министерство науки и высшего образования российской федерации
ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
А.С. Федина,
студентка 3 курса Юридического института
ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)»
г. Челябинск, Россия,
ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАДЕРЖАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые проблемы нормативной и организационной основы использования сотрудниками полиции административного задержания. Также автором исследуются отдельные статьи КоАПа РФ, Федерального закона «О полиции», касающиеся применения административного задержания, вырабатываются перспективы совершенствования указанных норм.
Ключевые слова. Органы внутренних дел, сотрудники полиции, административное задержание, правомерность применения, безопасность.
A.S. Fedina,
3rd year student of the Law Institute
FGAOU VO "SUSU (NIU)"
Chelyabinsk, Russia,
LEGAL AND ORGANIZATIONAL BASIS FOR THE APPLICATION OF ADMINISTRATIVE DETENTION
Annotation. The article discusses some problems of the regulatory and organizational basis for the use of administrative detention by police officers. The author also examines individual articles of the Federal Law "On Police" concerning the use of administrative detention, and develops prospects for improving these norms.
Keywords. Internal affairs bodies, police officers, administrative edetention, legality of use, security.
Выполнение задач по обеспечению безопасности в обществе зачастую
сопровождается опасными ситуациями, попадая в которые, сотрудник полиции вынужден применить административное задержание в отношении лица, совершившее или совершающее противоправное деяние.
К сожалению, практика показала, что в сфере обеспечения общественной безопасности сотрудниками органов внутренних дел при применении административного задержания имеется ряд существенных пробелов.
Как справедливо подчёркивает Е.В. Батыщева, «…несовершенство законодательного урегулирования вопросов применения административного задержания зачастую порождают чувство неуверенности сотрудника полиции в правомерности своих действий»1.
В настоящее время применение административного задержания является одной из самых распространённых мер противодействия преступному поведению. Данная мера закреплена в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации, которая выражается в кратковременном ограничении свободы лица, совершающего или совершившего противоправное деяние.
При этом важно знать, что административное задержание применяется только в исключительных случаях. В данном случае говорится о том, что основная цель административного задержания - это обеспечение общественной безопасности, предупреждения совершения правонарушений.
В статье 27.5 КоАП РФ закреплено, что административное задержание только в определённых исключительных случаях может быть больше 3 часов.
Федеральный закон «О полиции» устанавливает обязанности сотрудников полиции при применении административного задержания лица, совершившего или совершающего административное правонарушение. Рассмотрим наиболее подробно данные обязанности.
Во-первых, сотрудник полиции обязан представиться, а именно полностью назвать свою фамилию, имя и отчество, назвать свою должность, а также по требованию лица предоставить удостоверение, после этого он обязан назвать причину задержания.
Во-вторых, сотрудник полиции в случае применения в отношении лица мер, ограничивающий его свободу и права обязан разъяснить ему то, в чём он ограничивается.
В-третьих, сотрудник полиции обязан уведомить лицо, подвергнутое административному задержанию его права и свободы, а именно, право воспользоваться квалифицированной юридической помощью, а также в случаях, если лицо не разговаривает на русском языке предоставить ему переводчика.
Несмотря на то, что закон «О полиции» устанавливает чёткие обязанности сотрудника полиции при применении административного задержания, на практике существует ряд проблем, которые препятствуют наиболее полному осуществлению данного вида задержания. Рассмотрим некоторые из них.
Так, на наш взгляд, первый проблемой является то, что административное задержание имеет схожести с фактическим ограничением свободы лица. Однако данные меры противодействия противоправным деяниям являются различными. Так, мы считаем, что фактическое ограничение свободы лица происходит при других условиях и при других средствах. Так, например, при фактическом ограничении свободы лицо, которое фактически ограничено и доставлено в отдел полиции, не является административной задержанным2.
Кроме того, мы считаем, что в теории и на практике нередко встает вопрос: должны ли, исходя из ч. 3 ст. 27.3 КоАП РФ, уведомляться об административном задержании все родственники, об уведомлении которых попросит задержанный, либо только кто-то из них – на выбор задержанного или должностного лица, осуществившего задержание. Встает вопрос и о возможности задержанного лица потребовать уведомления не родственников, но иных лиц, с которыми он связан близкими отношениями (например, друга, сожителя и т. п.). Представляется, что в данном случае напрашивается коррекция ч. 3 ст. 27.3 КоАП РФ, с тем, чтобы в ней не приводился какой-либо перечень лиц, об уведомлении которых может просить задержанный, а лишь указывалось, что по его просьбе должны быть уведомлены о факте задержания любые 2–3 лица по его выбору, контакты которых он может предоставить и с которыми существует возможность оперативно связаться3.
Таким образом, рассматривая тему правовой и организационной основы применения административного задержания, можно сделать вывод, что данная мера противодействия противоправному поведению является одной из самых распространённых в деятельности сотрудников полиции. Однако, стоит сказать, что существуют проблемы, которые препятствуют наиболее эффективному применения административного задержания. Мы считаем, что решение данных проблем возможно путем изучения зарубежного опыта в вопросах административного задержания, также путем проведения мероприятий, повышающих уровень правовой культуры и правосознания сотрудников полиции и иных должностных лиц, осуществляющих административное задержание.
Список литературы:
Батыщева Е.В. Актуальные проблемы правомерного применения сотрудниками полиц
ии административного задержания
// Актуальные вопросы юридических наук: материалы V Международной научной конференции. –
М.: 2016. 67 с.
Кобленков А.Ю. Правовые последствия неправомерного применения административного задержания сотрудниками полиции
// Вестник Университета имени О.Е. Кутаф
ина. М. 2019. 89 с.
Ходякова Н.В.
Административное задержание: проблемы и перспективы
// Правопорядо
к: история, теория, практика. М. 2021. 78 с.
Батыщева Е.В. Актуальные проблемы правомерного применения сотрудниками полиции административного задержания: научное пособие. М. 2016. 67 с.
Ходякова Н.В. Административное задержание: проблемы и перспективы: монография М. 2019. 89 с.
Кобленков А.Ю. Правовые последствия неправомерного применения административного задержания сотрудниками полиции: научное пособие. М. 2021. 78 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат