Метод проектов как эффективное средство формирования
мотивации к изучению предметов естественнонаучного цикла.
Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне , и я запомню,
Дай мне действовать самому, и я научусь.
Древнекитайская мудрость.
Нововведения, как инновация, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов.
В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения - дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других – реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогичекой подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии. Технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего – либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося [2].
В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики – проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых некоторое время изолированно, т.е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий , концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предполагаемых наукой новых идей, методик. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.
Одной из главных задач школы является повышение педагогического мастерства учителя путем освоения современных технологий обучения и воспитания. Овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: четкость, структурность. Ясность методического языка. Инновационных технологий много: технология перспективно-опережающего обучения, технология исследовательского обучения, технология проблемного обучения, технология проведения коллективных творческих дел, информационные технологии. Игровые технологии. Остановимся подробнее на методе проектов.
Этот метод возник в начале прошлого столетия в США. Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел дел создания реального объекта, предмета, теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность [1].
Поскольку метод проектов относится к технологиям личностно-ориентированного образования, его целеполагание сориентировано на развитие у школьников умений и качеств, необходимых человеку XXI века:
- познавательного интереса;
- умения самостоятельно находить информацию, связанную с текстом художественного произведения, с личностью и творчеством изучаемого автора или историко-литературным контекстом определенной эпохи;
- умения анализировать, обрабатывать, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах, представлять в виде оформленного результата деятельности;
- умения успешно работать с другими;
- умения принимать обдуманные решения;
- брать на себя инициативу;
- решать комплексные проблемы;
- управлять собой;
- эффективно общаться.
Существует несколько видов проектов: исследовательские, творческие (могут быть в виде сценария, праздника, драматургии, репортажа), игровые ( в виде ролевых игр), информационные (в виде презентации, видеофильма, телеконференции). По количеству участников проекты могут быть личностные, парные, групповые. По продолжительности могут быть краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.
Преимущества проектной технологии – это энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, умение работать в группе, самоконтроль, дисциплинированность.
Жизнь в согласии с природой – необходимое условие сохранения цивилизации. Человечество вынуждено отбросить вековой императив покорения природы, Который привел к загрязнению окружающей среды, истощению природных ресурсов и ясно обозначил угрозу глобального экологического кризиса. Природу надо не безумно любить, а сознательно ценить и уважать. Не враждовать с ней и не бороться, а научиться жить с ней в ладу. Экологическая ситуация современности требует воспитания в людях активного отношения к проблемам окружающей среды и экологического образования.
Экологическая обстановка в Архангельской области, как в любом регионе, на территории которого находятся крупные промышленные предприятия. Также не может не вызывать серьезных опасений у ее жителей. К сожалению, то, что является гордостью нашего региона и ее экономической основой – космодром «Плесецк», оборонные предприятия Северодвинска, алмазные месторождения и лесопромышленные комплексы – одновременно выступает и главным загрязняющим фактором окружающей среды. Острыми экологическими проблемами области и многих районов являются загрязнения водоемов отходами, вырубка лесов, сокращение видового разнообразия растений, животных, грибов.
В основу проектной деятельности положена идея – практическая направленность, этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Работая над творческим проектом, обязательно учитываем условия эффективности применения отдельных методов обучения, рациональность применения этого метода для данного ученика, соотносим с его индивидуальными особенностями.
Информационно-поисковые проекты предполагают сбор и анализ информации, подготовку и защиту проекта.
Исследовательскими являются те, которые нацеливают ребят на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез.
Проектно-ориентированные проекты приближают учащихся к потребностям современной жизни.
Так уже в 5 классах обучающиеся готовят разнообразные проекты, например: «Вулканы и гейзеры», «Гипотезы происхождения жизни на Земле». К урокам химии обучающиеся готовят проекты, связанные не только с химией воды, воздуха, почвы, но и «Химия в быту», «Химия в аптечке» и другие. Технологию проектной деятельности целесообразно применять при проведении бинарных уроков, например при изучении темы «Основы экологии» в 9,11 классах, а так же при изучении учебного материала на уроках географии, химии и биологии, где необходимо освещать проблемы, связанные с охраной окружающей среды, с рациональным природопользованием. Во время проведения предметных недель традиционными стали ученические конференции «Глобальные экологические проблемы», «Влияние вредных привычек на организм человека», на которых обучающиеся выступают со своими проектами в виде рефератов, презентаций, видеороликов. Наиболее удачные проекты дети защищают на учебно-исследовательской конференции «Юность Поморья».
Список информационных источников
Гафурова Н. О. Чурикова Е. Ю. Проектный метод в изучении
Power
point
//Информатика и образование.- 2002. -№9. – С 27-30
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования
/П
од. Ред.Е.С.
Полат
– М., 2000
Селевко
Г.К.Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Учбно-методическое
пособие под ред. Ястребцова Е. Н. Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий.- М.: 2006 – 160с.
Файн
Т.А.
Исследоватльский
подход в обучении // Лучшие страницы педагогической прессы -2004. -№ 3
Шафрин
Ю. А. Основы компьютерной. – 3-е
изд
,
-М
.: АБФ, 1998. – 656 с.
http
: //
www
.
potal
/
edu
.
ru
- Федеральный портал «Российское образование»
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат