Активизация памяти как одно из условий успешного обучения младших школьников
Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая охраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо, осмысление собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, так как не успев дочитать до конца, забыли бы его начало. Толковый словарь Ожегова определяет память как «способ сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт». Память многолика. Существует определенный запас слов, образов, понятий, которые хранятся в памяти, как в арсенале, всю жизнь. Это долговременная память. В случае, когда информация хранилась недолго, говорят о кратковременной памяти.
Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечатлевать информацию. Это природная память. Ее наибольшие возможности проявляются в дошкольном возрасте, созревает природная память к 7 годам. Каждый человек может усовершенствовать свою память за счет разнообразных приемов запоминания, способов обработки информации. Эти приемы – своего рода надстройка над природной памятью. Ее называют культурной памятью. Как бы ни была сильна природная память, ведущая роль принадлежит культурной, т.к. только благодаря приемам запоминания человек становится способным управлять процессом запоминания и, следовательно, управлять собой. Возможности природной памяти у каждого свои. В среднем количество непосредственно запомненной информации для взрослого человека колеблется в пределах от 5 до 9 единиц. Нашу память можно сравнить с домом, где фундамент составляет природная память, а все остальные конструкции – культурная. Получается, что каждый может быть и архитектором, и строителем своей памяти. В качестве строительных материалов используются разные способы осмысления, обработки информации. Из чего может состоять развитая культурная память?
Любой материал можно разделить на части, группы. Этот прием называется группировкой. Материал можно разделить на определенные, четко обозначенные части – классы, т.е. классифицировать информацию. Например, выделить: знакомые слова и незнакомые, животных и растения, прилагательные и глаголы. В этом случае нагрузка на память уменьшатся ровно во столько раз, на сколько частей или классов был разделен материал.
Любая новая информация затрагивает старую, уже известную. Эти процессы называются ассоциациями. Для того, чтобы использовать эту способность для запоминания, достаточно задать вопрос: что тебе напоминает это слово, этот рисунок?
Любая информация содержит нечто, что может стать опорой для запоминания (даты, знакомые или незнакомые слова, необычные фразы, метафоры). Этот прием называется поиском опорного пункта. Для запоминания большого текста необходимо использовать несколько опорных пунктов. Это будет план для припоминания, т.е. мнемический план.
В процессе обучения необходимо запоминать много определений, правил, формул. Для того, чтобы при воспроизведении избежать ошибок, можно пользоваться приемом аналогии, когда устанавливается сходство, подобие в определенных отношениях предметов, явлений, в целом различных.
В ряде случаев материал легче запомнить, изобразив его основное содержание в виде схемы (это касается грамматических правил, теорем и т.п.). Этот прием называется схематизацией.
Разрозненную информацию (например, иностранные слова) легче запомнить, объединив их, придумывая какие-либо связки, посредники, добавляя к запоминаемому что-то от себя. Этот прием называется достраивание материала.
Материал можно структурировать, т.е. установить связи внутри него, благодаря чему он начинает восприниматься как целое. Этот прием позволяет хорошо запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию (абстрактную, неизвестную, запутанную), т.к. упорядочивает материал.
Память человека можно сравнить с волшебным лесом, который может быть тихим и не растущим, а может быть развивающимся. Когда человек анализирует материал, его мозг видоизменяется, нервные окончания переплетаются, «шепчутся» друг с другом, как листья дерева. Тогда разные виды памяти участвуют в запоминании, человек быстро и успешно справляется с задачей. Когда человек, запоминая материал, просто повторяет его, мозг напоминает лес в тихую погоду. Память не развивается, используются только ее природные резервы. Такие люди долго запоминают, много забывают, мучительно вспоминают материал.
В начале школьной жизни память является способностью, в значительной степени определяющей успешность обучения, но в дальнейшем ситуация меняется: процесс обучения начинает влиять на то, как, в каком направлении, какими темпами будет развиваться память. Память младшего школьника такова, что он может запоминать произвольно и непроизвольно, может заучивать материал, а может применить способ для запоминания информации. Объем непосредственной памяти младшего школьника около 6 единиц. Количество информации, запомненной с помощью ассоциаций, может увеличиться вдвое. Младшие школьники способны группировать материал, классифицировать его, составлять мнемический план, искать опорные пункты. Активная мыслительная деятельность создает необходимую атмосферу для успешного запоминания, стимулирует развитие памяти ребенка.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат