существенное; умения осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных и иных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.
Формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся, происходит во всех учебных предметах и во внеурочной деятельности воспитанников КПКУ.
Формы воспитательных занятий, при проведении которых можно с успехом развивать в кадетах познавательные УУД:
Акция
Викторина
Деловая игра
Классный час
Конференция
Круглый стол
Литературная гостиная
Проект
Самоподготовка
Экскурсия
Экскурсия—это воспитательное занятие, но перенесенное в соответствии с определенной целью во двор, музей, парк, предприятие, театр и т.д. Конечно, как и любое другое занятие, экскурсия требует определенной, продуманной организации работы воспитателя и воспитанников. Экскурсия—важное звено в учебно-воспитательном процессе, поэтому воспитатель заранее определяет, когда он проводит ее, намечает задачи экскурсии, а они, в свою очередь, определяют план и методы работы воспитателя и кадет на экскурсии. Воспитатель остается организатором и руководителем познавательной деятельности кадет на протяжении всей экскурсии. Он следит за рассказом, выясняет степень понимания речи экскурсовода, правильность и полноту восприятия, подводит ее итоги. Мне кажется, что большая затрата труда на подготовку экскурсии окупается ее результатами.
Подготовка к проведению экскурсии включает:
Формулировку цели и задачи экскурсии;
Выбор маршрута;
Определение количества и местоположения остановок;
Отбор содержания и методов подготовки воспитанников к экскурсии;
Определение возможностей использования материалов экскурсии. Предварительно с кадетами класса, был проведен круглый стол (
структурирование
знаний - общеучебные), где ребята рассказали о каких интересных местах нашего края им уже известно. В ходе круглого стола кадеты самостоятельно выделили и сформулировали познавательную цель – (общеучебные) предстоящей поездки. На следующем этапе кадеты занялись поиском и выделением необходимой информации (обще учебные) о том объекте, куда планировалась экскурсия. В ходе экскурсионной поездки кадеты смогли синтезировать, т.е. составить целое из частей, с помощью экскурсовода и самостоятельное достроить с восполнением недостающих компонентов, информацию полученную на подготовительном этапе (логические). На заключительном этапе, в ходе обсуждения результатов поездки кадеты построили логические цепи рассуждений (логические), подвели итоги экскурсии.
Примером формирования познавательных УУД может стать участие кадет класса в акции «Карта памяти». В ходе работы были использованы следующие универсальные действия:
- формулирование проблемы;
- анализ объектов с целью выделения признаков: существенных, несущественных (логические);
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (обще учебные);
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (обще учебные);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (обще учебные);
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов (логические); - рефлексия способов и условий действия (решение проблемы).
Были получены следующие результаты: воспитанники расширили свое представление о памятных местах и героях ВОВ, работы кадет были опубликованы на сайте, сформирован отчет о проделанной работе, воспитанники получили благодарности и грамоты за участие в акции.
Другим примером формирования УУД может стать организация самоподготовки, где необходимо выполнить две важные задачи: создать условия для эффективной организации самоподготовки и дать возможность кадетам развивать УУД. Для этого, необходимо сохранить структуру самоподготовки, а в процессе выполнения заданий дать установку, что каждый может планировать свою работу, с учетом поставленных перед собой целей. Т.е. каждый кадет, начиная подготовку по тому или иному предмету, обязательно самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель (одному надо обязательно прочитать параграф, другой уже успел это сделать на перемене и ему надо пополнить свои знания из других источников). Далее начинается поиск и выделение необходимой информации (учебник, библиотека, компьютерный класс). Параллельно проходит выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Выполнив эти действия, происходит синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Эту работу на самоподготовке необходимо заканчивать рефлексией способов и условий действия, контролем и оценкой процесса и результатов деятельности. Здесь кадеты могут работать в парах или группах в зависимости от конкретной ситуации. Роль воспитателя в контроле и направлении деятельности воспитанников.
Анализируя опыт работы в КПКУ, организацию досуга и самоподготовки кадет необходимо отметить, что перечисленные способы формирования УУД способствуют повышению учебной мотивации и формирования определенных ценностей детского коллектива, направленных на познание мира и получение все новой информации.
Литература:
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. – М., 2008.
Википедия wikipedia.org
Михеева Ю.В. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий. Статья. Учительская газета, 2012 .
Проектирование основной образовательной программы образова-тельного учреждения. – М.: Академкнига, 2010.
Социальная сеть работников образования nsportal.ru
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат