Использование интеллект-карт на уроках литературы
как способ формирования читательской грамотности
Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.
Метод интеллект-карт предложен американским психологом Тони Бьюзеном. Изучением метода в России занимается профессор Санкт-Петербургского университета Бершадская Елена Александровна. С теоретическими вопросами данного метода можно познакомиться на сайте Михаила Евгеньевича Бершадского.
Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности. Поэтому они являются важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи.
Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления. Традиционные способы переработки информации трудоѐмки и неэффективны. Метод построения интеллект-карт обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом еѐ элементов. Свѐрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. С помощью интеллект-карты обучающиеся учатся пересказывать, выделять ключевые слова, систематизировать, группировать.
Интеллект-карта имеет ряд преимуществ и отличительных свойств:
- наглядность (всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом);
- привлекательность (хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно);
- запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается);
- своевременность (интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает);
- творчество (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);
- возможность пересмотра (пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи).
Суть метода состоит в выделении основного понятия, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут не запутаться в сложном проекте.
Кроме этого, процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным. Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, вы демонстрируете индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность становится наблюдаемой.
Мыслительные карты можно составлять традиционным способом (с помощью цветных карандашей и бумаги), можно с помощью презентации или специальной программы ConceptDraw.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат