Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Сенсорное развитие ребѐнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Сенсорное воспитание направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития детей, является одной из основных задач дошкольного воспитания.
Актуальность развития сенсорных способностей у дошкольников с ОВЗ обусловлена тем, что у данной категории детей недостаточно сформированы сенсорные представления:
- не могут назвать цвет, форму, величину геометрических фигур и предметов окружающего мира и/ или путают их;
- затрудняются при выполнении приѐмов умственных действий: анализе, синтезе, обобщении, классификации, сравнении;
- допускают ошибки при конструировании из строительных деталей конструктора и выкладывании узоров, логических рядов и плоскостных изображений из геометрических фигур и т.д.
А между тем, развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста имеет большое значение для дальнейшего развития детей:
- оно является основой для интеллектуального развития и развития воображения и познавательных процессов;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; - развивает наблюдательность;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение ребѐнком сенсорных эталонов;
- формирует у ребѐнка элементы учебной деятельности (умения принимать учебную задачу и следовать правилам; мыслить и действовать самостоятельно; осуществлять контроль собственных действий; «ручная умелость», обеспечивающая подготовку руки к письму);
- влияет на расширение словарного запаса ребенка и развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития, упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, готовит его к реальной жизни, развивает психические процессы, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, тем самым обеспечивая освоение навыков учебной деятельности.
Занятия по сенсорике, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. С помощью различных игр по сенсорике мы можем воздействовать на все органы чувств ребенка.
Для организации и проведения развивающих мероприятий по сенсорике с детьми с ОВЗ необходимо правильно подбирать дидактические материалы. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность и т. д. Перечень дидактического материала для занятий по сенсорике очень широк и разнообразен и это позволяет подобрать их индивидуально под каждого ребенка с ОВЗ. Также немаловажным является тот факт, что множество таких дидактических пособий и материалов воспитатель может изготовить самостоятельно из любых подручных материалов. Это могут быть крупы, обрезки ткани, полиэтиленовые пакеты, одноразовая посуда, пластиковые бутылки, бусины, пуговицы, бумага, предметы домашнего обихода и много другое.
Таким образом, сенсорное развитие – это то направление, которое будет эффективно для работы с детьми с ОВЗ и не потребует от воспитателя специальной переподготовки, так как такие занятия входят в программу дошкольного воспитания.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат