Актуальные проблемы логопедической работы с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи
Кичаева Любовь Михайловна,
учитель-логопед МБОО СОШ №4 г.о.Фрязино МО,
руководитель ГМО учителей-логопедов
Прогрессирующий рост тяжёлой речевой патологии
Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это целый ряд отклонений, которые влияют на речевую способность ребенка и могут спровоцировать психические нарушения при нормальной мозговой деятельности. Дети с ТНР нуждаются в особом подходе и комплексном лечении, которое включает занятия с логопедом или дефектологом, педагогом-психологом, а также наблюдение врачей (при необходимости лечение).
Тяжелые нарушения речи:
Алалия (недоразвитие или полное отсутствие речи, связанное с нарушением реч
евых зон коры головного мозга;
в той или иной степени нарушены все речевые компоненты);
Афазия (приобретенное нарушение речи, возникшие из-за органического поражения центра восприятия или формирования речи);
Д
изартрия (нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (от полной невозможности говорить, до неразборчивой речи), возникающее в результате поражения
центральной нервной системы
(
ЦНС
)
;
Ринолалия
(расстройства артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения и функционирования речевого аппарата);
Заикание (нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленная судорожным состоянием мышц речевого аппарата).
Наблюдения с середины 80х годов прошлого века показывают, что обследуя детей 5-6 летнего возраста в детских садах города, тяжёлая патология была выявлена у 1- 2 детей в группе. Комиссия по набору детей в логопедический детский сад проводила одно заседание в году.
В нашем детском саду функционировало 5 групп по 12 детей (большинство детей просто нечётко выговаривали звуки, что исправлялось быстро).
В настоящее время в городе детский сад компенсирующего вида для детей с ТНР и в каждом детском саду от одной до трёх логопедических групп, в которых почти все дети с ТНР.
Более того, они переукомплектованы вдвое, а детский сад компенсирующего вида - втрое.
Усложнение структуры речевого дефекта
Тяжёлые нарушения речи стали очень редко встречаться в классическом виде. Дефект речи стал сложным – сочетанным. Общее недоразвитие речи осложняется дизартрией, ринолалией, заиканием.
Дети с тяжёлыми нарушениями речи обучаются по АООП ДО для детей с ТНР в логопедических группах. Для каждого ребёнка разрабатывается индивидуальный маршрут речевого развития.
В классических вузах учили: в логопедических группах занимаются дети с сохранным интеллектом, слухом и зрением. О наличии в группе детей с психическими заболеваниями не могло быть и речи.
Детский сад компенсирующего вида для детей с ТНР (в котором по определению все дети с ОВЗ) посещают воспитанники с синдромом Дауна, слабослышащие дети, дети с ДЦП, дети с РДА, дети с вариативным поведением (проявляющие немотивированную агрессию). Такая же картина наблюдается и в логопедических группах детских садов комбинированного вида.
Детей с подобными проблемами надо учить по другим адаптированным программам. Большинство из них нуждаются в индивидуальном сопровождении.
Особую тревогу вызывает рост количества детей с расстройствами аутистического спектра. Такие дети есть в каждой группе. Проявления их недуга самые различные: полная отстранённость, самоагрессия, страх перехода в другое помещение, гиперраздражение от музыки или звука колокольчика, невозможность переодевания. И т.п.
Этим детям недостаточно нашего понимания проблемы, сочувствия и доброты. Им нужна квалифицированная медицинская помощь.
Только у трети таких детей родители согласны принять факт заболевания. Остальные считают неадекватное поведение ребёнка обычным «своеобразием».
В России число людей с аутизмом за последние пять лет выросло вдвое, констатировали в Минздраве. Способов снизить риск возникновения подобного расстройства до сих пор нет, также как и понимания причин, по которым рождаются такие дети.
Проблемы организации логопедической помощи
Количественный состав воспитанников, рекомендуемый ФГОС ДО в группах компенсирующей направленности: для детей с ТНР – 6 – 8 человек; для детей с ФФНр (нетяжёлые нарушения речи) - 12 человек; для детей с аутизмом – 5 человек; для детей со сложным дефектом – 5 человек.
В наших логопедических группах – до 30 детей. Почему? Таким образом ликвидирована очередь в детские сады (выполняем муниципальное задание).
Подушевое финансирование ставит детский сад с малым количеством детей в «невыживаемые» условия.
Отсутствие необходимых специалистов в штатном расписании детского сада компенсирующего вида
Наличие детей с ОВЗ, а тем более детей со сложным дефектом (ТНР + заболевание зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и т.п.) требует комплексного воздействия специалистов.
У нас неполные ставки психолога и педиатра.
Мы не можем проводить физиотерапевтические процедуры, массаж.
Не только в детском саду, но и в городе нет детского психиатра.
Сокращение ставки логопеда в детской поликлинике
Логопед детской поликлиники проводил большую профилактическую работу, наблюдая детей практически с рождения (если малыш не гулит и не лепечет, если не умеет сосать, если попёрхивается…). А тесная взаимосвязь с врачами (неврологом, детским психиатром, физиотерапевтом) позволяли предотвратить такие сложные дефекты, как заикание.
Своевременная грамотная диагностика, доступное и удобное консультирование решали многие проблемы речевого развития детей.
Низкий уровень подготовки учителей-логопедов в вузах
Практика показывает, что уровень подготовки специалистов в педагогических вузах снизился.
Тестовая система разрушает в духовную и творческую составляющие профессии учителя.
Даже для того, чтобы стать учителем-ремесленником, необходимы время и кропотливый труд.
Большое количество детей в группах, сложность дефекта, лавина документации и необходимость постоянно мелькать в соцсетях не способствуют самообразованию.
Мы, конечно, не сдаёмся, ГМО учителей-логопедов – прекрасная школа для специалистов. Было бы желание…
Отношение родителей к проблеме развития речи ребёнка
Современные родители – плод старательно выращенного общества потребления.
В большинстве случаев сами они воспитывать не хотят (это трудно и хлопотно). Пока малыш общался только с родителями, ему было позволено всё (это так приятно – всё разрешать). Ребёнку с 8 месяцев в коляску положили планшет (а он у нас такой умный, сразу сообразил, на какие кнопки нажимать). Мама – в компьютере (на маникюре, на пленэре, в телефоне…), папа (аналогично), а ребёнок не мешает. Удобно. Правда, и не говорит (не с кем и незачем).
О том, что, если малыш не говорит до трёх лет – это гарантированные проблемы при обучении русскому языку в школе, а если не говорит до пяти – начинаются когнитивные проблемы, родители не догадываются. Как и о своей ответственности за происходящее.
В детский сад ребёнка приводят примерно так, как сдают бельё в химчистку. Привела с проблемами, верните без проблем. Сами напрягаться не хотят («Ладушки», «Сороки» – каменный век). Лечить тоже отказываются («Вы, что, хотите клеймо поставить на моего ребёнка?»
Конечно, не все родители такие. Есть и заботливые, и умные, и замечательные. А «незамечательных» мы стараемся правильно информировать, пробуждая в них родительские чувства.
Позитив
Есть ли позитив в работе логопеда?
Да сколько угодно!
Это постоянное общение с детьми, которые не устают удивлять, поражать своим восприятием мира ежедневно и ежечасно. Это радость достижения результата. Это вечная молодость – некогда состариться, это постоянное развитие – кто остановился, тот отстал, это масса вариантов для творчества. Это профессия, где неизбежно постоянное радостное общение, где никогда не остаешься один и уж точно не соскучишься.
А проблемы…
Будем решать…
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат