Дата публикации:
31.12.2022
Автор:
Геращенко Виктория Викторовна
Название работы:
"Использование метода Мандала в практической работе психолога"
Работа:
Использование метода Мандала
в практической работе психолога.
Психотерапевтический эффект Мандал.
Мандала в переводе с санкрита означает магический круг. Круг – это первичный символ единства и бесконечности, символ планеты Земля, символ защищённости материнского лона. При изображении круга очерчивается граница, защищающая физическое и психическое пространство. Движение по кругу означает постоянное возвращение к самому себе.
Мандала помогает стимулировать основные внутренние источники глубинных уровней подсознания, включая механизмы саморегуляции.
Понятие мандала было введено в психологию Карлом Густавом Юнгом, который впервые отметил важность образа круга в сновидениях и рисунков клиентов. Его открытие происходит из его собственного исследования. Каждое утро в своём дневнике он набрасывал рисунок круга, просто следуя внутреннему импульсу.
Юнг сделал наблюдение, что его рисунки меняются, отражая состояние психики. Однажды он получил раздражительное письмо от своего друга, и границы круга, который он нарисовал, на следующий день были разорваны. Юнг был уверен, что изменения в его настроении отражались в изменениях его рисунков. С помощью своих рисунков Юнг день за днём наблюдал трансформацию психики.
Юнг успешно лечил невротиков мандалами, которые создавали и рисовали его собственные пациенты. Рисунки мандал были попыткой восстановить здоровье изнутри, показывая самый жизненно важный аспект жизни: её конечную полноту.
В настоящее время многие специалисты в области психотерапии и психологии в работе с детьми, подростками и взрослыми активно применяют метод диагностики психического состояния по рисунку и цветам мандалы. Одно из главных преимуществ работы с мандалами – это то, что каждый человек раскрывает себя сам с помощью Внутреннего Ребёнка, с помощью созерцания красок и раскрытия своих внутренних резервов.
Индивидуальная мандала является уникальным психотерапевтическим инструментом, позволяющим одновременно анализировать и корректировать психическое состояние человека. Когда человек рисует мандалу, он рисует свой внутренний мир в настоящий момент, состояние самого себя настоящего, вне социума, свою духовную сущность. Он отвечает на экзистенциальные вопросы: Кто я? Где я? Откуда я? Когда получает ответ на первые два вопроса, происходит переоценка ситуации. Это и даёт сильнейший психотерапевтический эффект.
Основной целью метода мандалы является:
- диагностика и коррекция конкретной проблемы;
Коррекция эмоционального состояния и нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок);
- изучение групповых взаимоотношений.
Также есть и другие возможности применения мандал в актуальных направлениях психокоррекционной работы психолога с детьми, подростками и взрослыми, это:
- при ощущении внутреннего дисбаланса;
- проблемах самооценки;
- страхе потерять контроль над собой;
- пессимизме и депрессии;
- разной степени тревожных состояниях;
- различной сложности семейных ситуациях;
- коррекции расстройств мелкой моторики и нервного напряжения;
- преодолении кризиса в развитии;
- стимуляции творческого потенциала.
Таким образом, мы считаем актуальным применение в практической коррекционной работе с детьми с ОВЗ и их родителями метод мандалы, который достаточно прост и не менее эффективен в практическом использовании.
Диагностика по рисунку Мандалы
Диагностика психологического состояния по мандале применима как для взрослых, так и для детей.
Д.Келлог, изучая воздействие мандалы на человека, выделила два основных вида мандал в диагностике: симметричные и композиционно сложные.
Симметричные мандалы отражают текущий момент времени и ситуацию.
Композиционные мандалы отражают осознаваемые и неосознаваемые аспекты личности.
Левая половина мандалы отражает бессознательные процессы. Правая – сознательные. При диагностике мандалы в первую очередь следует обращать внимание на расположение её центра, а затем уже на линии, символы, формы, знаки и цвет.
Анализ структурных и содержательных особенностей мандалы
Центр мандалы (по Копытину)
Центр является организующим элементом системы. Система – это психика, центр – это Я автора на языке аналитической психологии ЭГО (осознаваемое Я).
Структурные и цветовые особенности центра, а также его размер будут отражать разные аспекты Я -:
Степень его сформированности;
Его силу;
Способность выполнять те или иные связанные с ним функции (сознательный контроль, целепологание).
Наличие двух центров может быть связано с переживанием Я глубоких изменений, связанных с процессом развития или иными причинами. Иногда это можно рассматривать как признак противоречивого, амбивалентного Я. Это так же духовный центр личности Самость. Активное проявление Самости в центре рисунка можно связать с особого рода состояниями – изменёнными состояниями сознания, трансперсональными или мистическими переживаниями, которые могут наблюдаться в связи с процессом психического и духовного роста, а также при некоторых психических расстройствах.
Отсутствие центра характерно для глубоких изменённых сотояний сознания, в том числе и патологического характера (развивающихся, например, вследствие слабоумия).
Временное отсутствие центра может отмечаться на определённых этапах беременности и после родов).
Внешние границы мандалы.
Внешние границы мандалы, как и центр, тесно связаны с осознаваемым Я и его такими важными функциями, например, как способность осознавать свои психологические границы и защищать своё личное пространство в процессе взаимодействия с другими.
Слишком плотные границы мандалы могут говорить об избегании контактов и потребности в самозащите.
Границы мандалы могут быть связаны с психологическим контейнированием – способностью аккумулировать психическую энергию.
Связь центра с внешними границами и разными зонами внутреннего пространства мандалы.
Хорошая связь может говорить о высокой психологической интеграции, способности Я ставить цели и достигать их, хорошим развитии воли и сознания.
- Иногда интеграция изображения достигается за счёт изображения идущих от центра лучей, лепестков цветка, напоминающих кристалл форм, а также геометрического характера рисунка. Такой способ связи обычно характерен для взрослых, хорошо функционирующих в социуме.
- В других случаях связь элементов рисунка и границ с центром достигается за счёт изображения спирали. Этот способ является более регрессивным, отражающим ранние формы самосознания (связанные с фазой сепарации). Иногда может отражать перинатальный опыт (продвижение по родовому каналу, третью перинатальную матрицу по С. Грофу).
Общий характер рисунка – степень хаотичности или упорядочности.
Упорядочный характер мандал связан с изображением геометрических фигур или хорошо оформленных образов, включая изображения людей, животных, растений. При этом элементы рисунка связаны друг с другом как пространственно, так и по содержанию (Это можно выяснить благодаря обсуждению). Такие изображения свойственны более зрелым состояниям.
Хаотичные изображения характеризуются плохой связью между элементами рисунка. Наблюдая за рисованием можно заметить, как автор рисует импульсивно, контроль за изобразительной деятельностью низкий. Иногда элементы рисунка пересекают внешние границы мандалы. Такие рисунки говорят о регрессивных состояниях, а также характерны для органического поражения мозга со слабоумием, в некоторых случаях спонтанность связана с переживанием сильного аффекта.
Симметрия или ассиметрия.
Симметричные мандалы такие, в которых правая и левая половины или верхняя и нижняя часть отзеркаливают друг друга свидетестствуют о:
- покое;
- равновесии; пассивности, отсутствии психологических изменений.
Ассиметричные мандалы свойственны клиентам пережившим процесс психологических изменений, или кто испытывает внутренний конфликт. Такие мандалы говорят об активной внутренней динамике, которая связана с процессом развития или с с рядом эмоциональных и психических нарушений.
Мандалы с выраженной ассиметрией свойственны подросткам, говоря об амбивалентности их чувств, внутренней противоречивости и психологических ихменениях.
Ассиметрия может быть признаком невротического внутреннего конфликта.
Более здоровый хараетер имеют те ассиметричные сандалы, в которых виден хорошо оформленный центр – он говорит о сохранении Я, несмотря на изменения и внутренние противоречия.
Движения в мандале.
Движение может иметь разный характер и направленность.
Вращательное движение по часовой стрелке ( которое может быть связано с изображением спирали, вихря или свастики) говорит о процессе осознания (переживания инсайта), энергетической мобилизации.
Вращательное движение против часовой стрелке отражает усиление регрессивных тенденций, вытеснение определённого материала из сознания.
Движение, направленное от центра к периферии мандалы, свидетельствует об усилении связей с внешним миром, потребности в действии.
Движение направленное от периферии к центру, говорит о потребности в сохранении энергии и уходе от контактов.
Восходящее движение может быть одним из признаков трансперсональных, мистических переживаний.
Нисходящее движение говорит о фокусировке на телесных ощущениях, которая может иметь как патологический, так и здоровый характер.
Символика цветов в рисунке мандалы.
Цвета, которые выбираются для рисования мандал, раскрывают много информации о личности клиента, который интуитивно склоняется к выбору любимого и актуального для настроения цвета. Этот выбор варьируется в зависимости от душевного состояния человека, жизненных этапов и ситуаций.
При выборе цвета дети обычно более спонтанны, чем взрослые. У взрослых движет разум и они больше придают значение эстетике. Хотя самым важным является нарисовать мандалу не думая о значении цветов, которые мы выбираем.
При интерпретации рисунка мандалы важно помнить, что каждый цвет имеет как положительное, так и отрицательное значение, в зависимости от того контекста, в котором он применяется.
Жёлтый цвет – энергия, солнце, интуиция, просветление. Появление в рисунке жёлтого цвета указывает на индивидуальность и независимость, отражает поиск внутреннего освобождения.
Отрицательное значение: зависть, поверхностность, заносчивость и страх перед экономическими трудностями.
Синий цвет – цвет покоя, расслабления, доброты и уверенности в себе
Отрицательное значение: бездействие, скука. В мандале тёмно-синий цвет отражает переживания, связанные с угрозой для жизни. А также указывает на неблагоприятные психологические условия в детстве.
Белый цвет – духовность, чистота, совершенство, невинность, освобождение, любовь к истине.
Отрицательное значение: - равнодушие, перфекционизм.
Чёрный цвет – цвет земли, тьмы, обновления и возрождения.
Чёрный фон в мандале особенно способствует раскрытию духовных ресурсов. В отличие от белой бумаги, побуждает использовать более светлые цвета, которые на чёрном фоне кажутся светящимися и появляющимися как бы из темноты.
Отрицательное значение: отчаяние, пустота, тьма, смерть, разрушение, грусть, страх, угроза. Отсутствие света означает утрату веры, а потому обилие чёрного цвета в рисунке мандалы может являться признаком депрессии.
Серый цвет – нейтральный цвет, первоначальный хаос.
Отрицательное значение: говорит об отсутствии или подавление эмоций, равнодушии и инерции. Частое использование серого в рисунках мандал встречается у наркоманов, так как длительный приём героина приводит к эмоциональному выхолащиванию. Иногда серый цвет может указывать на чувство вины, а также свидетельствует об апатии и усталости от жизни.
Оранжевый цвет отражает веру в свои силы, волю и амбиции, активизирует общительность, желание творить. Это цвет радости, благожелательности и оптимизма.
Отрицательное значение: легкомыслие и жажда престижа. Иногда оранжевый цвет в мандале указывает на сильную эмоциональную зависимость от мужчины, которая может проявляться в чувстве ненависти и чувстве любви.
Отрицательное значение: легкомыслие и жажда престижа. Иногда оранжевый цвет в мандале указывает на сильную эмоциональную зависимость от мужчины. Которая может проявляться в чувстве ненависти и чувстве любви. Этот цвет может указывать на высокие амбиции и противостояние авторитетам и отцу, завышенную самооценку.
Красный цвет в рисунке мандалы означает энергию преобразования, действия, а также любовь, страсть, силу, радость жизни, очищение.
Отрицательное значение: гнев, агрессивность, импульсивность. Если красный цвет отсутствует в рисунке, это может указывать на пассивность, недостаток самореализации. Когда красный цвет смешивается с чёрным (грязно-красный). Это указывает на наличие проблем в различных жизненных ситуациях. В отдельных случаях он может отражать опыт прохождения хирургических операций.
Розовый цвет – его преобладание в рисунке мандалы указывает на повышенную чувствительность, застенчивость, уязвимость, потребность в заботе и любви, мягкость, женственность.
Отрицательное значение: если розовый цвет сочетается в мандале с чёрным (особенно, если расположен рядом). То в таком случае будет высока вероятность проявления у клиента саморазрушительных тенденций.
Зелёный цвет – обновление рост, чувствительность, надежда и внутренняя гармония в душе.
Отрицательное значение: честолюбие, недостаток искренности.
Сиреневый цвет в рисунках мандалы указывает на духовное обновление.
Отрицательное значение: бегство от реальности.
Фиолетовый цвет - отражает ностальгию, воспоминания, стремление к духовности.
Отрицательное значение: меланхолия. Беспомощность, сожаление и отречение. Присутствие тёмно-фиолетового цвета в центре мандалы может указывать на сильную зависимость от матери с преобладанием чувства любви или ненависти. Последнее более вероятно, если речь идёт о рисунке взрослого мужчины, либидо которого блокировано в силу эмоциональной зависимости от матери.
Коричневый цвет – спокойствие, любовь к простым вещам, материнство, скромность.
Отрицательное значение: равнодушие, грусть. Бедность, отражение потребности в эмоциональной безопасности. Использование коричневого цвета, особенно в центре мандалы может указывать на заниженную самооценку, но иногда отражает пересмотр привычных ценных представлений.
Следует помнить:
Рассматривая мандалу. Следует обратить внимание на то, какой цвет отсутствует.
Когда внешняя граница мандалы представлена цветной линией, это является благоприятным признаком.
Разновидности техник мандалы
Мандала Цветочная поляна
В психологической практике диагностические мандалы могут использоваться как в индивидуальной консультативной практике, так и в групповой. Такие мандалы имеют своё название и уже готовый рисунок внутри круга. С детьми применять можно с 4-х лет и более.
Цель: изучение семейного окружения, личностного ресурса ребёнка, снятие эмоциональной напряжённости, формирование установки позитивного отношения к себе, активизации бессознательного, актуализации чувств, развитие творческого потенциала.
Условия проведения:
Для выполнения задания необходимо включить релаксационную музыку. Предложите ребёнку краски, карандаши, восковые мелки и т.д., затем мандалу.
Инструкция: Посмотри, какой волшебный круг. Это волшебная поляна, на которой растёт семья цветов. Найди самый главный цветочек в круге, который не похож на другие. Раскрась его. Посмотри: рядом с этим цветочком растут его близкие. Покажи, где цветок мама, папа, сестра, брат и др. Раскрась их. Расскажи, какие это цветы. Кто ещё есть на этой цветочной поляне (друзья, знакомые) Что нужно для цветов, чтобы они были счастливы? Что мешает цветам на этой поляне?
После окончания работы, ребёнку необходимо предложить закрасить контуры (рамку): Выбери цвет, который подходит для этой поляны. Почему ты выбрал этот цвет? Что он для тебя значит? Что ты сейчас чувствуешь?
Интерпретация рисунка мандалы Цветочная поляна
При интерпретации мандалы особое внимание следует обратить на: 1. Цвета, которыми ребёнок её раскрасил, на их сочетаемость и расположение относительно друг друга.
Следует уделить внимание центру мандалы.
Цвету рамки.
Как включился ребёнок в работу.
Техника Куски пирога
Техника предназначена для групповой работы с детьми дошкольного и школьного возраста.
Цель:
Развитие невербальных навыков общения, групповой сплочённости; равитие толерантности по отношению к аутсайдерам в группе; развитие фантазии, воображения.
Оборудование:
Большой лист бумаги в виде круга, который может быть разрезан на сектора по количеству рисующих; разнообразные художественные материалы: гуашь, пастель, акварель, карандаши.
Условия проведения:
Каждому участнику процесса создания групповой мандалы выделяется один сектор круга для дальнейшего создания на нём рисунка. Каждый рисует то, что хочет, не договариваясь с другими об общей теме. Из разрезанных секторов, если они были разрезаны, выкладывается круг и демонстрируется группе. Участники могут высказываться по поводу своих чувств и впечатлений, возникших в процессе работы.
Психотерапевтические возможности техники:
Сам символ круга, используемый в работе, играет объединяющую и поддерживающую роль для группы, а его деление на сектора обеспечивает незыблемость границ для тревожных, неуверенных в себе участников. Это позволит ощутить безопасность при работе или выступает ограничителем пространства для слишком активных ребят, стремящихся постоянно нарушать личностное пространство других.
О сплочённости и слаженности группы можно будет судить по таким параметрам, как похожий выбор колористики отдельных секторов, схожесть в теме нарисованного, гармоничный подбор в раскладе секторов круга.
Не вписывающиеся в общую гармонию сектора круга могут свидетельствовать о противопоставлении их авторами себя группе, об ощущении себя аутсайдерами в группе, а тематика рисунков и комментарии их авторов подскажут причины сложившейся ситуации и, возможно, пути выхода из неё.
Техника Медитация на песке
Показания к применению:
Развитие способности к сосредоточению; сенсорная стимуляция; накопление кинестетического опыта; эмоциональная гармонизация и релаксация.
Данная техника может быть интересна как один из вариантов работы в рамках песочной терапии. Применима для работы как с ребёнком, так и со взрослым. Эта техника также обладает психопрофилактической ценностью. Созданные на песке и из песка, мандалы могут получиться рельефными, чему способствует свойство влажного песка.
Оборудование:
Поднос с песком; различные формочки, лопаточки, трафареты из плотного плоского материала с уже готовыми формами мандал; различные предметы, оставляющие интересные следы на песке; кувшин с водой; предметы для украшения мандалы (камешки, ракушки, бусины, монеты, пуговицы, косточки и т.д.
Описание техники:
Создающий мандалу на песке рисует в песочном подносе круг и затем украшает его различными предметами. Из влажного песка можно вылепить различные элементы круга, а затем приступить к их декорированию.
Лучше, если создание песочной мандалы будет протекать под соответствующую музыку. Создающим мандалы можно рассказать о тибетских монахах, об их ритуале создания мандал из различного песка, что придаст всей работе колорит некой священной общности.
Скачать работу
в практической работе психолога.
Психотерапевтический эффект Мандал.
Мандала в переводе с санкрита означает магический круг. Круг – это первичный символ единства и бесконечности, символ планеты Земля, символ защищённости материнского лона. При изображении круга очерчивается граница, защищающая физическое и психическое пространство. Движение по кругу означает постоянное возвращение к самому себе.
Мандала помогает стимулировать основные внутренние источники глубинных уровней подсознания, включая механизмы саморегуляции.
Понятие мандала было введено в психологию Карлом Густавом Юнгом, который впервые отметил важность образа круга в сновидениях и рисунков клиентов. Его открытие происходит из его собственного исследования. Каждое утро в своём дневнике он набрасывал рисунок круга, просто следуя внутреннему импульсу.
Юнг сделал наблюдение, что его рисунки меняются, отражая состояние психики. Однажды он получил раздражительное письмо от своего друга, и границы круга, который он нарисовал, на следующий день были разорваны. Юнг был уверен, что изменения в его настроении отражались в изменениях его рисунков. С помощью своих рисунков Юнг день за днём наблюдал трансформацию психики.
Юнг успешно лечил невротиков мандалами, которые создавали и рисовали его собственные пациенты. Рисунки мандал были попыткой восстановить здоровье изнутри, показывая самый жизненно важный аспект жизни: её конечную полноту.
В настоящее время многие специалисты в области психотерапии и психологии в работе с детьми, подростками и взрослыми активно применяют метод диагностики психического состояния по рисунку и цветам мандалы. Одно из главных преимуществ работы с мандалами – это то, что каждый человек раскрывает себя сам с помощью Внутреннего Ребёнка, с помощью созерцания красок и раскрытия своих внутренних резервов.
Индивидуальная мандала является уникальным психотерапевтическим инструментом, позволяющим одновременно анализировать и корректировать психическое состояние человека. Когда человек рисует мандалу, он рисует свой внутренний мир в настоящий момент, состояние самого себя настоящего, вне социума, свою духовную сущность. Он отвечает на экзистенциальные вопросы: Кто я? Где я? Откуда я? Когда получает ответ на первые два вопроса, происходит переоценка ситуации. Это и даёт сильнейший психотерапевтический эффект.
Основной целью метода мандалы является:
- диагностика и коррекция конкретной проблемы;
Коррекция эмоционального состояния и нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок);
- изучение групповых взаимоотношений.
Также есть и другие возможности применения мандал в актуальных направлениях психокоррекционной работы психолога с детьми, подростками и взрослыми, это:
- при ощущении внутреннего дисбаланса;
- проблемах самооценки;
- страхе потерять контроль над собой;
- пессимизме и депрессии;
- разной степени тревожных состояниях;
- различной сложности семейных ситуациях;
- коррекции расстройств мелкой моторики и нервного напряжения;
- преодолении кризиса в развитии;
- стимуляции творческого потенциала.
Таким образом, мы считаем актуальным применение в практической коррекционной работе с детьми с ОВЗ и их родителями метод мандалы, который достаточно прост и не менее эффективен в практическом использовании.
Диагностика по рисунку Мандалы
Диагностика психологического состояния по мандале применима как для взрослых, так и для детей.
Д.Келлог, изучая воздействие мандалы на человека, выделила два основных вида мандал в диагностике: симметричные и композиционно сложные.
Симметричные мандалы отражают текущий момент времени и ситуацию.
Композиционные мандалы отражают осознаваемые и неосознаваемые аспекты личности.
Левая половина мандалы отражает бессознательные процессы. Правая – сознательные. При диагностике мандалы в первую очередь следует обращать внимание на расположение её центра, а затем уже на линии, символы, формы, знаки и цвет.
Анализ структурных и содержательных особенностей мандалы
Центр мандалы (по Копытину)
Центр является организующим элементом системы. Система – это психика, центр – это Я автора на языке аналитической психологии ЭГО (осознаваемое Я).
Структурные и цветовые особенности центра, а также его размер будут отражать разные аспекты Я -:
Степень его сформированности;
Его силу;
Способность выполнять те или иные связанные с ним функции (сознательный контроль, целепологание).
Наличие двух центров может быть связано с переживанием Я глубоких изменений, связанных с процессом развития или иными причинами. Иногда это можно рассматривать как признак противоречивого, амбивалентного Я. Это так же духовный центр личности Самость. Активное проявление Самости в центре рисунка можно связать с особого рода состояниями – изменёнными состояниями сознания, трансперсональными или мистическими переживаниями, которые могут наблюдаться в связи с процессом психического и духовного роста, а также при некоторых психических расстройствах.
Отсутствие центра характерно для глубоких изменённых сотояний сознания, в том числе и патологического характера (развивающихся, например, вследствие слабоумия).
Временное отсутствие центра может отмечаться на определённых этапах беременности и после родов).
Внешние границы мандалы.
Внешние границы мандалы, как и центр, тесно связаны с осознаваемым Я и его такими важными функциями, например, как способность осознавать свои психологические границы и защищать своё личное пространство в процессе взаимодействия с другими.
Слишком плотные границы мандалы могут говорить об избегании контактов и потребности в самозащите.
Границы мандалы могут быть связаны с психологическим контейнированием – способностью аккумулировать психическую энергию.
Связь центра с внешними границами и разными зонами внутреннего пространства мандалы.
Хорошая связь может говорить о высокой психологической интеграции, способности Я ставить цели и достигать их, хорошим развитии воли и сознания.
- Иногда интеграция изображения достигается за счёт изображения идущих от центра лучей, лепестков цветка, напоминающих кристалл форм, а также геометрического характера рисунка. Такой способ связи обычно характерен для взрослых, хорошо функционирующих в социуме.
- В других случаях связь элементов рисунка и границ с центром достигается за счёт изображения спирали. Этот способ является более регрессивным, отражающим ранние формы самосознания (связанные с фазой сепарации). Иногда может отражать перинатальный опыт (продвижение по родовому каналу, третью перинатальную матрицу по С. Грофу).
Общий характер рисунка – степень хаотичности или упорядочности.
Упорядочный характер мандал связан с изображением геометрических фигур или хорошо оформленных образов, включая изображения людей, животных, растений. При этом элементы рисунка связаны друг с другом как пространственно, так и по содержанию (Это можно выяснить благодаря обсуждению). Такие изображения свойственны более зрелым состояниям.
Хаотичные изображения характеризуются плохой связью между элементами рисунка. Наблюдая за рисованием можно заметить, как автор рисует импульсивно, контроль за изобразительной деятельностью низкий. Иногда элементы рисунка пересекают внешние границы мандалы. Такие рисунки говорят о регрессивных состояниях, а также характерны для органического поражения мозга со слабоумием, в некоторых случаях спонтанность связана с переживанием сильного аффекта.
Симметрия или ассиметрия.
Симметричные мандалы такие, в которых правая и левая половины или верхняя и нижняя часть отзеркаливают друг друга свидетестствуют о:
- покое;
- равновесии; пассивности, отсутствии психологических изменений.
Ассиметричные мандалы свойственны клиентам пережившим процесс психологических изменений, или кто испытывает внутренний конфликт. Такие мандалы говорят об активной внутренней динамике, которая связана с процессом развития или с с рядом эмоциональных и психических нарушений.
Мандалы с выраженной ассиметрией свойственны подросткам, говоря об амбивалентности их чувств, внутренней противоречивости и психологических ихменениях.
Ассиметрия может быть признаком невротического внутреннего конфликта.
Более здоровый хараетер имеют те ассиметричные сандалы, в которых виден хорошо оформленный центр – он говорит о сохранении Я, несмотря на изменения и внутренние противоречия.
Движения в мандале.
Движение может иметь разный характер и направленность.
Вращательное движение по часовой стрелке ( которое может быть связано с изображением спирали, вихря или свастики) говорит о процессе осознания (переживания инсайта), энергетической мобилизации.
Вращательное движение против часовой стрелке отражает усиление регрессивных тенденций, вытеснение определённого материала из сознания.
Движение, направленное от центра к периферии мандалы, свидетельствует об усилении связей с внешним миром, потребности в действии.
Движение направленное от периферии к центру, говорит о потребности в сохранении энергии и уходе от контактов.
Восходящее движение может быть одним из признаков трансперсональных, мистических переживаний.
Нисходящее движение говорит о фокусировке на телесных ощущениях, которая может иметь как патологический, так и здоровый характер.
Символика цветов в рисунке мандалы.
Цвета, которые выбираются для рисования мандал, раскрывают много информации о личности клиента, который интуитивно склоняется к выбору любимого и актуального для настроения цвета. Этот выбор варьируется в зависимости от душевного состояния человека, жизненных этапов и ситуаций.
При выборе цвета дети обычно более спонтанны, чем взрослые. У взрослых движет разум и они больше придают значение эстетике. Хотя самым важным является нарисовать мандалу не думая о значении цветов, которые мы выбираем.
При интерпретации рисунка мандалы важно помнить, что каждый цвет имеет как положительное, так и отрицательное значение, в зависимости от того контекста, в котором он применяется.
Жёлтый цвет – энергия, солнце, интуиция, просветление. Появление в рисунке жёлтого цвета указывает на индивидуальность и независимость, отражает поиск внутреннего освобождения.
Отрицательное значение: зависть, поверхностность, заносчивость и страх перед экономическими трудностями.
Синий цвет – цвет покоя, расслабления, доброты и уверенности в себе
Отрицательное значение: бездействие, скука. В мандале тёмно-синий цвет отражает переживания, связанные с угрозой для жизни. А также указывает на неблагоприятные психологические условия в детстве.
Белый цвет – духовность, чистота, совершенство, невинность, освобождение, любовь к истине.
Отрицательное значение: - равнодушие, перфекционизм.
Чёрный цвет – цвет земли, тьмы, обновления и возрождения.
Чёрный фон в мандале особенно способствует раскрытию духовных ресурсов. В отличие от белой бумаги, побуждает использовать более светлые цвета, которые на чёрном фоне кажутся светящимися и появляющимися как бы из темноты.
Отрицательное значение: отчаяние, пустота, тьма, смерть, разрушение, грусть, страх, угроза. Отсутствие света означает утрату веры, а потому обилие чёрного цвета в рисунке мандалы может являться признаком депрессии.
Серый цвет – нейтральный цвет, первоначальный хаос.
Отрицательное значение: говорит об отсутствии или подавление эмоций, равнодушии и инерции. Частое использование серого в рисунках мандал встречается у наркоманов, так как длительный приём героина приводит к эмоциональному выхолащиванию. Иногда серый цвет может указывать на чувство вины, а также свидетельствует об апатии и усталости от жизни.
Оранжевый цвет отражает веру в свои силы, волю и амбиции, активизирует общительность, желание творить. Это цвет радости, благожелательности и оптимизма.
Отрицательное значение: легкомыслие и жажда престижа. Иногда оранжевый цвет в мандале указывает на сильную эмоциональную зависимость от мужчины, которая может проявляться в чувстве ненависти и чувстве любви.
Отрицательное значение: легкомыслие и жажда престижа. Иногда оранжевый цвет в мандале указывает на сильную эмоциональную зависимость от мужчины. Которая может проявляться в чувстве ненависти и чувстве любви. Этот цвет может указывать на высокие амбиции и противостояние авторитетам и отцу, завышенную самооценку.
Красный цвет в рисунке мандалы означает энергию преобразования, действия, а также любовь, страсть, силу, радость жизни, очищение.
Отрицательное значение: гнев, агрессивность, импульсивность. Если красный цвет отсутствует в рисунке, это может указывать на пассивность, недостаток самореализации. Когда красный цвет смешивается с чёрным (грязно-красный). Это указывает на наличие проблем в различных жизненных ситуациях. В отдельных случаях он может отражать опыт прохождения хирургических операций.
Розовый цвет – его преобладание в рисунке мандалы указывает на повышенную чувствительность, застенчивость, уязвимость, потребность в заботе и любви, мягкость, женственность.
Отрицательное значение: если розовый цвет сочетается в мандале с чёрным (особенно, если расположен рядом). То в таком случае будет высока вероятность проявления у клиента саморазрушительных тенденций.
Зелёный цвет – обновление рост, чувствительность, надежда и внутренняя гармония в душе.
Отрицательное значение: честолюбие, недостаток искренности.
Сиреневый цвет в рисунках мандалы указывает на духовное обновление.
Отрицательное значение: бегство от реальности.
Фиолетовый цвет - отражает ностальгию, воспоминания, стремление к духовности.
Отрицательное значение: меланхолия. Беспомощность, сожаление и отречение. Присутствие тёмно-фиолетового цвета в центре мандалы может указывать на сильную зависимость от матери с преобладанием чувства любви или ненависти. Последнее более вероятно, если речь идёт о рисунке взрослого мужчины, либидо которого блокировано в силу эмоциональной зависимости от матери.
Коричневый цвет – спокойствие, любовь к простым вещам, материнство, скромность.
Отрицательное значение: равнодушие, грусть. Бедность, отражение потребности в эмоциональной безопасности. Использование коричневого цвета, особенно в центре мандалы может указывать на заниженную самооценку, но иногда отражает пересмотр привычных ценных представлений.
Следует помнить:
Рассматривая мандалу. Следует обратить внимание на то, какой цвет отсутствует.
Когда внешняя граница мандалы представлена цветной линией, это является благоприятным признаком.
Разновидности техник мандалы
Мандала Цветочная поляна
В психологической практике диагностические мандалы могут использоваться как в индивидуальной консультативной практике, так и в групповой. Такие мандалы имеют своё название и уже готовый рисунок внутри круга. С детьми применять можно с 4-х лет и более.
Цель: изучение семейного окружения, личностного ресурса ребёнка, снятие эмоциональной напряжённости, формирование установки позитивного отношения к себе, активизации бессознательного, актуализации чувств, развитие творческого потенциала.
Условия проведения:
Для выполнения задания необходимо включить релаксационную музыку. Предложите ребёнку краски, карандаши, восковые мелки и т.д., затем мандалу.
Инструкция: Посмотри, какой волшебный круг. Это волшебная поляна, на которой растёт семья цветов. Найди самый главный цветочек в круге, который не похож на другие. Раскрась его. Посмотри: рядом с этим цветочком растут его близкие. Покажи, где цветок мама, папа, сестра, брат и др. Раскрась их. Расскажи, какие это цветы. Кто ещё есть на этой цветочной поляне (друзья, знакомые) Что нужно для цветов, чтобы они были счастливы? Что мешает цветам на этой поляне?
После окончания работы, ребёнку необходимо предложить закрасить контуры (рамку): Выбери цвет, который подходит для этой поляны. Почему ты выбрал этот цвет? Что он для тебя значит? Что ты сейчас чувствуешь?
Интерпретация рисунка мандалы Цветочная поляна
При интерпретации мандалы особое внимание следует обратить на: 1. Цвета, которыми ребёнок её раскрасил, на их сочетаемость и расположение относительно друг друга.
Следует уделить внимание центру мандалы.
Цвету рамки.
Как включился ребёнок в работу.
Техника Куски пирога
Техника предназначена для групповой работы с детьми дошкольного и школьного возраста.
Цель:
Развитие невербальных навыков общения, групповой сплочённости; равитие толерантности по отношению к аутсайдерам в группе; развитие фантазии, воображения.
Оборудование:
Большой лист бумаги в виде круга, который может быть разрезан на сектора по количеству рисующих; разнообразные художественные материалы: гуашь, пастель, акварель, карандаши.
Условия проведения:
Каждому участнику процесса создания групповой мандалы выделяется один сектор круга для дальнейшего создания на нём рисунка. Каждый рисует то, что хочет, не договариваясь с другими об общей теме. Из разрезанных секторов, если они были разрезаны, выкладывается круг и демонстрируется группе. Участники могут высказываться по поводу своих чувств и впечатлений, возникших в процессе работы.
Психотерапевтические возможности техники:
Сам символ круга, используемый в работе, играет объединяющую и поддерживающую роль для группы, а его деление на сектора обеспечивает незыблемость границ для тревожных, неуверенных в себе участников. Это позволит ощутить безопасность при работе или выступает ограничителем пространства для слишком активных ребят, стремящихся постоянно нарушать личностное пространство других.
О сплочённости и слаженности группы можно будет судить по таким параметрам, как похожий выбор колористики отдельных секторов, схожесть в теме нарисованного, гармоничный подбор в раскладе секторов круга.
Не вписывающиеся в общую гармонию сектора круга могут свидетельствовать о противопоставлении их авторами себя группе, об ощущении себя аутсайдерами в группе, а тематика рисунков и комментарии их авторов подскажут причины сложившейся ситуации и, возможно, пути выхода из неё.
Техника Медитация на песке
Показания к применению:
Развитие способности к сосредоточению; сенсорная стимуляция; накопление кинестетического опыта; эмоциональная гармонизация и релаксация.
Данная техника может быть интересна как один из вариантов работы в рамках песочной терапии. Применима для работы как с ребёнком, так и со взрослым. Эта техника также обладает психопрофилактической ценностью. Созданные на песке и из песка, мандалы могут получиться рельефными, чему способствует свойство влажного песка.
Оборудование:
Поднос с песком; различные формочки, лопаточки, трафареты из плотного плоского материала с уже готовыми формами мандал; различные предметы, оставляющие интересные следы на песке; кувшин с водой; предметы для украшения мандалы (камешки, ракушки, бусины, монеты, пуговицы, косточки и т.д.
Описание техники:
Создающий мандалу на песке рисует в песочном подносе круг и затем украшает его различными предметами. Из влажного песка можно вылепить различные элементы круга, а затем приступить к их декорированию.
Лучше, если создание песочной мандалы будет протекать под соответствующую музыку. Создающим мандалы можно рассказать о тибетских монахах, об их ритуале создания мандал из различного песка, что придаст всей работе колорит некой священной общности.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств