ФОРМАЛЬНОЕ УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИМИСЯ, ПРИЧИНЫ И НЕКОТРЫЕ ПРИЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ
В настоящее время среди фундаментальных педагогических вопросов, требующих пристального внимания и изучения, актуальной остается проблема формализма в усвоении знаний и способах деятельности по математике. Запоминание внешних формальных выражений математических понятий и предложений без усвоения их содержательной сущности лишает обучающегося возможности увидеть, каким образом они могут быть применены при решении конкретной проблемы. Таким образом, остро встает вопрос о необходимости преодоления формализма в обучении математике.
Целью настоящего исследования является поиск путей преодоления формализма посредством совершенствования процесса обучения математике.
Теоретико-методологические вопросы, связанные с исследованием профилактики формализма, его признаков раскрыты в работах А.Я. Хинчина [10], М.Н. Скаткина [9], Л. И. Божовича [1], В.П.Беспалько [2], Я.И. Груденова [3] и др.
Проблемой выявления природы и понимания путей преодоления формализма в знаниях занимались С.Л. Рубинштейн [7], Д.А. Леонтьев [5], А.И. Савенков [8], И.А. Зимняя [4] и др.
В определенный период жизни ребенок становится школьником, затем получает среднее профессиональное или высшее образование, что ставит его перед необходимостью учиться, т. е. усваивать те или иные знания и способы деятельности по получению этих знаний. Но учение может оказаться, и часто оказывается, для него лишь внешней необходимостью, далекой от внутренних потребностей его действительной жизни. Тогда и появляется именно то, что принято называть формализмом знаний.
Вслед за А.Я. Хинчиным, под формализмом знаний, будем понимать некое нарушение в сознании обучающегося правильного взаимоотношения между внутренним содержанием математического факта и его внешним выражением [10]. Правильное же взаимоотношение должно состоять в том, что основным объектом изучения служит самый факт, т.е. его внутренне содержание. Внешнее выражение этого факта, которое может быть представлено в виде словесной формулировки, чертежа, символической записи, должно являться лишь тем орудием, средством запоминания и передачи этого содержательного факта.
Приведем несколько примеров формальных знаний в математике:
1. Обучающийся легко и безошибочно дает определение логарифма, но не может доказать, что , т.е. не может проиллюстрировать только что произнесенное им определение на примере, не понимает его сути;
2. Обучающийся без запинки доказывает теорему, воспроизводя чертеж и обозначения, данные в учебнике. После того, как обозначения в чертеже попросили изменить, он не смог провести доказательство. Это говорит о том, что все усилия он потратил только на запоминание текста теоремы при привычном расположении чертежа, не усвоив идеи доказательства;
3. При доказательстве теоремы обучающийся не может своими словами пересказать теорему, выделить основные этапы доказательства. Если он начинает доказательство сначала, как на лекции или в учебнике, то воспроизводит все доказательство полностью. Но если остановить на какой-либо детали доказательства, то он становится в тупик.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат