Дата публикации:
08.01.2023
Автор:
Федорова Лидия Васильевна
Название работы:
ОПЫТ РАБОТЫ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОБУЧАЮЩИМСЯ C ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ.
Работа:
ОПЫТ РАБОТЫ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОБУЧАЮЩИМСЯ C ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ.
АВТОР: Федорова Лидия Васильевна, учитель географии МБОУ СОШ №10
Практика обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях общеобразовательной школы – не нова. Раньше для этого не создавалось каких-либо специальных условий, в том числе, не было организовано должного психолого-педагогического сопровождения.
Система психолого-педагогического сопровождения – это многофакторное явление. Для того, чтобы процесс адаптации, интеграции и социализации ребенка с особенностями развития в общеобразовательной школе проходил успешно, особому ребенку нужно сопровождение учителя (помощника, наставника).
На сегодняшний день включение сопровождающего лица в образовательный процесс с правовой точки зрения регулируется рядом нормативно-правовых актов.
В первую очередь это Федеральный закон Об образовании, где в ст. 79 закреплена следующаянорма …использование специальных образовательных программ и методов обучения ивоспитания, специальных учебников, учебных пособий, дидактических материалов,специальных технических средств обучения коллективного и индивидуальногопользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимсянеобходимую техническую помощь….
Основная цель наставничества – обеспечение системного индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ, непосредственное воздействие на формирующуюся личность, направленное на ее образование, активную социализацию, продуктивное развитие, социальную адаптацию. Наставник помогает поверить в свои силы и свои возможности, учит адекватно оценивать и понимать проблему, находить ресурсы для ее решения, учиться справиться с ней и при необходимости обращаться за помощью.
Наставник помогает войти в социум, учит овладевать социально-жизненными навыками для успешной социально-психологической адаптации и интеграции. Взаимодействие с наставником может быть полезно на этапе адаптации при переходе из одной ступени обучения на другую, при смене образовательного маршрута.
Педагогический опыт показывает, что у детей отмечается пониженная работоспособность, неустойчивость внимания, наблюдаются недостатки памяти. Обнаруживается отставание в развитии мыслительной деятельности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки и делать обобщение, на низком уровне развитие абстрактного мышления
Мне хотелось бы рассказать об моем опыте наставничества с теперь уже выпускником моего 11 А класса Комковым Никитой. Он обучался в нашей школе 11 лет. По заключению ПМПК был установлен статус ребѐнок-инвалид. Ему рекомендованы специальные образовательные условия, обучение по адаптированной программе. По заключению ВК — домашнее обучение.
В 2012 году я стала классным руководителем Никиты. Свою работу я начала с доверительных и честных отношений с родителями, выстраивала тесную и непрерывную работу – учитель-классный руководитель-родитель-ребёнок. Родители всегда были в курсе работы и результатов работы с их ребенком, они видели динамику продвижения в обучении, в развитии. В этом же году я прошла обучение в ГАОУДПО ВО Владимирский институт повышения квалификации работников образования имени Л.И. Новиковой по программе Использование средств ИКТ для дистанционного образования детей инвалидов. Я предложила родителям Никиты вступить в программу дистанционного обучения детей инвалидов В ДОм@шней школе на Александровской муниципальной площадке. При этом я преследовала несколько целей:
приобщение ребенка к интернет – сообществу ДОм@шней школы, где он мог общаться со сверстниками с подобными проблемами здоровья;
использование ЦОР в образовательных целях;
развитие самостоятельности и ответственности при выполнении домашних заданий с оцениванием и отслеживанием собственных результатов;
приобретение навыков общения в Интернет – пространстве, для возможного использования их в будущей профессиональной деятельности.
Мною каждый год разрабатывалась Индивидуальная образовательная программа Комкова Никиты, в которой корректировались пробелы в знаниях, связанные с нахождением ребенка в лечебных учреждениях.
В 9 классе в ходе факультативных занятий с учителем истории и индивидуального консультирования с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения, соответствующего интересам и способностям наметился устойчивый интерес Никиты к изучению истории, обществознания и литературы.
Дистанционные занятия продолжались. Но теперь у педагогов истории, обществознания и литературы, которые посещали Никиту на дому, появились возможности дистанционных технологий. К этому времени Никита хорошо владел ими.
Классный руководитель, как наставник играет важную роль в вопросах профориентации подростков с ОВЗ. Большую роль в этом вопросе играет не столько наличие дипломов и статусных регалий, сколько личностная и мотивационная готовность взрослого человека протянуть руку помощи тому, кто в ней нуждается. Только тот, кто способен стать значимым взрослым для подростка, способен найти подход, раскрыть его возможности и интересы сможет оказать социально-психологическую помощь и поддержку.
Никита успешно сдал ГИА и на совете семьи и школы было принято решение получить общее среднее образование. При этом особый упор был сделан на изучение истории, обществознания, математики и русского языка.
За все время обучения Никита не был оторван и от классного коллектива. Мы с ребятами часто ходили к нему в гости, особенно когда он после очередной операции был прикован к постели. Поддерживали его и помогали в этих условиях верить, что задуманное осуществится.
Цитата Антона Макаренко полностью характеризует тот факт, что особенные дети требуют особого внимания и отношения со стороны взрослых: Наша методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям.
Исходя из выше сказанного, мое взаимодействие с родителями Никиты, с классным коллективом и педагогами, активные методы обучения и воспитания помогли юноше успешно сдать в 2018 году ЕГЭ, поступить в ВУЗ. Сейчас он студент Московского университета им. С.Ю. Витте. Факультет управление. Специальность: таможенное дело и валютный контроль. Форма – заочно - дистанционная! Периодически занимается профессиональной практикой. Мобилен! Получил права автомобилиста. Позитивен. Очень благодарен семье и школе.
Моя работа в качестве наставника доказала свою эффективность и целесообразность в формировании социального опыта ребенка с ОВЗ, воспитания гуманности и морально-нравственных ценностей у него и его окружения, развития мышления, как основы вышеназванных качеств.
Скачать работу
АВТОР: Федорова Лидия Васильевна, учитель географии МБОУ СОШ №10
Практика обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях общеобразовательной школы – не нова. Раньше для этого не создавалось каких-либо специальных условий, в том числе, не было организовано должного психолого-педагогического сопровождения.
Система психолого-педагогического сопровождения – это многофакторное явление. Для того, чтобы процесс адаптации, интеграции и социализации ребенка с особенностями развития в общеобразовательной школе проходил успешно, особому ребенку нужно сопровождение учителя (помощника, наставника).
На сегодняшний день включение сопровождающего лица в образовательный процесс с правовой точки зрения регулируется рядом нормативно-правовых актов.
В первую очередь это Федеральный закон Об образовании, где в ст. 79 закреплена следующаянорма …использование специальных образовательных программ и методов обучения ивоспитания, специальных учебников, учебных пособий, дидактических материалов,специальных технических средств обучения коллективного и индивидуальногопользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимсянеобходимую техническую помощь….
Основная цель наставничества – обеспечение системного индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ, непосредственное воздействие на формирующуюся личность, направленное на ее образование, активную социализацию, продуктивное развитие, социальную адаптацию. Наставник помогает поверить в свои силы и свои возможности, учит адекватно оценивать и понимать проблему, находить ресурсы для ее решения, учиться справиться с ней и при необходимости обращаться за помощью.
Наставник помогает войти в социум, учит овладевать социально-жизненными навыками для успешной социально-психологической адаптации и интеграции. Взаимодействие с наставником может быть полезно на этапе адаптации при переходе из одной ступени обучения на другую, при смене образовательного маршрута.
Педагогический опыт показывает, что у детей отмечается пониженная работоспособность, неустойчивость внимания, наблюдаются недостатки памяти. Обнаруживается отставание в развитии мыслительной деятельности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки и делать обобщение, на низком уровне развитие абстрактного мышления
Мне хотелось бы рассказать об моем опыте наставничества с теперь уже выпускником моего 11 А класса Комковым Никитой. Он обучался в нашей школе 11 лет. По заключению ПМПК был установлен статус ребѐнок-инвалид. Ему рекомендованы специальные образовательные условия, обучение по адаптированной программе. По заключению ВК — домашнее обучение.
В 2012 году я стала классным руководителем Никиты. Свою работу я начала с доверительных и честных отношений с родителями, выстраивала тесную и непрерывную работу – учитель-классный руководитель-родитель-ребёнок. Родители всегда были в курсе работы и результатов работы с их ребенком, они видели динамику продвижения в обучении, в развитии. В этом же году я прошла обучение в ГАОУДПО ВО Владимирский институт повышения квалификации работников образования имени Л.И. Новиковой по программе Использование средств ИКТ для дистанционного образования детей инвалидов. Я предложила родителям Никиты вступить в программу дистанционного обучения детей инвалидов В ДОм@шней школе на Александровской муниципальной площадке. При этом я преследовала несколько целей:
приобщение ребенка к интернет – сообществу ДОм@шней школы, где он мог общаться со сверстниками с подобными проблемами здоровья;
использование ЦОР в образовательных целях;
развитие самостоятельности и ответственности при выполнении домашних заданий с оцениванием и отслеживанием собственных результатов;
приобретение навыков общения в Интернет – пространстве, для возможного использования их в будущей профессиональной деятельности.
Мною каждый год разрабатывалась Индивидуальная образовательная программа Комкова Никиты, в которой корректировались пробелы в знаниях, связанные с нахождением ребенка в лечебных учреждениях.
В 9 классе в ходе факультативных занятий с учителем истории и индивидуального консультирования с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения, соответствующего интересам и способностям наметился устойчивый интерес Никиты к изучению истории, обществознания и литературы.
Дистанционные занятия продолжались. Но теперь у педагогов истории, обществознания и литературы, которые посещали Никиту на дому, появились возможности дистанционных технологий. К этому времени Никита хорошо владел ими.
Классный руководитель, как наставник играет важную роль в вопросах профориентации подростков с ОВЗ. Большую роль в этом вопросе играет не столько наличие дипломов и статусных регалий, сколько личностная и мотивационная готовность взрослого человека протянуть руку помощи тому, кто в ней нуждается. Только тот, кто способен стать значимым взрослым для подростка, способен найти подход, раскрыть его возможности и интересы сможет оказать социально-психологическую помощь и поддержку.
Никита успешно сдал ГИА и на совете семьи и школы было принято решение получить общее среднее образование. При этом особый упор был сделан на изучение истории, обществознания, математики и русского языка.
За все время обучения Никита не был оторван и от классного коллектива. Мы с ребятами часто ходили к нему в гости, особенно когда он после очередной операции был прикован к постели. Поддерживали его и помогали в этих условиях верить, что задуманное осуществится.
Цитата Антона Макаренко полностью характеризует тот факт, что особенные дети требуют особого внимания и отношения со стороны взрослых: Наша методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям.
Исходя из выше сказанного, мое взаимодействие с родителями Никиты, с классным коллективом и педагогами, активные методы обучения и воспитания помогли юноше успешно сдать в 2018 году ЕГЭ, поступить в ВУЗ. Сейчас он студент Московского университета им. С.Ю. Витте. Факультет управление. Специальность: таможенное дело и валютный контроль. Форма – заочно - дистанционная! Периодически занимается профессиональной практикой. Мобилен! Получил права автомобилиста. Позитивен. Очень благодарен семье и школе.
Моя работа в качестве наставника доказала свою эффективность и целесообразность в формировании социального опыта ребенка с ОВЗ, воспитания гуманности и морально-нравственных ценностей у него и его окружения, развития мышления, как основы вышеназванных качеств.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств