Статья на тему:
«Роль подвижных игр в повышении уровня
физического развития и укрепления здоровья дошкольников»
Актуальность
Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей дошкольного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. По данным последних исследований 30% детей дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни. Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений - снижение двигательной активности детей, а для ребенка - дошкольника потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях.
Недостаток двигательной активности отрицательно сказывается на здоровье ребенка. Поэтому детям в течение дня необходима двигательная деятельность, в том числе и подвижные игры.
Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правила.
В процессе игры у детей активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей.
В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.
В дошкольном возрасте меняющиеся игровые ситуации и правила игры заставляют детей двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко), чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия: пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места, подлезть под веревку, не задев её.
Повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений.
Все подвижные игры в основном - коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале.
Совместные действия детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость.
Иногда бывает трудно заставить ребёнка выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.
Во время утреннего приёма детей подвижные игры способствуют созданию дружеских взаимоотношений между детьми на целый день. Большей частью - это игры малой и средней подвижности, хороводные, направленные на воспроизведение имитационных движений с проговариванием различных потешек.
Эти и многие другие игры мы с детьми проводим во время утренней зарядки, в них нет соперничества, нет отрицательных эмоций, что влияет на хорошее психологическое самочувствие всех участников воспитательного процесса и задает положительный настрой ребят на начало дня.
В организованной образовательной деятельности тоже есть место подвижной игре, несмотря на то, что в группе зачастую нет возможности организовать полноценную подвижную игру.
Например, в познавательной деятельности допустимо проведение подвижных игр по командам: «Найди своё место», «Найди свою форму». Особенно целесообразны для концентрации внимания игры: «Шишки, жёлуди, орехи», «Иголка, нитка, узелок», «Летает - не летает», «Карлики-великаны», «Бывает - не бывает» и др.
Также, организовывается образовательная деятельность детей так, чтобы была возможность менять виды деятельности, давать детям задания в парах, в командах, на ковре, стоя, за столом и т.д.
После сна организовываются игры на внимание, способствующие быстрому пробуждению детей, которые настраивают на доброжелательный лад.
В группе и на прогулке необходимо наполнять развивающую среду так, чтобы дети могли самостоятельно организовать подвижные игры: маски, различные атрибуты: повязки, ленточки, медальоны, спортивное оборудование. Обязательно проводится беседа о безопасности во время подвижных игр.
Подвижные игры, построенные на движениях, требующих большой затраты энергии (бег, прыжки и др.), усиливают обмен веществ в организме. Они оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребёнка, способствуют созданию бодрого настроения у детей. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывая мобилизацию защитных сил организма, способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.
Одним из преимуществ подвижных игр является их многофункциональность, то есть Вы поиграли с детьми в какую-то одну игру, потратив на это меньше 5-7 минут, а за это время решили несколько задач: развили определенные двигательные навыки, закрепили навык действия по сигналу, сняли эмоциональное напряжение, снизили, к примеру –агрессивность. При этом дети учатся договариваться, соблюдать правила, проигрывать.
Воспитатель МОУ ВСОШ д/о Солнышко
Беляева Е.И.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат